How to combine motherhood with art? Artists Anna Samoilova, Lera Lerner and Masha Somik give their insights

INTERVIEW

Author: Angela Gurtsieva

Photos: by the speakers of the text; Sofia Epstein

Cover: the art-work of Anna Samoilova "MAMA"

22 June, 2023

In a recent article, we delved into the challenges faced by women in the arts worldwide during pregnancy and the postpartum period.

This time, we had the privilege of conversing with three practicing Russian artists, each sharing their deeply personal experiences. Lera Lerner discovered newfound motivation and inspiration in her artistic endeavors following the birth of her child. Anna Samoilova, on the other hand, navigated a challenging yet profoundly significant journey after the birth of her daughter, grappling with fears of alienation from the art community. Lastly, Masha Somik found that motherhood served as a catalyst for her creativity, propelling her into a remarkable artistic career.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Анна Самойлова

художница

ДЛЯ НАЧАЛА РАССКАЖИ, КАК ТЫ СЕБЯ КАК ХУДОЖНИЦА СЕЙЧАС ИДЕНТИФИЦИРУЕШЬ И С КАКИМИ ТЕМАМИ РАБОТАЕШЬ?

Как художница я работаю с традиционной культурой, с культурными кодами России. Сейчас я пытаюсь работать со своей идентичностью — с этим стало очень сложно. До (здесь было слово, запрещенное в РФ) с миро- и самоощущением определиться было гораздо проще. Все больше ухожу в изучение себя из-за кризиса, который ощущают все. Хочется себя поддерживать и изучать.

А КАК ДАВНО ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ ИСКУССТВОМ?

Не могу выделить поворотный момент. Я рисовала в детстве, а потом последовали художественные школы и училища, после которых я продолжала заниматься творчеством. Современное искусство в моей практике появилось после окончания Британки, в 2020 году.

КАК БЫ ТЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА МАТЕРИНСТВО?

Трудный вопрос. Мне лично материнство дается тяжело. Я знаю женщин, у которых все проходит полегче, но это не мой случай. Сегодня мы с мужем, например, проходили тест на родительское выгорание — у меня там «хороший» результат, подтверждающий его наличие.

А КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЫГОРАНИЕ?

Я существую в режиме «на автомате». Чтобы производить что-то творческое, обычно требуются силы, свободная от быта и каждодневных забот голова. С ребенком же возникает много рутинных, однообразных задач, поэтому я часто, чтобы как-то себя поддерживать, делаю что-то монотонное — например, вышиваю. Из этого вырос мой недавний проект со слюнявчиками «МАМА» — он о материнской усталости. Большую часть работы занимает вышивки краев — это очень монотонная и тяжелая работа, которую заметят немногие. Точно так же, как и материнство. Любая мама каждый день проделывает огромное количество работы, которую редко кто вообще замечает. Также эти слюнявчики рассказывают о том, как тяжело создавать что-то новое и уникальное после целого дня с ребенком. Сил хватает только на монотонную работу.

НЕ СТРАШНО ЛИ БЫЛО ЗАВОДИТЬ РЕБЕНКА? ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИЦАМИ-МАТЕРЯМИ СТАНОВИТСЯ ЯСНО, ЧТО МНОГИЕ БОЯТСЯ РОЖАТЬ ИЗ-ЗА СТРАХА НЕ ПОТЯНУТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВО БЕЗ ПОСТОЯННОГО ЗАРАБОТКА И ВОЗМОЖНОСТИ УЙТИ В ДЕКРЕТ.

Финансово — нет. С этим мне помогает муж. У меня, скорее, острее стоит проблема с собственной реализацией, личными амбициями, которых очень много. С ребенком это превращается в испытание. Варя требует очень много времени и не очень хочет проводить время с кем-либо кроме меня. Из этого вытекает много трудностей, потому что мне сложно ее с кем-либо оставить.

КАК ЕЩЕ ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА СКАЗАЛОСЬ НА ТОМ, КАК ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Когда я забеременела, у меня на протяжении трех месяцев был сильный токсикоз — я просто не могла встать с кровати. В тот период у меня в плане работы все шло очень хорошо и классно продвигалось, из-за чего впоследствии меня страшно пугала моя непродуктивность. Я боялась, что когда ребенок родится, я пропаду [из арт-среды] и меня все забудут. Мне нужно было выжать все на максимуме, но я не могла. Спустя четыре месяца, когда мне стало получше, я стала работать как никогда. В итоге я за свою беременность сделала столько проектов, сколько не делала никогда. Работала с небывалой интенсивностью. Мне хотелось, чтобы у меня были работы на несколько месяцев вперед, чтобы я могла их постепенно показывать тогда, когда работать больше не смогу.

