Museums, newsmakers, bargains: who made Van Gogh a brand after his death

news

Author: Oksana Lebedeva

30 March, 2023

How did that happen, that after a hundred and some little more years, an artist whose artwork had never cost a dime, has become legendary? We dive into the swirl of the art market on the birthday of the greatest master Van Gogh.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

1.

При жизни художник далеко не был так популярен, как сегодня, а его картины не имели высокой рыночной стоимости. Так могло бы продолжаться и дальше, если бы жена его брата Тео, Йоханна Ван Гог-Бонгер, не разработала целую маркетинговую стратегию по его продвижению, невзирая на многочисленные советы продать картины и не мучиться. Именно она первой привлекла внимание коллекционеров и критиков к фигуре Ван Гога, выстраивая с ними дружеские связи и продвигая идею уникальности его творчества. Коллекция, собранная братом Тео и сохраненная Йоханной, стала основой амстердамского Музея Ван Гога, открывшегося в 1973 году королевой Юлианой. Необходимость в музее появилась еще раньше — слава художника среди публики росла.

2.

В 1970-е года Ван Гог стал одним из самых дорогих художников в мире — во многом благодаря спекуляциям. В 1987 году его работу «Подсолнухи» на волне экономического роста Японии продали за $39,9 млн. на аукционе Christie's. В этом же году картину «Ирисы» купили за рекордные для того времени $53,9 млн. на аукционе Sotheby's. Позднее выяснилось, что аукционный дом внес половину суммы за покупателя — Аллана Бонда. История картины на этом не заканчивается: миллионер был вынужден ее продать, потому что не мог позволить себе ее хранение. Через несколько лет работу «Портрет доктора Гаше» продали за $82,5 млн. В ноябре 2022 года его «Сад кипарисов» вошел в список рекордных продаж года — картину взяли за $117,2 млн. Картины художника покупают в основном азиатские коллекционеры. Он популярен и среди знаменитостей: в 2020 году актриса и певица Барбра Стрейзанд купила его работу на аукционе за $4,7 млн, пообещав передать ее музею. Эти цифры и интерес к Ван Гогу особенно поражают, если вспомнить, что при жизни он смог продать только одну работу — «Красные виноградники», получив за нее 400 франков, которые и близко не могли покрыть его расходов на жизнь. Сейчас картина находится в Пушкинском музее.

3.

Личный бренд художника подпитывается происходящими вокруг его картин событиями: в 2020 году его работу «Весенний сад. Сад у дома священника в Нюэнене весной» украли из Музея Сингер Ларен. В 2022 году преступнику дали 8 лет тюрьмы, но картину так и не удалось найти — его сообщник тоже остался неизвестным.

4.

На кражах инфоповоды вокруг Ван Гога не заканчиваются: в 2022 году участники экологического движения Just Stop Oil облили его картины «Подсолнухи» (1888) и «Цветущие персиковые деревья» (1889), желая привлечь институций к проблемам окружающей среды. Показателен выбор произведений Ван Гога, который связан и с мировым признанием художника, и с сюжетом его картин: изображенная на второй работе природная местность может полностью засохнуть.

5.

Произведения художника настолько популярны, что почти в каждом музее есть разнообразная продукция с ним, хотя самих работ там может и не быть. Бренды тоже не отстают и производят мерч с его картинами: в 2018 году Vans выпустил новую коллекцию, в которую входили рюкзаки, кеды, футболки и бейсболки, украшенные автопортретом Ван Гога и его произведениями. В 2020 году произошла еще одна коллаборация — на этот раз амстердамский бренд Daily Paper представил коллекцию одежды с картина художника, подчеркивая их актуальность в современности — и выражая респект самоучке от самоучек в дизайне — каким является трио основателей известного стритвир-бренда.

6.

Внимание к личности Ван Гога распространилось и в медийной среде. В 1956 году о нем сняли первый фильм — «Жажда жизни» по роману Ирвинга Стоуна. В последующие годы вышло еще много картин, документальных и художественных, посвященных ему. Одна из последних — «Ван Гог. На пороге вечности» (2018). Список можно продолжать: одна только Википедия хранит запись о 20-ти оммажах великого художника в кино, The Guardian пишет колонки с призывом спасти Ван Гога от судьбы поп-культурного клише, а Чикагский институт искусств предлагает пройти квиз и проверить, много ли вы знаете фильмов и песен про Ван Гога.

7.

Каждый может стать приобщиться к творчеству Ван Гога: в Snapchat и Instagram есть возможность наложить на себя фильтр в узнаваемом стиле. Google Arts and Culture также предлагает пользователям сделать селфи в духе «Автопортрета» Ван Гога из Музея Орсе, что позволяет ощутить себя внутри картины, в буквальном смысле став частью искусства.

8.

Иммерсивные выставки с работами Ван Гога стали невероятно популярными после сериала «Эмили в Париже», в котором главная героиня посетила одну из таких, посвященную «Звездной ночи». Сейчас в США больше 40 подобных пространство — например, в Колумбии зрители могут услышать о биографии художника, его жизненных перипетиях и посмотреть на проекции произведений.

news

Author: Oksana Lebedeva

30 March, 2023