Как изменился ГМИИ им. Пушкина при Марине Лошак?

Новости

Автор: Оксана Лебедева

21 March, 2023

Марина Лошак, возглавлявшая ГМИИ им. Пушкина с 2013 года, ушла с должности 20 марта. Официально ее контракт заканчивался 2 апреля. На ее место придет Елизавета Лихачёва — директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

Рассказываем о том, какие важные изменения произошли в Пушкинском музее, пока его директором была Марина Лошак.

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь»

В течение 10 лет Лошак активно развивала выставочную деятельность, привлекая к ней известных зарубежных кураторов и художников. В 2017 году она пригласила китайского художника Цая Гоцяна для проекта, посвященного столетию Октябрьской революции. Экспозиция выставки включала в себя масштабные инсталляции, видео-работы и произведения из пороха. Автор уже был знаком с коммунистическими идеями, поскольку рос в то время, когда Китай сотрудничал с СССР: везде были изображения Ленина и Сталина, а дети знакомились с творческом русского реализма.

Выставка «Билл Виола. Путешествие души»

Еще одним значимым проектом для Пушкинского стала выставка Билла Виолы, прошедшая в 2021 году. Художник является классиком видеоарта, а его работы участвовали во влиятельных мировых событиях, вроде 46-й Венецианской биеннале 1995 года и более современных американских и европейских выставок. Московские зрители смогли познакомиться с его «Огненной женщина» (2005), серией «Мученики» (2014) и другими работами, в которых современность драматизируется и уподобляется религиозным картинам эпохи Возрождения.

Выставка параллельной программы Венецианской биеннале современного искусства 2017 года «Человек как птица. Образы путешествий»

Это был первый проект Пушкинского музея в Венеции, и он был посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство. Проект проходил в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале и над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству.

Выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», представленная в 2019 году в Венеции во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства

В 2020 году Пушкинский участвовал еще в одной Венецианской биеннале. Вместе со Stella Art Foundation музей представил проект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». В нем работы венецианских авторов интерпретировались через медиасредства. Как и в случае с проектом «Человек как птица», кураторы сделали акцент на связи современности и традиций.

«Пушкинский.Youth»

Еще одним направлением деятельности музея стало развитие молодёжных программ. В 2018-2019 годах прошла первая школа Пушкинский.Youth, результатом которой стала конференция. На ней выступили молодые люди (от 14 до 21 года) с докладами на разные темы: от естественнонаучных до искусствоведческих. В последующие годы организаторы Пушкинского.Youth продолжили проводить конференции, открыли коворкинг и инициировали новые программы, вроде семинаров про классическое и современное искусство.

Музейный квартал

Идеи по созданию музейного квартала появились еще в 2000-е годы, однако именно при Лошак проект утвердился окончательно. В 2014 году Юрий Григорян и его архитектурное бюро «Проект Меганом» предложило бережный план по встраиванию новых объектов в историческую среду города, не нарушая ее целостность и уникальность. В основе концепции находится идея единства пространства в противоположность разрозненно расположенным зданиям.

Коллаборация с Nina Donis

За время деятельности Марины Девовны каждый выставочный проект стал дополняться выпуском рекламной продукции. Именно она инициировала коллаборации с известными российскими дизайнерами, создавая узнаваемый стиль институции. Результатом первой коллаборации с Nina Donis, прошедшей в 2018 году, стала коллекция сумок и платьев в стиле русского авангарда и японской классической живописи.

Коллаборация с Гошей Рубчинским

В 2019 бренд Гоши Рубчинского «Рассвет» впервые разработал лимитированный мерч для проекта «Щукин. Биография коллекции». Источником вдохновения стали работы Поля Гогена. В 2020 году сотрудничество продолжилось. Дизайнер создал коллекцию скейтов и одежды, в котором использовались элементы из японских гравюр XIX века.

Выставки коллекций Щукина и братьев Морозовых

Собрания великих русских коллекционеров были воссоединены и показаны в Санкт-Петербурге, Москве, а также в Париже в Фонде Louis Vuitton. Проекты занимали практически все здание музея и наиболее полно рассказывали и фигурах великих собирателей.

Программа лояльности «Клуб друзей Пушкинского»

Формирование программа, которая направлена на создание сообщества любителей искусства. У участников появились привилегии: посещение музея без очереди и без билета, приглашения на вернисажи, превью выставок и кураторские показы, встречи с художниками, арт-путешествия, и многие другие мероприятия. Таким образом, посетители могут оказать поддержку Пушкинскому, его программам и выставочным проектам.

«Кабинет директора»

По замыслу, с короткой периодичностью, в кабинет директора музея приглашают современного художника, который полностью преображает помещение. Проект начался с перестройки пространства архитектором Александром Бродским. Марина Лошак об этом проекте говорила: «Сообщение состоит в том, что любое пространство музея может преобразиться и стать актом искусства, а самое важное, что я как человек, поглощенный музеем абсолютно, ему не тождественна: музей будет продолжать жить, когда меня сменит другой руководитель, и, к счастью, он останется таким же прекрасным».

Новости

Автор: Оксана Лебедева

21 March, 2023