Art Dubai 2025: highlights from the fair
On April 20, Art Dubai — one of the Middle East’s most significant art events — wrapped up its 2025 edition. This year, over 120 galleries from across the globe participated, with a spotlight on digital art.
We spoke with Alexander Blanar, Maria Karelina, Anastasia Veselkina, Ellen Levitt, and Maria Malyshchuk about what stood out in Dubai and beyond.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Александр Бланарь
автор канала Blanar.Art, директор галереи Serene (Москва/Лугано)
Последний раз на ярмарке Art Dubai я был в 2023 году, и она оставила не самое лучшее впечатление: не очень понравилась публика, сложилось впечатление, что на месте преобладали арт-эдвайзеры в поисках клиентов, а самих коллекционеров не было. В этом году видно, как поработали с публикой: присутствуют коллекционеры, которые покупают самостоятельно или с помощью своих арт-эдвайзеров.
Ярмарка довольно компактная. Мне больше всего понравился стенд галереи Nika Project Space — очень нравится их программа, а также персональная выставка Адриана Пепе, которая сейчас идет у них в галерее. Особенно впечатлил стенд пражской галереи Karpuchina, которая показывала керамику. Художник Доминик Адамец теперь в фокусе моего внимания. Один из самых сильных стендов для меня — стенд галереи Aspan из Алматы, которая презентовала работы Гульнур Мукажановой из серии "Shadows of Hope". Сейчас еще идет выставка "Le Miroir" Майлза Гринберга в ICD Brookfield — советую посетить: он презентует свой видео-арт, который необычно видеть в Дубае.
Немного разочаровала биеннале в Шардже, возможно, я поехал туда уже перенасыщенный впечатлениями. Не получил никаких эмоций, а хотелось удивиться или вдохновиться. Больше всего порадовала компания Алексея Афанасьева, консультанта по современному искусству в Дубае и Абу-Даби: именно благодаря ему удалось не пропустить главные выставки и познакомиться с важными людьми. И он же показал выставку Шилпы Гупты "Lines of Flight" в Ishara Art Foundation.
Мария Карелина и Анастасия Веселкина
основательницы галереи бразильского искусства и дизайна We gallery
Ярмарка порадовала отменной организацией и сильной кураторской программой. Приглашенные кураторы — мексиканка Магали Арриола и специалист по ближневосточному искусству Нада Шабут — сосредоточились на поиске пересечений между Латинской Америкой и Ближним Востоком. Впервые в истории ярмарки художники Латинской Америки были представлены в секциях ХХ и XXI веков.
Среди них — культовые абстракционисты: аргентинец Хулио Ле Парк и венесуэлец Карлос Круз-Диез, чьи работы хранятся в MoMA, Centre Pompidou, Tate и других мировых музеях; звонкие работы португальской художницы Джоан Васконселос и аргентинца Томаса Сарасено. Во входной зоне — архитектурная инсталляция мексиканца Гектора Самора.
Отдельно хотим отметить бразильских авторов: текстильные лепестки Леды Катунда (галерея Bortolami), скульптура Эрики Верзутти, яркий и эксцентричный AVAF (псевдоним художника переводится как «Предположим, яркий астро фокус») и молодой Бруно Новелли — все представлены галереей Baró. В начале апреля мы встречали владелицу галереи, Марию Баро, на ярмарке SP-Arte в Сан-Паулу — с совершенно иной селекцией работ, так что повторная встреча в Дубае оказалась особенно теплой.
Множество галерей из Эмиратов, Индии, Ливана и других стран представили текстильные и «мягкие» работы — гобелены, скульптуры, полотна и инсталляции из шерсти, шелка, войлока и нитей. Общая атмосфера ярмарки — тактильность, мягкость, культурное сплетение без жестких противоречий и вызовов.