Бывали периоды, когда я лежала с Варей (она не может уснуть без меня) и только и думала: «я лежу и просто теряю время». Но в итоге я научилась даже в такие неочевидные моменты работать. Теперь время ее сна — это время для моих внутренних процессов, генерации идей. Мы лежим, а я в это время записываю свои задумки в телефон.

Есть кое-что, о чем я жалею. Когда я родила ребенка и принесла домой, то училась с ним существовать, жить и выживать. Но мне еще и физически было очень плохо. Хотя у нас с моим менеджером все равно были в тот период какие-то художественные проекты, я из-за страха, что меня все забудут и я никому не стану нужна, не могла остановиться в моменте и насладиться тем, что у меня тут лежит маленький кулечек, с которым можно лежать весь день в кровати и ничего не делать. Я не могла расслабиться, у меня была тряска, психическое перенапряжение. Я могла бы три месяца ничего не делать, но вместо этого не позволяла себе расслабиться и наслаждаться моментом — а зря, это очень приятное и важное время для обоих, мамы и ребенка.

А ТЕМАТИЧЕСКИ МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО ПРИСУТСТВУЮТ В ТВОИХ РАБОТАХ?

После рождения Вари я сделала две выставки — «Куда деть волю девичью?» и «Немолоко». Первая, «Куда деть волю девичью?», открылась, когда ей было всего 5 или 6 месяцев, И стала некоторым способом провести мою собственную инициацию и обозначить переход из «девушки» и «замужней женщины» в «мать» в творчестве. Вторая выставка, «Немолоко», была про беременность и роды. После нее началась (здесь было слово, запрещенное в РФ), и материнство сменили другие темы.

Сейчас я создаю работы про материнскую усталость — получается, что только спустя два года я начинаю прочно вплавлять материнство в свое творчество. Несмотря на все трудности, Варя дает мне много новых смыслов, с которыми хочется работать в своем творчестве. Ребенок, конечно, сильно переворачивает жизнь, но это, скорее, что-то приятное, и то, на чем мне очень хочется сейчас сосредоточиться.

А НАСКОЛЬКО ТЕБЕ КОМФОРТНО В СТАТУСЕ ХУДОЖНИЦЫ-МАТЕРИ? НАСКОЛЬКО Я ЗНАЮ, НЕ ВСЕМ ХОЧЕТСЯ СЕБЯ ТАК ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ.

Я не вижу в этом ничего такого — это огромная часть меня. Этого ведь сейчас в моей жизни больше, чем самого искусства. Сейчас, когда Варя подросла, мне хочется все больше интегрировать ее в свои процессы. Например, я люблю делать головные уборы — и хочу сделать один для нее. Так что, отвечая на вопрос, мне кажется, что, наоборот, очень важно поднимать тему материнства в своих работах — об этом и так катастрофически мало говорят.

ТЫ ПОДАВАЛАСЬ НА КАКИЕ-НИБУДЬ ГРАНТЫ ИЛИ РЕЗИДЕНЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИНСТВОМ?

Есть резиденция, в которую я очень хотела поехать, но не смогла из-за того, что мы с семьей уехали из страны на семь месяцев, — «Мама дома». Это проект музея «Марьин Дом», созданного Анной Злотко в деревне Чакола Архангельской области. Мне кажется, это единственная резиденция, которая сделана специально для художниц-мам.

ПОДДЕРЖИВАЛИ ЛИ ТЕБЯ КАК-ЛИБО ДРУГИЕ ИНСТИТУЦИИ?

Нет, но, знаешь, для меня победой было то, что моя выставка про трудные беременность и роды проходила в музее — это для нашей страны можно уже отметить как достижение.

Лера Лернер

художница

КАКОВО ЭТО — БЫТЬ ХУДОЖНИЦЕЙ И ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ БЕРЕМЕНЕТЬ, СТАНОВИТЬСЯ МАМОЙ, ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА?

Я всегда была чайлдфри, и, когда забеременела, сразу сказала своему партнеру, что не готова быть мамой. Я видела матерей: они выглядели устало, так, словно их переехала машина, словно они забывали, чем занимались до этого. После рождения ребенка и выхода из декрета те матери, которых я знала, поменяли профессию. Но я только-только начала свой путь в искусстве: я уже поменяла профессию и не хотела ее терять. Тогда я предупредила партнера, что не хочу «омамиться» и поэтому буду готова рожать ребенка, только при том условии, если он будет готов стать мамой — а я стану папой. Он согласился.

ЧТО ТЫ ДЕЛАЛА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ «ОМАМИТЬСЯ»?

