Art Dubai 2025: хайлайты ярмарки

Новости

Автор: Саша Шапиро

Фото: Art Dubai, предоставлены героями материала

23 April, 2025

20 апреля завершилась ярмарка Art Dubai — самое значительное арт-событие на Ближнем Востоке. Более 120 галерей из разных стран мира приняли участие в ярмарке в этом году, а ее главным акцентом стало digital-искусство.

Впечатлениями от увиденного в Дубае и его окрестностях с нами поделились Александр Бланарь, Мария Карелина, Анастасия Веселкина, Элен Левитт и Мария Малыщук.

Александр Бланарь

автор канала Blanar.Art, директор галереи Serene (Москва/Лугано)

Последний раз на ярмарке Art Dubai я был в 2023 году, и она оставила не самое лучшее впечатление: не очень понравилась публика, сложилось впечатление, что на месте преобладали арт-эдвайзеры в поисках клиентов, а самих коллекционеров не было. В этом году видно, как поработали с публикой: присутствуют коллекционеры, которые покупают самостоятельно или с помощью своих арт-эдвайзеров.

Ярмарка довольно компактная. Мне больше всего понравился стенд галереи Nika Project Space — очень нравится их программа, а также персональная выставка Адриана Пепе, которая сейчас идет у них в галерее. Особенно впечатлил стенд пражской галереи Karpuchina, которая показывала керамику. Художник Доминик Адамец теперь в фокусе моего внимания. Один из самых сильных стендов для меня — стенд галереи Aspan из Алматы, которая презентовала работы Гульнур Мукажановой из серии "Shadows of Hope". Сейчас еще идет выставка "Le Miroir" Майлза Гринберга в ICD Brookfield — советую посетить: он презентует свой видео-арт, который необычно видеть в Дубае.

Немного разочаровала биеннале в Шардже, возможно, я поехал туда уже перенасыщенный впечатлениями. Не получил никаких эмоций, а хотелось удивиться или вдохновиться. Больше всего порадовала компания Алексея Афанасьева, консультанта по современному искусству в Дубае и Абу-Даби: именно благодаря ему удалось не пропустить главные выставки и познакомиться с важными людьми. И он же показал выставку Шилпы Гупты "Lines of Flight" в Ishara Art Foundation.

  • Майлз Гринберг, Le Miroir
    Майлз Гринберг, Le Miroir
  • Майлз Гринберг, Le Miroir
    Майлз Гринберг, Le Miroir
  • Адриан Пепе, A Shroud is a Cloth
    Адриан Пепе, A Shroud is a Cloth
  • Гульнур Мукажанова, Shadows of Hope
    Гульнур Мукажанова, Shadows of Hope

Мария Карелина и Анастасия Веселкина

основательницы галереи бразильского искусства и дизайна We gallery

Ярмарка порадовала отменной организацией и сильной кураторской программой. Приглашенные кураторы — мексиканка Магали Арриола и специалист по ближневосточному искусству Нада Шабут — сосредоточились на поиске пересечений между Латинской Америкой и Ближним Востоком. Впервые в истории ярмарки художники Латинской Америки были представлены в секциях ХХ и XXI веков.

Среди них — культовые абстракционисты: аргентинец Хулио Ле Парк и венесуэлец Карлос Круз-Диез, чьи работы хранятся в MoMA, Centre Pompidou, Tate и других мировых музеях; звонкие работы португальской художницы Джоан Васконселос и аргентинца Томаса Сарасено. Во входной зоне — архитектурная инсталляция мексиканца Гектора Самора.

Отдельно хотим отметить бразильских авторов: текстильные лепестки Леды Катунда (галерея Bortolami), скульптура Эрики Верзутти, яркий и эксцентричный AVAF (псевдоним художника переводится как «Предположим, яркий астро фокус») и молодой Бруно Новелли — все представлены галереей Baró. В начале апреля мы встречали владелицу галереи, Марию Баро, на ярмарке SP-Arte в Сан-Паулу — с совершенно иной селекцией работ, так что повторная встреча в Дубае оказалась особенно теплой.

Множество галерей из Эмиратов, Индии, Ливана и других стран представили текстильные и «мягкие» работы — гобелены, скульптуры, полотна и инсталляции из шерсти, шелка, войлока и нитей. Общая атмосфера ярмарки — тактильность, мягкость, культурное сплетение без жестких противоречий и вызовов.