Несмотря на успех экспозиционной части, секция «дизайн» по-прежнему отсутствует. Тем не менее, некоторые галереи дополнили экспозиции предметами коллекционного дизайна. Особо хочется отметить стенд галереи Aspan из Алматы: они представили серию «Тени надежды» художницы Гульнур Мукажановой, созданную из шерсти мериноса. Приятно было отметить на стенде иконические коллекционные кресла, созданные Пьером Жаннере, братом архитектора Ле Корбюзье, в прошлом веке.
Кульминацией стала экспозиция лондонской галереи Vigo с работами художников арабского авангарда. Картина суданского мастера Ибрахима Эль-Салахи была забронирована в первый день ярмарки — по цене около одного миллиона долларов.
Элен Левитт
арт-продюсер, арт-советник, коллекционер, основатель компании ArtLevel и LEVITT ART Community ОАЭ, колумнист, арт-эксперт по MENA региону журнала Del’arte, арт-куратор журнала World Arabia
Art Dubai 2025 вновь стал эпицентром глобального арт-движения, подчеркнув возрастающее влияние региона MENA на мировой художественный контекст. Особенно заметной стала тенденция коллабораций с локальными художниками, выступающими медиаторами между культурами.
Julius Baer представил иммерсивную инсталляцию "Directions (Merging") эмиратского художника Мохаммеда Казема, основанную на координатах встречи водного и земного пространств. Эти пересечения символизируют глобализацию Дубая, где культуры переплетаются и формируют новую реальность.
Не менее эффектно проявилась коллаборация Piaget с кувейтской художницей Альямамой Рашед. В ее сюрреалистичном, телесном стиле родилась работа "Play of Shape", посвященная ДНК бренда: энергии, мастерству, творчеству. Вдохновением стали формы и цвета 60–70-х — золотой эпохи ювелирного дизайна.
2025 год также ознаменовался 10-летием партнерства Art Dubai и BMW. По этому случаю была представлена совместная работа с музеем Энди Уорхола — проект до последнего держался в секрете и стал одной из сенсаций ярмарки. Дизайн, скорость, искусство — идеальный культурный сплав.
Среди представленных работ хочется отметить "Manhã Submersa" Хиль Эйтор Кортесао (CARBON 12) и "Greeting by the Master" Сусуму Камиджо (Perrotin). За творчеством Сандры Стреле (The Rooster Gallery) я слежу второй год — интерес к ней не ослабевает, и ее участие вновь завершилось полным sold out.
В разделе digital особенно выделились два проекта студии Ouchhh:
"MotherEarth" — скульптура, объединяющая климатические данные с трех континентов через ИИ.
"Real-Time Immersive AI EEG" — инсталляция, которая с помощью датчика и ИИ преобразует активность мозга зрителей в визуальное искусство. Эмоции становятся данными, а данные — искусством.
Более того, параллельно с ярмаркой развернулась целая арт-вселенная: Sharjah Biennale, открытие музея Phenomena от teamLab в Абу-Даби, World Art Dubai, Art Week в Alserkal Avenue. Честно говоря, чтобы охватить все, нужно было иметь как минимум три аватара. Art Dubai 2025 в очередной раз подтвердил статус Дубая как одного из главных игроков на мировой арт-сцене, демонстрируя глубокую интеграцию искусства региона MENA в мировой контекст.
Мария Малыщук
международный консультант по подбору цифрового искусства, культурный стратег, основательница фонда уральских художников Malyshchuk Foundation, арт-медиатор
Art Dubai был моей самой первой ярмаркой, которую я посетила в 2014 году. Сейчас я говорю всем: если вы решили начать коллекционировать — езжайте на Арт Дубай. С тех пор я была на всех ключевых мировых ярмарках, и все они на одно лицо: огромные павильоны, разделенные на маленькие клетки-стенды. Обычно это более 200 галерей и около 800-1000 художников. В этом хаосе можно заблудиться.
