Новые лица: знакомьтесь, резиденты 8 сезона Открытых студий Винзавода

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Варвара Топленникова

12 August, 2022

В начале июля открылся 8 сезон Открытых студий Винзавода. Открытые студии Винзавода — важный проект поддержки художников, в рамках стратегического направления Новые имена, который объединяет принципы мастерской, резиденции и арт-школы на базе одной из ведущих российских арт-институций, Центра современного искусства Винзавод.

В этом году ментором вновь стал куратор и преподаватель Алексей Масляев. По традиции — знакомим вас с новыми участниками проекта, а также спрашиваем у ментора, чем будет отличаться новый сезон, почему в новом сезоне нет определяющей темы и как развиваются карьеры бывших участников Открытых студий.

Алексей Масляев

Ментор восьмого сезона Открытых студий Винзавода

ЧЕМ НОВЫЙ СЕЗОН БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО?

Самым наглядным отличием 8-го сезона от предыдущего является новое пространство, где размещаются Открытые студии. Студии переехали: теперь они располагаются в помещении, где раньше находилась одна из самых известных и авторитетных галерей современного искусства — Галерея XL замечательной Елены Селиной. Однако Открытие студии Винзавода — все же не про пространство, перемена которого будет заметна постоянному посетителю центра и наверняка ускользнет от человека, пришедшего на Винзавод впервые. Они — про каждый раз заново, от сезона к сезону складывающуюся конфигурацию характеров, тем, настроений, позиций, мотиваций и художественных языков, которая возникает благодаря встрече нескольких человек. Она и делает каждый сезон Студий особенным, а опыт сопричастности — неповторимым.
⠀⠀
ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ КОНЦЕПЦИИ, КОГДА ТЕМА И СПОСОБЫ ВАШЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ НЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ ЗАРАНЕЕ. КАК ПРОШЛО ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ И СЛОЖИЛАСЬ ЛИ УЖЕ ТЕМА НОВОГО СЕЗОНА?

Программа Студий включает в себя несколько форматов: это встречи с приглашенными спикерами (кураторами, галеристами и сотрудниками музейных институций, художниками, теоретиками и т. д.), коллективные встречи, темы которых исходят от самих резиденток и резидентов, и мои индивидуальные беседы с участниками. Они образуют структуру сопроводительной «студийной» деятельности, которая, в свою очередь, остается открытой и ориентированной на конкретные запросы и пожелания резиденток и резидентов, то есть она в любой момент может быть пересмотрена и/или дополнена при появлении у участников идей, чем можно программу наполнить в событийном плане — эти идеи только приветствуются.

При тематическом описании 8-го сезона Открытых студий я использовал выражение «по ситуации» для обозначения зависимости темы от конкретных участников. Сейчас я думаю, что более точной формулировкой будет не «тема формулируется по ситуации», а «тема появляется по ситуации». Таким образом, она приобретает неопределенную природу кота Шредингера: она есть и одновременно ее нет. Поэтому появилась ли тема, появится ли она, и сможем ли мы ее обнаружить при появлении — черт знает. Она является всего лишь одним из атрибутов выставочного формата, которым можно и пренебречь, если он оказывается для художниц и художников ограничивающим, сдерживающим фактором.

МНОГО ЛИ ЗАЯВОК БЫЛО НА ЭТОТ СЕЗОН И ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ СОСТАВ ЭКСПЕРТОВ?

Количество заявок действительно впечатлило: более 300 заявок на 10 предполагаемых «студийных» мест. С такими объемами помог справиться экспертный совет. В его состав входят Софья Троценко и Андрей Паршиков в качестве постоянных членов, в поддержку которым были приглашены Ксения Подойницына, Эльвира Тарноградская, Сергей Лимонов и Стас Шурипа.

СЛЕДИТЕ ЛИ ВЫ ЗА КЕМ-ТО ИЗ ПРОШЛОГО НАБОРА? КАКИХ УСПЕХОВ ДОБИЛИСЬ ПРОШЛЫЕ УЧАСТНИКИ?

Конечно, я с большим интересом слежу за участниками прошедшего сезона Открытых студий: кто-то из них готовит персональную выставку, кто-то налаживает контакты с галереей, кто-то экспериментирует с новыми для себя выразительными средствами. Однако я предпочту не обсуждать их результаты в терминах успешности, потому что это мое оценочное мнение может не совпадать с представлениями художников. Кроме того, оно как будто обуславливает текущие события в творческой биографии автора с его или ее присутствием в Студиях в прошлом сезоне, что самонадеянно и неуместно. Поэтому я бы предложил об этом расспросить самих художниц и художников.

