Let’s get acquainted with Marlene Dumas

analysis

Author: Daniil Tokarev

16 December, 2022

We are starting a new rubric, which is called “The Big names”, and we are going to tell you about famous and important artists.

Our first hero is Marlene Dumas, a modern dutch artist, born in South Africa. She was an ambassador of Netherlands during the Venice biennale in 1995, was awarded with the Dusseldorf prize for modern art contribution, and one of her artworks, “The Visitor”, was sold at Sotheby’s for the biggest amount of money among modern women artists at the time, 6.3 million dollars.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

  • Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas
  • Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Great Men, series of drawing from 2014, Collection of the artist. Installation view, Marlene Dumas. open-end at Palazzo Grassi, 2022. Ph. Marco Cappelletti con Filippo Rossi © Palazzo Grassi © Marlene Dumas

Marlene Dumas. Photos Wim Daneels from artnet

Марлен Дюма — один из самых важных столпов европейского современного искусства: ее картины стали героями более 60 персональных выставок, среди которых МоМа, Центр Жоржа Помпиду, Camden, David Zwirner, Tate Gallery и Zeno X Gallery. Последняя выпустила каталог работ художницы, выставленных в антверпенской галерее за 25 лет их плотного сотрудничества.

В 1995 году она представляла Голландию на 46 Венецианской Биеннале c совместным с Марией Розен и Марейкой ван Вандернам проектом, а в этом году открылась ее персональная выставка Open End в стенах Palazzo Grassi. На ней выставлено более 100 работ художницы, отражающие весь творческий путь с 1984 года. Таким образом, взаимная любовь Венеции и Марлен протягивается сквозь года, органично вписывая картины грязных тонов в антураж тонущего города.

В 2008 году Дюма установила новый мировой рекорд среди живущих женщин-художников — ее картину «Посетитель» продали на Sotheby’s за 6.3 миллиона долларов (рекорд был побит, и на данном этапе — это работа "Propped" Дженни Савиль, проданная за 12,4 миллиона долларов). Мы решили рассказать о творческом пути Дюма и показать то, как некомфортные для общественности темы находят свое отражение в ее произведениях.

Работая с живописью, Марлен Дюма создает экспрессивные портреты в тревожных палитрах, основанные на полароидных фотографиях и газетных снимках. Она часто переносит на холст те образы, которые вызывают широкий резонанс у публики и критиков. Трупы детей, кровь и грязь, изображения лидеров сект или религиозных фигур — лучшие работы Марлен заставляют задаваться вопросами о целесообразности изображаемого и вызывают чувство стыда, с которым ей приходится смиряться.

«С одной стороны, я хочу быть абстрактным художником, чтобы избегать "китчевых" изображений фигур, когда они становятся слишком откровенными или вызывающими противоречивые чувства; с другой стороны, эти фигуры приводят меня в поле исследования психологии человека».

Марлен Дюма не говорит об обществе как о черном и белом, а существует в бескрайне серых тонах, балансирует между напряжением и спокойствием, насилием и невинностью, создавая свой собственный мир приглушенных оттенков, в которых на стыке прекрасного и ужасающего рождается правдивая история.

  • Marlene Dumas, The Visitor, 1995 oil on canvas. From sothebys.com
    Marlene Dumas, The Visitor, 1995 oil on canvas. From sothebys.com
  • Marlene Dumas, Angelique 2004, oil on canvas. From sothebys.com
    Marlene Dumas, Angelique 2004, oil on canvas. From sothebys.com
  • Marlene Dumas, Blue Movie, 2008, oil on canvas. From sothebys.com
    Marlene Dumas, Blue Movie, 2008, oil on canvas. From sothebys.com
  • Marlene Dumas, Pasolini, 2012. Collection of the artist. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Pasolini, 2012. Collection of the artist. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas
  • Marlene Dumas, Dead Marilyn, 2008. Kravis Collection. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas
    Marlene Dumas, Dead Marilyn, 2008. Kravis Collection. Ph: Peter Cox, Eindhoven © Marlene Dumas

Marlene Dumas, Thumbsucker, 1994, oil on canvas. From sothebys.com

Марлен Дюма родилась в Кейптауне в 1953 году, и с раннего детства начала экспериментировать с переносом фотографий на страницы своего скетчбука. Ее родители увидели талант дочери и отдали в местный университет в 1972 году, где она выучилась на художницу. Ей очень повезло с образовательной программой, ведь там разбирали деконструкцию образов и абстрактную живопись, а не привычные для художественных школ азы рисунка. Это закрепило уникальный стиль Дюма, и в 1976 году она переехала в Европу для дальнейшего обучения искусству. Там она осела в Амстердаме, осталась жить и работать, представляя уже европейскую часть света.

Ее переезд в другую страну так и остался той темой, которая подкрепляет дискурс о проблемах эмиграции, самоидентификации в вопросе своей национальности и культур. Она росла и начинала свою карьеру в Апартеид, и ее болезненные ощущения от сегрегации протянуты через всю жизнь.

«Я никогда не стану своим человеком в Голландии. Я не умею кататься на велосипеде, я не умею плавать, у меня нет хобби. Поэтому я решила, что искусство — это форма игры, действа, в котором я способна делать все, что угодно».

Так, ее попытка вписаться в европейское общество происходит именно через живопись. При всем при этом говорить об этом она не любит — поняла, что люди спрашивают о тяжбах переезда и жизни в Африке лишь для того, чтобы развлечься, эмпатии за этим нет. Дюма говорит о серьезном весело. «Нет ничего смешнее несчастья!».

Марлен всегда идет наперекор устоявшимся в обществе паттернам, и особенно это видно на примере ее картин и концепций. Она не задается вопросом «для чего я делаю искусство?», на который у многих художников уже есть заготовленный ответ. Ей кажется, что подобные рассуждения не приближают к сути твоей работы, а лишь отдаляют от нее. Существуя в пост-модерне, она активно лавирует между уже изображенным и еще не используемым, находя между ними свою золотую середину. «Хорошая работа должна обладать правильным названием, дистанцированностью и чувством юмора».

«Странно осознавать, что я написала те работы, которые больше не хочу видеть», — говорит Марлен в своем интервью для Time Out. Она имеет в виду те картины, которые бесчисленное количество раз репродуцировались для создания плакатов или выставлялись на выставках. Но это важный процесс, ведь многие люди из новых поколений не видели ее старых холстов, а это часто становится важным для понимания ее пути, ведь другого способа она придумывать не хочет. Дюма не создает коллабораций, не сотрудничает с известными модными домами и не выпускает свою продукцию в огромных тиражах. Она читает книги, но почти никогда не дочитывает до конца; отдыхает от живописи месяцами, а потом выдает десятки работ за несколько дней до вернисажа; сосредоточена на искусстве, пусть и созданном на основе переработанных образов. Ее точные удары по сердцам зрителей не требуют третьих лиц и поддержки: громкое имя художницы создано только за счет ее уникального чувствования этого мира.

«Я не хочу делать анти-изображения — я лишь хочу делать желания более доступными. И это не значит, что проблемы, о которых я говорю, исчезают»

analysis

Author: Daniil Tokarev

16 December, 2022