Good example: Asya Zaslavskaya’s exhibition “One to one”
Author: Nadya Marchenko
Photos: Varvara Toplennikova, Laura Kudryavtseva, Anastasia Bychkova
02 May, 2023
An exhibition “One to one” by Asya Zaslavskaya, curated by Monika Nors, opened in Tula. The project can be seen at the art cluster “Octava”. It features the artist’s works created in the last seven years. Asya reflects on a theme of home and reminds us that its either distinct or blurred image is primarily stored somewhere within us.
We asked the artist about the meaning of the exhibition’s title, who inspired her for this project, and what the meaning of home is for herself.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
О названии выставки
Название выставки — «Один к одному» — это, в том числе, и архитектурный масштаб. Он редко используется на бумаге, зато мы видим его каждый день вокруг себя. В нем живут люди, строятся дома. Это самый честный масштаб того, какое все есть на самом деле. А еще это формат диалога, когда два человека — один к одному. Почти все объекты на выставке представлены именно 1:1. Я заметила это только тогда, когда мы собрали выставку. Оказалось, большинство моих работ выполнены именно в этом очень «человеческом» масштабе.
О вдохновении
Я люблю подмечать связи и отношения своих работ с людьми, событиями и произведениями. Мои произведения — это всегда рефлексия по поводу событий, поступков, это все следы каких-то происшествий. Поэтому, когда я нахожу взаимосвязи, они никогда не специальные. Я люблю смеяться, что это оммаж. Так, работа «Лыжня» родилась из моего проекта «Две полоски/Начало» — это буквально картина, изображающая тест на беременность, который потом стал еще и тестом на ковид, когда началась эпидемия. Две полоски на белом фоне, такая абстракция, на одной из версий одна полоса была не явная: то ли да, то ли нет. В какой-то момент, когда я перевезла картину из мастерской домой так вышло, что мы в тот же день заболели ковидом. Смеялись, что принесла в дом положительный тест на корону (мы легко переболели, эта версия была как раз с неявной полоской). И глядя на нее, сложно не заметить связь с «Зеленой полосой» Ольги Розановой. Хотя эту картину я увидела и узнала уже после того, как написала серию. Такой оммаж — неоммаж. Количество полос и их цвет целиком меняют смысл и восприятие произведения. Мне очень нравится подмечать что-то. Это, наверное, один из принципов моей практики: подметить, а потом раскручивать эту идею, иногда доводить до абсурда.
Работы на выставке создавались на протяжении семи лет (получилась ретроспектива), представлено 16 проектов, некоторые из которых включают по несколько произведений. Каждый проект рассказывает свою историю, связанную с определенными людьми и обстоятельствами, а иногда она может длиться несколько лет.
О связи с Кавказом
Я никогда не жила на Кавказе, но так получилось, что мой путь как художника во многом начался именно там: в 2016 году я попала в резиденцию и участвовала в выставке «ART КАВКАЗ NEXT» в Осетии, потом участвовала в «Аланике», международном фестивале современного искусства во Владикавказе. Я была там трижды. Как-то эта жизнь зацепила меня. А еще три раза была в Чечне: два раза, когда готовила проект для Триеннале «Красивая ночь всех людей» (2020) в Музее современного искусства «Гараж» и один раз —зрителем на выставке. Сложно подсчитать, сколько раз всего я была на Кавказе, многие работы участвуют сейчас там на выставках без меня и были в тех городах, в которых я, к сожалению, еще не побывала.
В Туле в центре «Октава» представлены три проекта, посвященные Кавказу: фотопроект «Дорога домой», инсталляция «Ser With», а также документация «свадебного» перформанса «6/8» — это одна из первых работ, сделанных на Кавказе. Она посвящена осетинской свадебной традиции, когда невеста почти весь праздник проводит стоя в углу, молча, около пяти-восьми часов. На выставке представлено видео, где я пытаюсь прожить этот опыт, может быть не морально, но физически понять эту традицию. Я стояла в традиционном наряде невесты, которое весило более 10 килограмм. Перформанс длился шесть часов, а название раскрывает историю: из задуманных восьми, я смогла простоять только шесть.
О том, что такое дом
Для меня дом — это, в первую очередь, люди и воспоминания, места и связи. В моем понимании дом выходит за пределы физического пространства.
О новых проектах, представленных в «Октаве»
Новых проектов много, и они очень разные: дом тоже ведь бывает разным и говорить о нем можно по-разному.
Инсталляция из металла «План», очень архитектурная: это железный план из металла, выполненный в масштабе один к одному, он предлагает зрителю взглянуть на наши мечты и планы, прогуляться по квартире, где все уже в масштабе, но все еще на плане. Такое переходное состояние, которое мы чувствуем, но оно редко фиксируется.
Световая инсталляция-уравнение «Люблю», это фраза «не я не тебя не люблю», где каждое слово одна лампа, смысл ее меняется от включения или отключения частей объекта.
Шахматы «Эндшпиль» — работа о связях и отношениях: фигуры прикованы к доске точно так же, как человек привязан к своему дому. В процессе игры они запутываются как жизни, все усложняется, а когда они покидают доску, связи никуда не исчезают. А после эндшпиля — снова дебют и возвращение фигур в игру.
Серия работ «Город N», написанная темперой, которую я «оживляла», то есть разводила яичным желтком так, как это делали много столетий назад, — это исследование иконописной традиции изображения природы и архитектуры. Работа о том, что будет всегда.
Выставку можно посетить до 8 июня.
Author: Nadya Marchenko
Photos: Varvara Toplennikova, Laura Kudryavtseva, Anastasia Bychkova
02 May, 2023