Знакомимся с Марлен Дюма

Разбор

Автор : Даниил Токарев

16 December, 2022

Начинаем рубрику в нашем журнале «Большие имена», в которой мы будем рассказывать об известных и важных художниках и художницах.

Первая героиня — Марлен Дюма, современная голландская художница южноафриканского происхождения. В 1995 году она представляла Нидерланды на Венецианской биеннале, в 2007 году художница получила Дюссельдорфскую премию за вклад в современное искусство, а одна из ее картин «Посетитель» была продана на Sotheby’s за рекордные на тот момент среди современных художниц — 6.3 миллиона долларов.

  • Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas
  • Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas

Marlene Dumas. Photos Wim Daneels from artnet

Марлен Дюма — один из самых важных столпов европейского современного искусства: ее картины стали героями более 60 персональных выставок, среди которых МоМа, Центр Жоржа Помпиду, Camden, David Zwirner, Tate Gallery и Zeno X Gallery. Последняя выпустила каталог работ художницы, выставленных в антверпенской галерее за 25 лет их плотного сотрудничества.

В 1995 году она представляла Голландию на 46 Венецианской Биеннале c совместным с Марией Розен и Марейкой ван Вандернам проектом, а в этом году открылась ее персональная выставка Open End в стенах Palazzo Grassi. На ней выставлено более 100 работ художницы, отражающие весь творческий путь с 1984 года. Таким образом, взаимная любовь Венеции и Марлен протягивается сквозь года, органично вписывая картины грязных тонов в антураж тонущего города.

В 2008 году Дюма установила новый мировой рекорд среди живущих женщин-художников — ее картину «Посетитель» продали на Sotheby’s за 6.3 миллиона долларов (рекорд был побит, и на данном этапе — это работа "Propped" Дженни Савиль, проданная за 12,4 миллиона долларов). Мы решили рассказать о творческом пути Дюма и показать то, как некомфортные для общественности темы находят свое отражение в ее произведениях.

Работая с живописью, Марлен Дюма создает экспрессивные портреты в тревожных палитрах, основанные на полароидных фотографиях и газетных снимках. Она часто переносит на холст те образы, которые вызывают широкий резонанс у публики и критиков. Трупы детей, кровь и грязь, изображения лидеров сект или религиозных фигур — лучшие работы Марлен заставляют задаваться вопросами о целесообразности изображаемого и вызывают чувство стыда, с которым ей приходится смиряться.

«С одной стороны, я хочу быть абстрактным художником, чтобы избегать "китчевых" изображений фигур, когда они становятся слишком откровенными или вызывающими противоречивые чувства; с другой стороны, эти фигуры приводят меня в поле исследования психологии человека».

Марлен Дюма не говорит об обществе как о черном и белом, а существует в бескрайне серых тонах, балансирует между напряжением и спокойствием, насилием и невинностью, создавая свой собственный мир приглушенных оттенков, в которых на стыке прекрасного и ужасающего рождается правдивая история.

  • Marlene Dumas, The Visitor, 1995 oil on canvas. From sothebys.com
    Marlene Dumas, The Visitor, 1995 oil on canvas. From sothebys.com
  • Marlene Dumas, Angelique 2004, oil on canvas. From sothebys.com
    Marlene Dumas, Angelique 2004, oil on canvas. From sothebys.com
  • Marlene Dumas, Blue Movie, 2008, oil on canvas. From sothebys.com
    Marlene Dumas, Blue Movie, 2008, oil on canvas. From sothebys.com
  • Marlene Dumas, Pasolini, 2012. Collection of the artist. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Pasolini, 2012. Collection of the artist. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas
  • Marlene Dumas, Dead Marilyn, 2008. Kravis Collection. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Dead Marilyn, 2008. Kravis Collection. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas

Marlene Dumas, Thumbsucker, 1994, oil on canvas. From sothebys.com

Марлен Дюма родилась в Кейптауне в 1953 году, и с раннего детства начала экспериментировать с переносом фотографий на страницы своего скетчбука. Ее родители увидели талант дочери и отдали в местный университет в 1972 году, где она выучилась на художницу. Ей очень повезло с образовательной программой, ведь там разбирали деконструкцию образов и абстрактную живопись, а не привычные для художественных школ азы рисунка. Это закрепило уникальный стиль Дюма, и в 1976 году она переехала в Европу для дальнейшего обучения искусству. Там она осела в Амстердаме, осталась жить и работать, представляя уже европейскую часть света.

Ее переезд в другую страну так и остался той темой, которая подкрепляет дискурс о проблемах эмиграции, самоидентификации в вопросе своей национальности и культур. Она росла и начинала свою карьеру в Апартеид, и ее болезненные ощущения от сегрегации протянуты через всю жизнь.

«Я никогда не стану своим человеком в Голландии. Я не умею кататься на велосипеде, я не умею плавать, у меня нет хобби. Поэтому я решила, что искусство — это форма игры, действа, в котором я способна делать все, что угодно».

Так, ее попытка вписаться в европейское общество происходит именно через живопись. При всем при этом говорить об этом она не любит — поняла, что люди спрашивают о тяжбах переезда и жизни в Африке лишь для того, чтобы развлечься, эмпатии за этим нет. Дюма говорит о серьезном весело. «Нет ничего смешнее несчастья!».

Марлен всегда идет наперекор устоявшимся в обществе паттернам, и особенно это видно на примере ее картин и концепций. Она не задается вопросом «для чего я делаю искусство?», на который у многих художников уже есть заготовленный ответ. Ей кажется, что подобные рассуждения не приближают к сути твоей работы, а лишь отдаляют от нее. Существуя в пост-модерне, она активно лавирует между уже изображенным и еще не используемым, находя между ними свою золотую середину. «Хорошая работа должна обладать правильным названием, дистанцированностью и чувством юмора».

«Странно осознавать, что я написала те работы, которые больше не хочу видеть», — говорит Марлен в своем интервью для Time Out. Она имеет в виду те картины, которые бесчисленное количество раз репродуцировались для создания плакатов или выставлялись на выставках. Но это важный процесс, ведь многие люди из новых поколений не видели ее старых холстов, а это часто становится важным для понимания ее пути, ведь другого способа она придумывать не хочет. Дюма не создает коллабораций, не сотрудничает с известными модными домами и не выпускает свою продукцию в огромных тиражах. Она читает книги, но почти никогда не дочитывает до конца; отдыхает от живописи месяцами, а потом выдает десятки работ за несколько дней до вернисажа; сосредоточена на искусстве, пусть и созданном на основе переработанных образов. Ее точные удары по сердцам зрителей не требуют третьих лиц и поддержки: громкое имя художницы создано только за счет ее уникального чувствования этого мира.

«Я не хочу делать анти-изображения — я лишь хочу делать желания более доступными. И это не значит, что проблемы, о которых я говорю, исчезают»

Разбор

Автор : Даниил Токарев

16 December, 2022