Гид по выставке «Экранные искусства. Перекличка»

ВЫСТАВКИ

Автор: Александра Старусева-Першеева

Фото: Варвара Топленникова

19 October, 2022

Выставка «Экранные искусства. Перекличка» в HSE ART GALLERY открыта до 26 октября. Научный консультант выставки, заведующая кафедрой «История искусств» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения Александра Старусева-Першеева собрала для нас гид, чтобы зрители смогли подготовиться к посещению этого проекта и узнали больше про искусство видеоарта.

Пиратское телевидение (ПТВ). Тимур Новиков, Юрис Лесник, Владислав Мамышев (Монро), 1989–1992; VHS; 35'00"

Первые произведения отечественного видеоарта появились в середине 80-х годов, когда художественное поле было «заряжено» концептуалистскими практиками, идеями перегруппировки знаковых систем и больших нарративов. Видеокамера становилась свидетелем и соучастником потока событий, в который были вовлечены художники, и наиболее ярко тенденция отразилась в петербургском проекте Пиратского телевидения. От кассеты к кассете разворачивался этот карнавал, захвативший и перевернувший с ног на голову все мыслимые форматы советских телепередач: от программ о культуре и спорте до выступления ГКЧП (прим. ред. — Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР — самопровозглашенный орган власти, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года). Художники постепенно раскрывали все новые возможности языка неожиданных монтажных склеек, ироничных видеоэффектов и масштабных полиэкранных инсталляций.

Пролог выставки «Экранные искусства. Перекличка» представляет зрителям видеоработы конца 1980-х — начала 1990-х годов, созданные на сломе эпох и точно отражающие турбулентный, карнавальный дух своего времени. С годами технические и концептуальные решения становились все более изящными и изобретательными, российские видеохудожники сделались частью глобального сообщества медиаартистов. Подытоживает этот этап в 2002 году «Антология российского видеоарта» под редакцией Алексея Исаева, а через восемь лет, в 2010-м, Антонио Джеуза готовит выставку-летопись истории отечественного видео, в очередной раз резюмируя созданное. Сегодня, в 2022 году, в галерее Школы дизайна НИУ ВШЭ проходит выставка, одноименная открытому в 2018 году бакалаврскому профилю. Целью этого проекта было выявление связей между несколькими поколениями видеохудожников: студентами и уже известными авторами.

Главным кураторским приемом стало формирование своеобразного диалога между работами разных лет, посвященными трем ключевым темам: личности человека («Тело»), выстраиванию отношений с другими («Общество») и идеалистически-абстрактным построениям («Идея»).

  • Ольга Тобрелутс, Иветта Померанцева
 «Фиолетовые птицы», 1990; 16mm; 7'00
    Ольга Тобрелутс, Иветта Померанцева
 «Фиолетовые птицы», 1990; 16mm; 7'00"
  • Алиса Мюдеррисоглу «Интервенция
    Алиса Мюдеррисоглу «Интервенция "Я"», 2022; 2'12"
  • Дмитрий Гутов «Оттепель», 2006; 3'52
    Дмитрий Гутов «Оттепель», 2006; 3'52". Видео из личной коллекции Дмитрия Гутова (справа)
  • Синие носы. Фрагмент видеоинсталляции «Маленькие человечки», 2004; 9'25
    Синие носы. Фрагмент видеоинсталляции «Маленькие человечки», 2004; 9'25". Видео из личной коллекции Синих Носов
  • Михаил Сомов «Источник опыта и эмпирических данных», 2021; 3'49
    Михаил Сомов «Источник опыта и эмпирических данных», 2021; 3'49"

Юлия Стародубцева «Город тела», 2020; 3'31"

Входя в первый зал, посвященный человеку, зритель почти спотыкается о простершуюся на полу тряпичную фигуру, главного героя видеоработы Алисы Мюдеррисоглу «Интервенция “Я”» (2022). На экране мы видим, как эта большая, грузная ярко-розовая кукла пытается протиснуться в двери или пристроиться на сиденье автобуса. Мягкая, нелепая, неуместная фигура выпадает из городского фона, нигде не может найти себе место. На соседнем экране лирический герой Дмитрия Гутова («Оттепель», 2006) увязает в весенней жиже, а Ленин в инсталляции группы «Синие носы» не может найти себе места, снова и снова переворачиваясь в гробу («Маленькие человечки», 2004). Рядом находятся две видеоработы, в которых визуальными средствами передаются тактильные ощущения. Михаил Сомов размышляет о физической борьбе и сопротивлении через метафорические конструкты геометрических фигур («Источник опыта и эмпирических данных», 2021), рядом в инсталляции Юлии Стародубцевой «Город тела» чьи-то загадочные руки словно хотят дотянуться до нас, преодолевая ткань самого экрана.

Во втором зале речь идет об обществе, общении, памяти и поиске возможности диалога. Виктор Алимпиев выстраивает изысканную театральную мизансцену, по форме близкую греческому театру, а по содержанию — провокационно-абсурдистскую. На двух почти дублирующих друг друга экранах разворачивается сложный хореографический рисунок движений актеров, каждый из которых стремится занять свое место, но не может удержаться на нем («Wie heisst dieser platz», 2006). На противоположную стену, отделенную тяжелым занавесом, проецируется работа Екатерины Егоровой «Два одновременных портрета» (2021), она звучит хором голосов то принадлежащих разным людям, то звучащих от лица разных субличностей художницы. Екатерина размышляет о течении времени, хрупкости памяти и текучести представления человека о самом себе и о своем месте в мире.

Виктор Алимпиев "Wie heisst dieser platz", 2006; 7'43". Видео предоставлено OVCHARENKO

Третий зал — «Идея» — построен на перекрестном диалоге. Монументальный апокалиптический триллер «Каскад» (2016) группы «Синий суп» оказывается напротив прощупывающей дигитальные фактуры видеоработы Елены Чаробай «3D-визуализация как культурный язык для дизайн-практик» (2020). А перпендикулярно этой оси разворачивается диалог мерцающих цветных фигур Сергея Шутова «Удивительно, какая тишина» (1996) с нарочито простым и строгим видео об алгоритмике, плененной минималистичной игровой структурой Екатерины Назаровой («Клаустрофобия», 2021).

Концепция объединения таких разных и в то же время внутренне схожих работ в одной экспозиции создает насыщенное визуальное пространство, в котором зритель может как ухватить нить «разговора» между художниками разных поколений, так и выстроить собственный нарратив из увиденных произведений.

Выставка открыта до 26 октября. HSE ART GALLERY. Малая Пионерская, 12.
СР-ВС: 12.00-20.00. Вход свободный

  • Екатерина Егорова «Два одновременных портрета», 2021; 3'45
    Екатерина Егорова «Два одновременных портрета», 2021; 3'45"
  • Екатерина Назарова
    Екатерина Назарова "claustrophobia", 2018; 0'56"
  • Елена Чаробай (Попова) «Медиапроект: 3D визуализация как культурный язык для дизайн-практик», 2020; 0'31
    Елена Чаробай (Попова) «Медиапроект: 3D визуализация как культурный язык для дизайн-практик», 2020; 0'31"; Сергей Шутов. «Удивительно, какая тишина», 1994; 0'42". Видео из личной коллекции Сергея Шутова
  • Синий суп «Каскад/Cascade», 2016; 5'30
    Синий суп «Каскад/Cascade», 2016; 5'30". Музыка: James Welburn & Nico Lippolis. Видео предоставлено Галереей XL
ВЫСТАВКИ

Автор: Александра Старусева-Першеева

Фото: Варвара Топленникова

19 October, 2022