Несмотря на успех экспозиционной части, секция «дизайн» по-прежнему отсутствует. Тем не менее, некоторые галереи дополнили экспозиции предметами коллекционного дизайна. Особо хочется отметить стенд галереи Aspan из Алматы: они представили серию «Тени надежды» художницы Гульнур Мукажановой, созданную из шерсти мериноса. Приятно было отметить на стенде иконические коллекционные кресла, созданные Пьером Жаннере, братом архитектора Ле Корбюзье, в прошлом веке.

Кульминацией стала экспозиция лондонской галереи Vigo с работами художников арабского авангарда. Картина суданского мастера Ибрахима Эль-Салахи была забронирована в первый день ярмарки — по цене около одного миллиона долларов.

  • Томас Сарасено, Altocumulus Castellanus/M+1
    Томас Сарасено, Altocumulus Castellanus/M+1
  • На заднем плане: Гульнур Мукажанова, Shadows of Hope; на переднем плане: кресло Пьера Жаннере
    На заднем плане: Гульнур Мукажанова, Shadows of Hope; на переднем плане: кресло Пьера Жаннере
  • Слева: скульптуры Джоан Васконселос; справа: Бруно Новелли, Dragāo Vermelho
    Слева: скульптуры Джоан Васконселос; справа: Бруно Новелли, Dragāo Vermelho
  • Леда Катунда, Ovos
    Леда Катунда, Ovos

Элен Левитт

арт-продюсер, арт-советник, коллекционер, основатель компании ArtLevel и LEVITT ART Community ОАЭ, колумнист, арт-эксперт по MENA региону журнала Del’arte, арт-куратор журнала World Arabia

Art Dubai 2025 вновь стал эпицентром глобального арт-движения, подчеркнув возрастающее влияние региона MENA на мировой художественный контекст. Особенно заметной стала тенденция коллабораций с локальными художниками, выступающими медиаторами между культурами.

Julius Baer представил иммерсивную инсталляцию "Directions (Merging") эмиратского художника Мохаммеда Казема, основанную на координатах встречи водного и земного пространств. Эти пересечения символизируют глобализацию Дубая, где культуры переплетаются и формируют новую реальность.

Не менее эффектно проявилась коллаборация Piaget с кувейтской художницей Альямамой Рашед. В ее сюрреалистичном, телесном стиле родилась работа "Play of Shape", посвященная ДНК бренда: энергии, мастерству, творчеству. Вдохновением стали формы и цвета 60–70-х — золотой эпохи ювелирного дизайна.

2025 год также ознаменовался 10-летием партнерства Art Dubai и BMW. По этому случаю была представлена совместная работа с музеем Энди Уорхола — проект до последнего держался в секрете и стал одной из сенсаций ярмарки. Дизайн, скорость, искусство — идеальный культурный сплав.

Среди представленных работ хочется отметить "Manhã Submersa" Хиль Эйтор Кортесао (CARBON 12) и "Greeting by the Master" Сусуму Камиджо (Perrotin). За творчеством Сандры Стреле (The Rooster Gallery) я слежу второй год — интерес к ней не ослабевает, и ее участие вновь завершилось полным sold out.

В разделе digital особенно выделились два проекта студии Ouchhh:

"MotherEarth" — скульптура, объединяющая климатические данные с трех континентов через ИИ.

"Real-Time Immersive AI EEG" — инсталляция, которая с помощью датчика и ИИ преобразует активность мозга зрителей в визуальное искусство. Эмоции становятся данными, а данные — искусством.

Более того, параллельно с ярмаркой развернулась целая арт-вселенная: Sharjah Biennale, открытие музея Phenomena от teamLab в Абу-Даби, World Art Dubai, Art Week в Alserkal Avenue. Честно говоря, чтобы охватить все, нужно было иметь как минимум три аватара. Art Dubai 2025 в очередной раз подтвердил статус Дубая как одного из главных игроков на мировой арт-сцене, демонстрируя глубокую интеграцию искусства региона MENA в мировой контекст.

  • Art Dubai x BMW
    Art Dubai x BMW
  • The Rooster Gallery
    The Rooster Gallery
  • Ouchhh Studio, MotherEarth
    Ouchhh Studio, MotherEarth

Мария Малыщук

международный консультант по подбору цифрового искусства, культурный стратег, основательница фонда уральских художников Malyshchuk Foundation, арт-медиатор

Art Dubai был моей самой первой ярмаркой, которую я посетила в 2014 году. Сейчас я говорю всем: если вы решили начать коллекционировать — езжайте на Арт Дубай. С тех пор я была на всех ключевых мировых ярмарках, и все они на одно лицо: огромные павильоны, разделенные на маленькие клетки-стенды. Обычно это более 200 галерей и около 800-1000 художников. В этом хаосе можно заблудиться.

