In a short line: results of the Cosmoscow fair
International contemporary art fair Cosmoscow is the most valuable and discussable event of the year in the art world of the capital. In this feature we take a look at the results of the art fair, share the details behind its special projects, and insights about the successes and plans for the future from Cosmoscow director Nikolay Korkov.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
ЦИФРЫ
- 31 000 — столько человек посетило Cosmoscow в 2023 году, это рекорд за 11 лет существования ярмарки
- 80 стендов от галерей из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владивостока, Казани, Екатеринбурга, Воронежа представили свои проекты
- 300 современных российских и зарубежных художников приняли участие в ярмарке
- 6 000 000 рублей — стоимость самого дорогого произведения, проданного в дни ярмарки. Это работа Эрнста Неизвестного «Во чреве Кроноса»
- более 500 произведений современного искусства было продано за время работы ярмарки
СТЕНДЫ
«Лучшим стендом» Cosmoscow 2023 был выбран стенд галереи Ruarts, которая представила инсталляцию Алексея Луки — в рамках этого проекта прозвучал диалог между работами Алексея Луки и Гриши, художников, исследующих разные художественные практики и материалы.
СПЕЦПРОЕКТЫ
СберПервый: «Цифровой сад Сбера»
Вдохновившись эпикурейством, главная ценность которого — разумное и толкающее к развитию потребление, Сбер решил посмотреть на траты как на высказывание, как на инструмент образования, познания реальности и приближения к лучшей версии себя, лучшему качеству жизни. СберПервый пригласил гостей ярмарки в свой сад в пространстве Гостиной коллекционеров Cosmoscow.
Ultima Яндекс Go: «Путешествие начинается»
В этом году мультидисциплинарный художник Владимир Григ создал свою первую коллаборацию с сервисом премиальных поездок Ultima Яндекс Go — трехметровое полотно «Путешествие начинается». Сказочные персонажи отправляются на поиски приключений на фоне пейзажа XVIII века. В этой работе сохранено место и для зрителя: у каждого была возможность «войти» в полотно Грига и, сфотографировавшись на его фоне, стать частью произведения.
12 STOREEZ: «Силуэт»
12 STOREEZ — бренд одежды, из которых складывается лаконичный и продуманный гардероб вне времени. Специально для Cosmoscow 12 STOREEZ и художница Анна Желудь при поддержке PA Gallery создали инсталляцию «Силуэт». В узнаваемых изделиях бренда художница размывает грань между воображаемым и реальным, фокусируя зрителя на интерпретации своих взаимоотношений с материальным миром.
COSMOSCOW Дети х Школа «Алгоритм»: Schooltopia
Для детской программы Cosmoscow школа «Алгоритм» исследовала передовой опыт и сквозные идеи искусства и образования второй половины ХХ века. Гости ярмарки смогли не только ознакомиться с ними, но и попробовать создать плакаты в стиле университетских парижских мастерских, где печатались манифесты в мае 68-го, выйти на образовательную прогулку и почувствовать себя Бодлером, впервые увидевшим картину Делакруа, построить детскую площадку в стиле Wasteland или почувствовать себя участником объединения «Флуксус».
Limonov Art Foundation
Фонд поддержки и развития современного искусства Limonov Art Foundation представил некоммерческий проект в рамках Cosmoscow — павильон Ильи Гришаева, одного из самых виртуозных графиков, автора тончайших инсталляций. Этот проект является продолжением истории мифотворчества художника, создающего собственный тип письма, узнаваемый в каждом его жесте: язык полуабстрактных орнаментальных фигур, намеренно повторяющихся и отстраненных, встречается в каждом из медиа от рисунка и скульптуры до саунда и фресковой росписи.
Выставка «Глазами коллекционера»
Выставка «Глазами коллекционера» в 2023 году представила коллекции Михаила Царева и «Стрит-арт хранения». Тема выставки — «Бережные отношения» — посвящена подходу, характеризующий оба собрания, предпосылкой которого является понимание искусства как формы свидетельства времени. Художественное произведение есть визуально-образный эквивалент современности, обусловленный присутствием автора в настоящем. И попадание работы в коллекцию рассматривается как способ ее сбережения. Куратором выставки выступил Алексей Масляев.
Masters Journal x Cosmoscow
Создателям и главным героям 11-го выпуска Cosmoscow посвящен специальный номер аналитического журнала об искусстве и культуре Masters Journal. В него вошли интервью с основателем и директором Cosmoscow Маргаритой Пушкиной, подробный гид по программе ярмарки, а также материалы, посвященные «Художнику года» Артему Филатову и «Музею года» PERMM.
COSMOSCOW ПРОДОЛЖАЕТСЯ НА ПЛАТФОРМЕ TEO
Ярмарка на территории павильона «Форум» завершена, но Cosmoscow 2023 продолжается онлайн на платформе TEO и будет доступна до 15 октября. TEO by Cosmoscow — онлайн-платформа по продаже современного искусства и арт-консалтингу, которая объединяет более 60 галерей. Помимо покупок, на платформе есть возможность ознакомиться с ценами, получить быструю консультацию, заказать предварительный просмотр и примерку, торговаться за произведения, предлагая свою цену онлайн.
Николай Корьков
генеральный директор ярмарки Cosmoscow
ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ ИТОГАМИ ЯРМАРКИ?
Положительный результат очередного выпуска ярмарки складывается из нескольких факторов. Cosmoscow — это синергетическая платформа и прежде всего удобная инфраструктура для общения галеристов, коллекционеров, и арт-профессионалов, экспертов. Помимо этого, ярмарка — это инструмент коммуникации для наших коммерческих партнеров. Успешность проведения ярмарки для нас — это результаты по продажам у галерей и достигнутые цели партнеров. Особое внимание мы уделяем получению обратной связи (как раз этим мы сейчас и занимаемся) от наших участников и сможем дать оценку нашей работе после проведения этих важных для нас и проекта переговоров.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ОСУЩЕСТВИТЬ В ЭТОМ СЕЗОНЕ УДАЧНО, А ЧТО ЗАДУМЫВАЛИ, НО НЕ ВЫШЛО?
Провести ярмарку в новом месте — это стресс-фактор, который может сказаться на всех вовлеченных в проект сторонах. Команда ярмарки сделала все возможное, чтобы переезд на новую площадку не сказался на качестве и результате. Рекордное количество посетителей (31 000 человек) и 80 галерей-участниц говорят о том, что у нас это получилось. Мы скрупулезно подошли к архитектурному решению ярмарки, навигации, разработке дополнительных сервисов для посетителей, чтобы сделать пребывание всех гостей на ярмарке максимально комфортным. Мы каждый год учимся чему-то новому, и всегда стараемся рефлексировать и анализировать результаты нашей деятельности, успехи и недочеты, чтобы с каждым годом становится лучше.
КАКИЕ СТЕНДЫ БЫ ВЫ ВЫДЕЛИЛИ ОТДЕЛЬНО?
Мне сложно выделить какие-то конкретные стенды, я стараюсь смотреть на ярмарку немного сверху, как на оркестр, который под управлением талантливого дирижера способен исполнять великие музыкальные произведения. Так и ярмарка — мне кажется, что в очередной раз, у нас получилось собрать очень целостный и репрезентативный срез современного искусства, включая стенды наших коммерческих партнеров — каждый из которых лишь добавил смысловой ценности 11-му выпуску.