How Has the Pushkin State Museum of Fine Arts Transformed Under the Leadership of Marina Loshak?

news

Author: Oxana Lebedeva

21 March, 2023

Marina Loshak, who had been the director of the Pushkin State Museum of Fine Arts since 2013, recently announced her departure from the position, with her official contract ending on April 2. She will be succeeded by Elizaveta Likhacheva, the former director of the A.V. Schusev Architecture Museum.

Today, we will explore the significant changes that took place at the Pushkin Museum under Marina Loshak's leadership.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь»

В течение 10 лет Лошак активно развивала выставочную деятельность, привлекая к ней известных зарубежных кураторов и художников. В 2017 году она пригласила китайского художника Цая Гоцяна для проекта, посвященного столетию Октябрьской революции. Экспозиция выставки включала в себя масштабные инсталляции, видео-работы и произведения из пороха. Автор уже был знаком с коммунистическими идеями, поскольку рос в то время, когда Китай сотрудничал с СССР: везде были изображения Ленина и Сталина, а дети знакомились с творческом русского реализма.

Выставка «Билл Виола. Путешествие души»

Еще одним значимым проектом для Пушкинского стала выставка Билла Виолы, прошедшая в 2021 году. Художник является классиком видеоарта, а его работы участвовали во влиятельных мировых событиях, вроде 46-й Венецианской биеннале 1995 года и более современных американских и европейских выставок. Московские зрители смогли познакомиться с его «Огненной женщина» (2005), серией «Мученики» (2014) и другими работами, в которых современность драматизируется и уподобляется религиозным картинам эпохи Возрождения.

Выставка параллельной программы Венецианской биеннале современного искусства 2017 года «Человек как птица. Образы путешествий»

Это был первый проект Пушкинского музея в Венеции, и он был посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство. Проект проходил в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале и над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству.

Выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», представленная в 2019 году в Венеции во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства

В 2020 году Пушкинский участвовал еще в одной Венецианской биеннале. Вместе со Stella Art Foundation музей представил проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». В нем работы венецианских авторов интерпретировались через медиасредства. Как и в случае с проектом «Человек как птица», кураторы сделали акцент на связи современности и традиций.

«Пушкинский.Youth»

Еще одним направлением деятельности музея стало развитие молодёжных программ. В 2018-2019 годах прошла первая школа Пушкинский.Youth, результатом которой стала конференция. На ней выступили молодые люди (от 14 до 21 года) с докладами на разные темы: от естественнонаучных до искусствоведческих. В последующие годы организаторы Пушкинского.Youth продолжили проводить конференции, открыли коворкинг и инициировали новые программы, вроде семинаров про классическое и современное искусство.

Музейный квартал

Идеи по созданию музейного квартала появились еще в 2000-е годы, однако именно при Лошак проект утвердился окончательно. В 2014 году Юрий Григорян и его архитектурное бюро «Проект Меганом» предложило бережный план по встраиванию новых объектов в историческую среду города, не нарушая ее целостность и уникальность. В основе концепции находится идея единства пространства в противоположность разрозненно расположенным зданиям.

Коллаборация с Nina Donis

За время деятельности Марины Девовны каждый выставочный проект стал дополняться выпуском рекламной продукции. Именно она инициировала коллаборации с известными российскими дизайнерами, создавая узнаваемый стиль институции. Результатом первой коллаборации с Nina Donis, прошедшей в 2018 году, стала коллекция сумок и платьев в стиле русского авангарда и японской классической живописи.

Коллаборация с Гошей Рубчинским

В 2019 бренд Гоши Рубчинского «Рассвет» впервые разработал лимитированный мерч для проекта «Щукин. Биография коллекции». Источником вдохновения стали работы Поля Гогена. В 2020 году сотрудничество продолжилось. Дизайнер создал коллекцию скейтов и одежды, в котором использовались элементы из японских гравюр XIX века.

Выставки коллекций Щукина и братьев Морозовых

Собрания великих русских коллекционеров были воссоединены и показаны в Санкт-Петербурге, Москве, а также в Париже в Фонде Louis Vuitton. Проекты занимали практически все здание музея и наиболее полно рассказывали и фигурах великих собирателей.

Программа лояльности «Клуб друзей Пушкинского»

Формирование программа, которая направлена на создание сообщества любителей искусства. У участников появились привилегии: посещение музея без очереди и без билета, приглашения на вернисажи, превью выставок и кураторские показы, встречи с художниками, арт-путешествия, и многие другие мероприятия. Таким образом, посетители могут оказать поддержку Пушкинскому, его программам и выставочным проектам.

«Кабинет директора»

По замыслу, с короткой периодичностью, в кабинет директора музея приглашают современного художника, который полностью преображает помещение. Проект начался с перестройки пространства архитектором Александром Бродским. Марина Лошак об этом проекте говорила: «Сообщение состоит в том, что любое пространство музея может преобразиться и стать актом искусства, а самое важное, что я как человек, поглощенный музеем абсолютно, ему не тождественна: музей будет продолжать жить, когда меня сменит другой руководитель, и, к счастью, он останется таким же прекрасным».

news

Author: Oxana Lebedeva

21 March, 2023