На восьмом месяце беременности я поступила в магистратуру на курс по кураторским исследованиям — для того, чтобы родить ребенка и сразу взять академический отпуск на год, чтобы у меня была мотивация возвращаться после года в профессиональную среду. Так и получилось. Вернуться спустя год было очень важно для меня, потому что многие знакомые мне женщины уходили в декрет на три года и в итоге забывали, как пишутся слова. Отдаться большому перерыву в карьере — очень соблазнительно, но восстанавливаться после него сложно. Есть такой миф вокруг материнства: мол, это такой отдых и возможность переосмысления жизни. На самом же деле у тебя просто появляется вторая работа, которую необходимо совмещать с первой. Вокруг материнства существует много рекламы и ажиотажа, но я все-таки из тех матерей, которые не считают, что женщинам обязательно рожать ребенка или что это наделяет их большей человеческой полноценностью.

ЧТО НАСЧЕТ КУРАТОРОВ, С КОТОРЫМИ ТЫ РАБОТАЛА?

Кураторы, которые со мной работали, на тот момент не знали, что такое материнство, поэтому они рисковали вместе со мной. Например, когда моей дочери было три месяца, я поехала вместе с ней в Мытищи, в арт-резиденцию. Я благодарна кураторам за то, что они тогда не испугались того, что я молодая мать и что это может сказаться на работе. Это в итоге успешно закончилось ожидаемым проектом.

КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВОВАЛА В АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ С РЕБЕНКОМ?

Сначала я не понимала, насколько тяжело это будет. Когда я была в резиденции, у меня случались панические атаки и мне казалось, что в доме были призраки. Такое состояние было связано с послеродовой депрессией, о чем я узнала только три года спустя. Хотя это состояние крайне измененного восприятия, оно все-таки может быть продуктивным.

КАК МАТЕРИНСТВО ОТРАЗИЛОСЬ НА ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ?

Мне кажется, что никак. Некоторые темы, которые кажутся людям связанными с детством или игрой, присутствовали в моей практике и до рождения ребенка. И хотя я очень уважаю поэтический язык своей дочери и ее творческие интенции, мы с ней пока что в этом независимы.

А НА ТОМ, КАК ТЫ РАБОТАЕШЬ? НАПРИМЕР, НЕКОТОРЫЕ ХУДОЖНИЦЫ С ПОЯВЛЕНИЕМ РЕБЕНКА СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ МОТИВИРОВАННЫМИ, А ДРУГИЕ, НАОБОРОТ, ОЧЕНЬ РАСКИСАЮТ И НЕ МОГУТ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ.

Могу рассказать про плюсы, которые одновременно являются и минусами: во-первых, я, действительно, стала более собранной. Раньше время было бесконечным, но когда ты становишься мамой, у тебя остается только два часа в день — и это те два часа, когда ты уже очень уставшая. Но других часов нет, только эти. В результате я начала больше успевать, стала более организованной. Во-вторых, после рождения ребенка я перестала работать бесплатно. Я начала просить гонорар — и удивилась, что, оказывается, так можно было, а музеи и фестивали готовы художникам платить. Получается, родив, я стала зарабатывать как художница. Но я была наглой матерью — если меня принимали в арт-резиденцию, то я просила оформлять билеты и проживание на моего мужа-«бебиситтера», как он себя называл, тоже. Первые два года после рождения ребенка мы всюду ездили вместе.

А КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ СРЕДУ БОЛЕЕ ДРУЖЕЛЮБНОЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ХУДОЖНИЦАМ-МАТЕРЯМ?

Необходимо включать в гонорары художниц гонорар на няню или на помощь другого. Так делает фонд Про Гельвеция. В искусстве нет декрета, а у художниц нет денег. Все мы находимся в прекарном положении. Если бы институции, могли брать на себя ответственность за художниц, с которыми они работают, и помогать им финансово во время и после беременности, было бы тоже здорово. Но этого, к сожалению, никто никогда не будет делать, потому что материнство, действительно, очень сильно меняет человека. Рынку очень сложно из-за этого «пережить» материнство — зачем вкладываться в художницу, если она может после родов сказать «я больше не художница — теперь я буду спасать людей от рака»? Такая поддержка требует от музеев, галерей и фондов много щедрости, открытости и бескорыстности.

Можно также вводить в моду «нестабильное» искусство — искусство детей, искусство людей с ментальными особенностями, искусство молодых матерей — нужно делать его значимость, искренность и точность видимыми для институционального искусства и зрителя.

Маша Сомик

художница

РАССКАЖИ КОРОТКО О СЕБЕ. КАК ТЫ КАК ХУДОЖНИЦА СЕЙЧАС СЕБЯ ОПИСЫВАЕШЬ?

Описываю себя как цветочек — так можно?

КОНЕЧНО, МОЖНО. А КАК ДАВНО ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

Несмотря на мое художественное образование, я долгое время не считала себя художницей — это изменилось только тогда, когда я стала мамой. Получается, что около девяти лет назад.

КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, ПОЧЕМУ МАТЕРИНСТВО ВЕРНУЛО ТЕБЯ К ИСКУССТВУ?

