Хороший пример: запуск девятого сезона Открытых студий Винзавода
21 февраля состоялся запуск девятого сезона Открытых студий Винзавода, основной задачей которого стала работа с разными художественными методологиями.
Лера Конончук, ментор нового сезона и по совместительству критик, исследователь и глава отдела медиации фонда V-A-C, рассказала о том, как происходил отбор работ, в чем художникам и ментору удалось достичь симбиоза и где искусство на выставке становится непослушным.
КАК ПРОИСХОДИЛ ОТБОР РАБОТ ДЛЯ ПРЕВЬЮ ДЕВЯТОГО СЕЗОНА?
Мне казалось важным показать работы, которые, с одной стороны, емким образом демонстрируют метод художницы или художника, а с другой, намекают на намеченный участниками план работ в следующие полгода. То есть зачастую это как самые яркие и запоминающиеся работы из портфолио художников, так и связующие звенья между их прошлой и будущей практикой. Но я не выбирала работы ультимативно — скорее, озвучив свой запрос, я вместе с участниками размышляла, какие из их произведений подойдут для формата открытия.
ГДЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СТУДИЙ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ПРИСУТСТВИЕ МЕНТОРА, А ГДЕ — РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ХУДОЖНИКАМИ?
Здесь сложно отделить одно от другого, скорее, решения принимались совместно. Например, распределяя корнеры между художниками, мне было важно понимать, какую степень приватности или непосредственной открытости публике они предпочитают: кому-то, как, например, Маре Пилясинской, хотелось быть ближе к публике и чаще общаться; а Саша Пучкова и Виталий Тюрлик склонялись к более укромным местам — в том числе чтобы не мешать другим стуком швейной машинки. Но при этом я держала в голове медиумы и цвета, с которыми предпочитают работать художники — чтобы для зрителей выставка предстала как динамическая среда со своим ритмом акцентов.
КАК ПО ВАШЕЙ ЗАДУМКЕ, ОЩУЩАЕТСЯ ТО САМОЕ «НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»?
Каждый из участников по-своему пытается выйти за границы заданного. Скажем, Саян Байгалиев уходит от картины, превращая живопись в энвайронмент, публичное — в домашнее и наоборот. Даня Пирогов практикует трансдисциплинароность, объединяя ленд-арт, личную мифологию и антропологические изыскания. Художницы Farangiz и Vivato Eka не без юмора работают с общественными конвенциями и стереотипами. А Саша Пучкова балансирует между постдигитальностью (3D-коллажи) и наслаждением ручного производства (гравюры в технике сухой иглы). Я надеюсь, что это дисциплинарное непослушание будет развиваться и уточняться — в том числе благодаря задуманной программе встреч с художниками, кураторами и исследователями.
Открытые студии работают в ЦСИ Винзавод с 2017 года и входят в стратегическое направление Новые имена Винзавода. Резиденты Открытых студий имеют возможность работать с ментором, получать личные профессиональные консультаций, участвовать в коллективных проектах, artist talks и мастер-классах. Участниками девятого сезона стали Саша Пучкова, Виталий Тюрлик, FARANGIZ Ra, Vivato Eka, Жения Кузьма, Саян Байгалиев, Мара Пилясинская, Даня Пирогов, Марина Кошлина.