Короткой строкой: итоги ярмарки Cosmoscow
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow — самое значимое и обсуждаемое событие года в арт-мире столицы. В этом материале мы собрали главные итоги ярмарки, рассказали про спецпроекты и спросили генерального директора Cosmoscow Николая Корькова об успехах и планах.
ЦИФРЫ
- 31 000 — столько человек посетило Cosmoscow в 2023 году, это рекорд за 11 лет существования ярмарки
- 80 стендов от галерей из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владивостока, Казани, Екатеринбурга, Воронежа представили свои проекты
- 300 современных российских и зарубежных художников приняли участие в ярмарке
- 6 000 000 рублей — стоимость самого дорогого произведения, проданного в дни ярмарки. Это работа Эрнста Неизвестного «Во чреве Кроноса»
- более 500 произведений современного искусства было продано за время работы ярмарки
СТЕНДЫ
«Лучшим стендом» Cosmoscow 2023 был выбран стенд галереи Ruarts, которая представила инсталляцию Алексея Луки — в рамках этого проекта прозвучал диалог между работами Алексея Луки и Гриши, художников, исследующих разные художественные практики и материалы.
СПЕЦПРОЕКТЫ
СберПервый: «Цифровой сад Сбера»
Вдохновившись эпикурейством, главная ценность которого — разумное и толкающее к развитию потребление, Сбер решил посмотреть на траты как на высказывание, как на инструмент образования, познания реальности и приближения к лучшей версии себя, лучшему качеству жизни. СберПервый пригласил гостей ярмарки в свой сад в пространстве Гостиной коллекционеров Cosmoscow.
Ultima Яндекс Go: «Путешествие начинается»
В этом году мультидисциплинарный художник Владимир Григ создал свою первую коллаборацию с сервисом премиальных поездок Ultima Яндекс Go — трехметровое полотно «Путешествие начинается». Сказочные персонажи отправляются на поиски приключений на фоне пейзажа XVIII века. В этой работе сохранено место и для зрителя: у каждого была возможность «войти» в полотно Грига и, сфотографировавшись на его фоне, стать частью произведения.
12 STOREEZ: «Силуэт»
12 STOREEZ — бренд одежды, из которых складывается лаконичный и продуманный гардероб вне времени. Специально для Cosmoscow 12 STOREEZ и художница Анна Желудь при поддержке PA Gallery создали инсталляцию «Силуэт». В узнаваемых изделиях бренда художница размывает грань между воображаемым и реальным, фокусируя зрителя на интерпретации своих взаимоотношений с материальным миром.
COSMOSCOW Дети х Школа «Алгоритм»: Schooltopia
Для детской программы Cosmoscow школа «Алгоритм» исследовала передовой опыт и сквозные идеи искусства и образования второй половины ХХ века. Гости ярмарки смогли не только ознакомиться с ними, но и попробовать создать плакаты в стиле университетских парижских мастерских, где печатались манифесты в мае 68-го, выйти на образовательную прогулку и почувствовать себя Бодлером, впервые увидевшим картину Делакруа, построить детскую площадку в стиле Wasteland или почувствовать себя участником объединения «Флуксус».
Limonov Art Foundation
Фонд поддержки и развития современного искусства Limonov Art Foundation представил некоммерческий проект в рамках Cosmoscow — павильон Ильи Гришаева, одного из самых виртуозных графиков, автора тончайших инсталляций. Этот проект является продолжением истории мифотворчества художника, создающего собственный тип письма, узнаваемый в каждом его жесте: язык полуабстрактных орнаментальных фигур, намеренно повторяющихся и отстраненных, встречается в каждом из медиа от рисунка и скульптуры до саунда и фресковой росписи.
Выставка «Глазами коллекционера»
Выставка «Глазами коллекционера» в 2023 году представила коллекции Михаила Царева и «Стрит-арт хранения». Тема выставки — «Бережные отношения» — посвящена подходу, характеризующий оба собрания, предпосылкой которого является понимание искусства как формы свидетельства времени. Художественное произведение есть визуально-образный эквивалент современности, обусловленный присутствием автора в настоящем. И попадание работы в коллекцию рассматривается как способ ее сбережения. Куратором выставки выступил Алексей Масляев.
Masters Journal x Cosmoscow
Создателям и главным героям 11-го выпуска Cosmoscow посвящен специальный номер аналитического журнала об искусстве и культуре Masters Journal. В него вошли интервью с основателем и директором Cosmoscow Маргаритой Пушкиной, подробный гид по программе ярмарки, а также материалы, посвященные «Художнику года» Артему Филатову и «Музею года» PERMM.
COSMOSCOW ПРОДОЛЖАЕТСЯ НА ПЛАТФОРМЕ TEO
Ярмарка на территории павильона «Форум» завершена, но Cosmoscow 2023 продолжается онлайн на платформе TEO и будет доступна до 15 октября. TEO by Cosmoscow — онлайн-платформа по продаже современного искусства и арт-консалтингу, которая объединяет более 60 галерей. Помимо покупок, на платформе есть возможность ознакомиться с ценами, получить быструю консультацию, заказать предварительный просмотр и примерку, торговаться за произведения, предлагая свою цену онлайн.
Николай Корьков
генеральный директор ярмарки Cosmoscow
ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ ИТОГАМИ ЯРМАРКИ?
Положительный результат очередного выпуска ярмарки складывается из нескольких факторов. Cosmoscow — это синергетическая платформа и прежде всего удобная инфраструктура для общения галеристов, коллекционеров, и арт-профессионалов, экспертов. Помимо этого, ярмарка — это инструмент коммуникации для наших коммерческих партнеров. Успешность проведения ярмарки для нас — это результаты по продажам у галерей и достигнутые цели партнеров. Особое внимание мы уделяем получению обратной связи (как раз этим мы сейчас и занимаемся) от наших участников и сможем дать оценку нашей работе после проведения этих важных для нас и проекта переговоров.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ОСУЩЕСТВИТЬ В ЭТОМ СЕЗОНЕ УДАЧНО, А ЧТО ЗАДУМЫВАЛИ, НО НЕ ВЫШЛО?
Провести ярмарку в новом месте — это стресс-фактор, который может сказаться на всех вовлеченных в проект сторонах. Команда ярмарки сделала все возможное, чтобы переезд на новую площадку не сказался на качестве и результате. Рекордное количество посетителей (31 000 человек) и 80 галерей-участниц говорят о том, что у нас это получилось. Мы скрупулезно подошли к архитектурному решению ярмарки, навигации, разработке дополнительных сервисов для посетителей, чтобы сделать пребывание всех гостей на ярмарке максимально комфортным. Мы каждый год учимся чему-то новому, и всегда стараемся рефлексировать и анализировать результаты нашей деятельности, успехи и недочеты, чтобы с каждым годом становится лучше.
КАКИЕ СТЕНДЫ БЫ ВЫ ВЫДЕЛИЛИ ОТДЕЛЬНО?
Мне сложно выделить какие-то конкретные стенды, я стараюсь смотреть на ярмарку немного сверху, как на оркестр, который под управлением талантливого дирижера способен исполнять великие музыкальные произведения. Так и ярмарка — мне кажется, что в очередной раз, у нас получилось собрать очень целостный и репрезентативный срез современного искусства, включая стенды наших коммерческих партнеров — каждый из которых лишь добавил смысловой ценности 11-му выпуску.