Я от него не уходила, но всегда занималась им и не считала, что свои работы стоит кому-то показывать — создавала их исключительно для себя. Потом, когда родился Платон, я много времени проводила с собой и тогда стала задаваться вопросом «а что делает меня счастливой?» Я поняла, что когда нахожусь в творческом процессе, то максимально счастлива. Именно тогда я решила, что стану художником, буду себя так называть и этого выбора не бояться.

ЭТО ТВОЙ ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЙЧАС?

Да. Раньше я преподавала детям, и это было моим основным заработком. Потом мне надоело, я захотела больше внимания уделять своему творчеству и совсем ушла от преподавания. Сейчас периодически меня зовут позаниматься с детьми, и я соглашаюсь. Еще иногда делаю татуировки, но это все входит в мою художественную деятельность вне завимости от того, коммерческие это занятия или нет.

В ДВУХ ПРЕДЫДУЩИХ ИНТЕРВЬЮ ХУДОЖНИЦЫ, ЛЕРА И АНЯ, БОЯЛИСЬ «ОМАМИТЬСЯ» ИЛИ ВЫПАСТЬ ИЗ СРЕДЫ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА. В ТВОЕМ СЛУЧАЕ ВЫРИСОВЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ ОПТИМИСТИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ, В КОТОРОМ МАТЕРИНСТВО, НАОБОРОТ, ДАРИТ ОГРОМНЫЙ ИМПУЛЬС ТВОРИТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ. ТЫ ПОМНИШЬ, В КАКОЙ ИМЕННО МОМЕНТ ЭТО ПОЯВИЛОСЬ?

Я точно помню, что первые три месяца после родов я совсем ничем не занималась, а потом начала брать к себе на дом учеников на занятия по рисованию. Платон в итоге рос со всеми этими детьми, которые ко мне ходили, и присоединялся иногда к нашим занятиям — может быть, поэтому ему сейчас абсолютно неинтересно рисовать. У него было перенасыщение рисованием в младенчестве. В основном же на меня повлияли внешние события, например фестиваль «Вкус бумаги», маркет тиражного искусства, который тогда только-только появился, или мой бывший муж, который для своей работы просил меня нарисовать детали для детских игровых конструкторов и пространств. У меня появилась возможность оставлять Платона на полдня с мамой, что сделало занятия творчеством и подготовку выставок проще.

ТОТ ФАКТ, ЧТО ТЫ ТАКОЙ АМБАССАДОР ЛЮБВИ И НЕЖНОСТИ В ИСКУССТВЕ ОБУСЛОВЛЕН ТВОИМ ОПЫТОМ МАТЕРИНСТВА И ВОСПИТАНИЯ?

Нет, я думаю, что эта тема начала ярче проявляться после развода с отцом Платона. Нежность и любовь возникли тогда из понимания того, как я хочу, чтобы ко мне относились — мое искусство оно ведь очень личное, оно, в первую очередь, всегда про меня и для меня.

ВЫ С ПЛАТОНОМ НЕДАВНО ВМЕСТЕ ПОЯВИЛИСЬ В РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ SELA. ВЫ ЧАСТО В ЧЕМ-ТО УЧАСТВУЕТЕ ИЛИ ТВОРИТЕ ЧТО-ТО С НИМ ВМЕСТЕ?

Мы с ним занимались постоянно чем-то, когда он был малышом, но сейчас он не особо к этому проявляет интерес.

КАК ОН ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕШЬСЯ СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

Для него это абсолютно нормально. Когда Платона спрашивают о том, чем занимается его мама, он так и отвечает: художница. Для него это естественная профессия — совсем не так, как нам говорили, мол, что это профессия бедных людей или что это вообще не профессия.

НАСКОЛЬКО ТЕБЕ КОМФОРТНО ПОСТОЯННО НАХОДИТЬСЯ В АМПЛУА ХУДОЖНИЦЫ-МАМЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕВЯТИ ЛЕТ?

Я чувствую себя прекрасно и абсолютно счастлива быть мамой. Для меня это самая крутая практика по развитию себя. Мне всегда важно расширяться, искать новую глубину, улучшать себя, развивать новые навыки и отсекать то, что мешает. И я уверена, что если ты хочешь максимально прокачаться, то нужно завести ребенка (смеется), хотя я понимаю, что не всем подходит такой метод: он довольно контрастный в плане эмоций. Мне повезло, потому что мои родители очень поддерживают меня в материнстве. У меня нет выгорания, хотя я в разводе и папа Платона не так часто с ним проводит время. Но опция помощи от родителей всегда была мне доступна. Это очень выручает, особенно когда нужно готовиться к выставке. Поэтому передо мной не стоит выбор — быть мамой или быть художницей.

INTERVIEW

Author: Angela Gurtsieva

Photos: by the speakers of the text; Sofia Epstein

Cover: the art-work of Anna Samoilova "MAMA"

22 June, 2023