У Art Dubai особый вайб восточной роскоши и гостеприимства. Ярмарка проходит в люксовом курортном отеле Jumeirah на берегу моря, где вы можете гулять по мягким коврам среди арабской архитектуры, наслаждаться морским воздухом и, главное, осознавать, что стать коллекционером — реально! Любой бюджет от 400 евро, любой жанр — от привычной живописи до цифровых инсталляций. Фантастический баланс между начинающими и состоявшимися художниками. Это место, где вы находите художников, о которых, возможно, еще не слышали, но которые, скорее всего, станут звездами в будущем.
Например, в этом году на ярмарке можно было купить керамику (быстрорастущей в цене) Мирны Бамиех от 400 до 3300 долларов в NIKA project space или мозаику Омара Мисмара, который участвовал в Венецианской биеннале 2024 года, за 22 000 долларов в SECCI gallery или шагнуть в мир «голубых фишек», зайдя на стенд GALLERIA CONTINUA.
Три года назад Арт Дубай запустил секцию, полностью посвященную цифровому искусству, — Art Dubai Digital. С тех пор это обязательное событие в моем графике командировок. С 2021 года я наблюдаю за всеми ключевыми цифровыми ярмарками по всему миру — от Сеула и Сингапура до Базеля и Майами. Мой вывод: Арт Дубай Digital — лучший.
И конечно, обязателен к посещению Art Dubai Digital Summit. Именно здесь в 2023 году я впервые побывала на артист-токе с художницей новых медиа Сиссель Толаас, которая создавала запах грязи для легендарного показа Баленсиага.
В этом году спикеры Digital Summit еще более впечатляющие. Я была на токе с Ферди Алиси, директором группы Ouchhh, где он рассказал о том, как использует ИИ для создания своих работ. Группа известна тем, что выставлялась на Каннском фестивале, летала на Луну и участвовала в последнем фильме «Миссия невыполнима».
Я получила восторг от токов художника-антрополога Джем-А, который создает цифровые мемы для Freeze. Он показал, как в ближайшем будущем мемы будут влиять на политику и общественное мнение. А его коллега показал ближайшее будущее мемов и ИИ.
Для всех, кто интересуется инвестициями в цифровое искусство, был полезен ток с Фиоренцо Манганьелло — итальянским техпредпринимателем, коллекционером и профессором блокчейн-технологий Женевской школы бизнеса. Мы обсудили NFT и криптовалюты: где скам, а где истинная ценность и инвестиции.
А на самой цифровой секции в этот раз было много исцеляющего медитативного искусства. Тон задавала художница Криста Ким, которая вылечила депрессию с помощью искусства и создала направление «технизм», помогающее сохранять ментальное здоровье.
Пиком моих эмоций в этом году стали три события:
Я участвовала в закрытом токе, где Стефани Розенталь — директор будущего музея Гуггенхайма в Абу-Даби — исследователь Азу Нвагбогу и куратор-визионер Ханс Ульрих Обрист обсуждали успех 50-летней истории коллабораций BMW и искусства.
В этом году BMW привезли на Art Dubai культовую M1 Procar, расписанную Энди Уорхолом в 1979 году. Я увидела своими глазами сочные мазки маслом, оставленные Энди на кузове легендарного авто.
Я испытала трансформационную силу искусства. Художники из группы Ouchhh в цифровой секции представили свою когнитивную инсталляцию. На мою голову надели датчик, который считывал мозговые волны и через ИИ преобразовывал их в цифровую живопись. Картина в реальном времени менялась в зависимости от моих мыслей. Я своими глазами увидела, что мои женские желания гораздо красивее амбициозных бизнес-целей. Эта инсталляция была заказана шейхом Абу-Даби для культурного острова Саадиятт. Это то место, которое точно стоит посетить, когда она откроется для публики.
После этого Art Dubai я по-новому посмотрела на свою жизнь, поменяла приоритеты и вернула на первое место свою женскую сторону.