У Art Dubai особый вайб восточной роскоши и гостеприимства. Ярмарка проходит в люксовом курортном отеле Jumeirah на берегу моря, где вы можете гулять по мягким коврам среди арабской архитектуры, наслаждаться морским воздухом и, главное, осознавать, что стать коллекционером — реально! Любой бюджет от 400 евро, любой жанр — от привычной живописи до цифровых инсталляций. Фантастический баланс между начинающими и состоявшимися художниками. Это место, где вы находите художников, о которых, возможно, еще не слышали, но которые, скорее всего, станут звездами в будущем.

Например, в этом году на ярмарке можно было купить керамику (быстрорастущей в цене) Мирны Бамиех от 400 до 3300 долларов в NIKA project space или мозаику Омара Мисмара, который участвовал в Венецианской биеннале 2024 года, за 22 000 долларов в SECCI gallery или шагнуть в мир «голубых фишек», зайдя на стенд GALLERIA CONTINUA.

Три года назад Арт Дубай запустил секцию, полностью посвященную цифровому искусству, — Art Dubai Digital. С тех пор это обязательное событие в моем графике командировок. С 2021 года я наблюдаю за всеми ключевыми цифровыми ярмарками по всему миру — от Сеула и Сингапура до Базеля и Майами. Мой вывод: Арт Дубай Digital — лучший.

И конечно, обязателен к посещению Art Dubai Digital Summit. Именно здесь в 2023 году я впервые побывала на артист-токе с художницей новых медиа Сиссель Толаас, которая создавала запах грязи для легендарного показа Баленсиага.

В этом году спикеры Digital Summit еще более впечатляющие. Я была на токе с Ферди Алиси, директором группы Ouchhh, где он рассказал о том, как использует ИИ для создания своих работ. Группа известна тем, что выставлялась на Каннском фестивале, летала на Луну и участвовала в последнем фильме «Миссия невыполнима».

Я получила восторг от токов художника-антрополога Джем-А, который создает цифровые мемы для Freeze. Он показал, как в ближайшем будущем мемы будут влиять на политику и общественное мнение. А его коллега показал ближайшее будущее мемов и ИИ.

Для всех, кто интересуется инвестициями в цифровое искусство, был полезен ток с Фиоренцо Манганьелло — итальянским техпредпринимателем, коллекционером и профессором блокчейн-технологий Женевской школы бизнеса. Мы обсудили NFT и криптовалюты: где скам, а где истинная ценность и инвестиции.

А на самой цифровой секции в этот раз было много исцеляющего медитативного искусства. Тон задавала художница Криста Ким, которая вылечила депрессию с помощью искусства и создала направление «технизм», помогающее сохранять ментальное здоровье.

Пиком моих эмоций в этом году стали три события:

Я участвовала в закрытом токе, где Стефани Розенталь — директор будущего музея Гуггенхайма в Абу-Даби — исследователь Азу Нвагбогу и куратор-визионер Ханс Ульрих Обрист обсуждали успех 50-летней истории коллабораций BMW и искусства.

В этом году BMW привезли на Art Dubai культовую M1 Procar, расписанную Энди Уорхолом в 1979 году. Я увидела своими глазами сочные мазки маслом, оставленные Энди на кузове легендарного авто.

Я испытала трансформационную силу искусства. Художники из группы Ouchhh в цифровой секции представили свою когнитивную инсталляцию. На мою голову надели датчик, который считывал мозговые волны и через ИИ преобразовывал их в цифровую живопись. Картина в реальном времени менялась в зависимости от моих мыслей. Я своими глазами увидела, что мои женские желания гораздо красивее амбициозных бизнес-целей. Эта инсталляция была заказана шейхом Абу-Даби для культурного острова Саадиятт. Это то место, которое точно стоит посетить, когда она откроется для публики.

После этого Art Dubai я по-новому посмотрела на свою жизнь, поменяла приоритеты и вернула на первое место свою женскую сторону.

  • NIKA Project Space
    NIKA Project Space
  • Art Dubai Digital Summit
    Art Dubai Digital Summit
  • Ouchhh Studio, Real-Time Immersive AI EEG
    Ouchhh Studio, Real-Time Immersive AI EEG
Новости

Автор: Саша Шапиро

Фото: Art Dubai, предоставлены героями материала

23 April, 2025