Good example: Dima Filippov’s personal exhibition “Krai” at ART4

on view

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Natalia Melikova

01 June, 2023

Dima Filippov's personal exhibition titled "Krai" opened on May 23 at the Moscow ART4 Museum. This exhibition showcases the interdisciplinary artist's graphic art, created using color pencils, which delicately balances between landscape and abstraction.

In an exclusive interview with The Gathering, Dima discusses the serendipitous encounter that led him to work with pencils, the concept of a universal exposition, and the significance of the exhibition's title. According to Dima, the title "Krai" seamlessly weaves together both geographical and emotional dimensions, encapsulating the essence of the exhibition.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

ДИМА ФИЛИППОВ: «В общей сложности на выставку "Край" ушло около 6 месяцев. Работать в той технике рисования, что на ней представлена, я начал в 2021 году. Во всей своей практике я доверяю случаю и тогда — два года назад — мне досталась тонкая бумага литовского производства, на которой я пробовал рисовать первым, что попадалось под руку, в том числе цветными карандашами. До этого я уже ими рисовал и использовал технику растушевки, но те вещи мне представлялись слишком наполненными, иллюстративными. Здесь же случилось попадание — мне приносило удовольствие само сочетание материалов. Бывает так, что ты попадаешь в такую местность или в такой свет, где все твои действия оказываются точны. Иногда даже обидно: условный час работы становится сильнее всего того, что ты делал до этого. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: как на результат поиска и умение поймать тот самый час.

Для меня рисунок отчасти является продолжением фотографии, работой на открытой местности. Поэтому время, которое я трачу на рисунок не может быть слишком долгим — я просто теряю интерес. Со временем мне понравилось называть свою художественную практику сессиями: если я взялся рисовать, то я рисую каждый день, в несколько подходов в течение недели-двух, а перерыв затем может занимать длительное время. При подготовке выставки мои перерывы были чуть короче, а итоговых подходов интенсивного рисования понадобилось около четырех.

Важным вызовом для меня на выставке стало увеличение размера рисунка. Обычно я работаю с небольшими форматами, в которых одно движение кисти руки может охватить почти весь лист. Здесь же механика изменилась, и мне было важно понять, смогу ли я совершить переход на такой формат и сохранить найденную технику. Поиск той самой бумаги стал отдельным занятием. Я перепробовал больше 10 различных вариантов — каждый из них обладал своими характеристиками, способностью удерживать цвет. В итоге на выставке я работаю с двумя видами бумаг — их можно отличить по степени интенсивности цвета. То же самое можно сказать и про карандаши. До этого я рисовал на небольших форматах, используя детские карандаши, здесь же я усложняю работу с цветом, ищу и пробую различные доступные варианты разных производителей — каждый из них обладает своим характером, цветностью и так далее.

Создавая работы, я думал и об оформлении. Те решения, которые существуют на рынке мне не подходили по ряду причин. Мне хотелось материала и конструктива, которого лишены стандартные багетные решения. В итоге я остановился на раме-пенале, идея которой была вдохновлена найденным мной советским ящиком для шурупов.

Выставка задумывалась мной как конструктор: в экспонировании рисунков нет одного верного решения, рисунки уже самодостаточны и, перемешивая их между собой, можно менять лишь небольшие смысловые оттенки. В рисунки встроена защита от плохого экспонирования: за счет общей линии оформления и использования одного и того же размера их можно вешать как угодно и где угодно — я уверен, что они не проиграют от этого. Само название выставки, "Край", также универсально — оно сшивает как географию, так и состояние.

Я описываю эти нюансы в том числе для того, чтобы показать, насколько важен сам процесс и увлеченность работой. Эта выставка отличается от всех моих предыдущих именно этой погруженностью в материал и сам рисунок. К выставке вместо кураторского текста я написал комментарий, где подсветил мотивы этого перехода. Я не буду здесь повторяться. Скажу лишь, что обладая опытом работы с разнообразными пространствами, я также понимаю, что у каждой площадки есть своя специфика, и рисунок в какой-то мере стал универсальным языком, понятным и уместным как в моей линии, так и в линии музея. Немаловажную роль сыграло общение с Лизой Бобковой, Дашей Ярцевой и Игорем Маркиным.

В конце добавлю, что "Край" — тот редкий случай, когда выставку можно смотреть без меня. Я надеюсь, что мне удалось избавиться от необходимости своего присутствия».

on view

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Natalia Melikova

01 June, 2023