Катя Попченко

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

В первую очередь — цель, хочу максимально социализироваться. Спустя три недели работы в студиях стало намного легче общаться с людьми, рассказывать о своей практике. Так как большую часть своей практики я работаю в домашней мастерской, возможности показать ход работы не было, Студии — прекрасная возможность расширить аудиторию и буквально убрать четвертую стену между художником и зрителем.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Сейчас я работаю с изображениями и символизмом икон, перерабатывая сюжеты и композицию. Составляю новые, более простые по смыслу и исполнению, своего рода раскраски. Пока набираю материал, дальше хочу развить несколько подтем. Думаю начать соединять современность с тем, с чем работаю сейчас.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Листаю альбомы, рассматриваю репродукции. Все уже давно придумано, остается только, как пэчворк, пересобрать материал.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Я продолжаю работу с иконографией. Планирую выйти на большие форматы (больше полутора метров) как в живописи, так и в выжигании. Задумала несколько серий холстов и скульптур. Вполне возможно, планы через месяцы поменяются, ведь мы будем работать в Студиях до декабря, но пока курс такой.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Ничего не буду советовать, у всех разные вкусы. А чтобы совместить визуальный ряд и текст, возьмите красивый альбом с хорошими репродукциями любимого художника. Получите не меньшее удовольствие, чем от книги или фильма. У меня, например, есть любимый альбом с графикой Пикассо, который я могу открывать и находить в нем что-то новое хоть каждый день.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Несколько раз я была в музее Бранли в Париже. В его коллекции собраны экспонаты традиционного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Жутчайше интересный, как наполнением, так и архитектурой.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Не думаю, что у искусства такая цель. Оно более персонифицировано что ли. Думаю, искусство вполне может повлиять на конкретного человека, став отправной точкой в его дальнейшем существовании. А глобально спасать мир… Нет.

Полина Абина

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Я планирую работать с вопросами эмиграции из России.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Tzvetnik.

ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО ПОБЕДИТ?

Подавляющее количество искусства мы видим в цифровом виде. Think about it. 🙂

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Shortparis и Caterina Barbieri.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ВИДИШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Свободной.

ТВОЕ МЕСТО СИЛЫ.

Место силы — человек.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Оно само меня находит. Обычно через научные статьи или science-fiction.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Мир спасет любовь. Я тебя люблю.

ЭТО ВЫДУМАННЫЙ ВОПРОС?

Да.

Катя Афонина

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Я рассматриваю этот опыт в качестве невероятного приключения, сопровождаемого будоражащими откровениями посредством тесного взаимодействия с интересными людьми, искусством и образовательной программой.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

В своем творчестве я пытаюсь воссоздать безопасное, уютное пространство вокруг себя, в котором можно спрятаться от последствий постсоветского воспитания и травм, связанных с ним. Исследую влияние трендов на восприятие индивидуума, его формирование в парадигме стадного инстинкта восприятия.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Скорее оно находит меня: я живу в фантазиях, смешивая их с реальностью — эта сумма и является продуктом творчества. Построение этого безопасного, «своего» мира является неотъемлемой частью жизни, соответственно, работать могу беспрерывно. А вот проводить время с друзьями/семьей в реальном мире мне куда сложнее.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Мне легче размышлять в меньших временных рамках, но я точно знаю, что смогу назвать себя международным и междисциплинарным художником!

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Хочу поработать над исследованием волнующих меня тем, попробовать новые материалы и масштабы в создании произведений. Также большая задача для меня — интеграция в профессиональное общество.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Мне кажется, что каждая девушка должна прочитать работу Симоны де Бовуар «Второй пол», а еще я обожаю Сартра и Набокова. В кинематографе нравятся художественные работы Паоло Соррентино, Гая Ричи, Педро Альмодовара, Вуди Аллена.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Самый любимый в Париже — Bourse de Commerce, в Москве — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и галерея ART4.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Конечно, без искусства душа ржавеет.

Кирилл Манчунский

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Ничего не жду. Просто делаю.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Веселые картинки, смешные юморески и нелепые ситуации.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Не ищу вдохновения. Придумываю тему и раскручиваю ее. Тупо мозговой штурм.

КАКИМ ХУДОЖНИКОМ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Dead or alive.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Планирую сделать серию работ для самых маленьких. Панно с объемными мягкими элементами, в котором ребенок или взрослый сможет менять композицию, переставляя местами части объектов. Ну и буду делать работы, которые просто захочу сделать. Обычные такие дела художника.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

«Брат» и «Брат 2» могу смотреть без звука, знаю все реплики наизусть. А «Цветы для Элджернона» — моя любимая книга.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Галерея 11.12, конечно же.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Искусство точно может спасти человека.

Юлия Власова

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Я вне ожиданий. Но в предвкушении нового опыта. Уже с любопытством наблюдаю за изменениями внутри себя и формирую личное отношение к «миру художников» в публичном открытом поле. Я благодарна себе и обстоятельствам, рада быть здесь, взаимодействовать с художниками сразу так тесно и тепло.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Предметность бытия и разложение его на мои личные впечатления и эмоциональные паттерны. Думаю, содержательно мои проекты близки очень многим. Ведь каждый сталкивался с проблемами в коммуникации с семьей или неприятием любимого человека.
Свои проекты я называю терапевтическими. Реализация визуальных образов помогает мне проживать мой опыт; ситуации, вызывающие во мне смятение, привязанность, непонимание, тоску, смешанные с любовью и любопытством.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Когда нахожу себя.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Солидной (смеется). Не думаю об этом, не загадываю. Есть несколько идей, которые хочу реализовать в течение ближайших пяти лет. Думаю, через 20 лет хочу быть еще более любопытной, энергичной структурой, умеющей нырять глубже к своей сути.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Уже начала и продолжаю работу над серией фотографий о моей привязанности к человеку, точнее к его образу, придуманному мной и несуществующему в реальности. Во мне в течение двух лет вспышками разрываются списки эмоций разных спектров. Бесконечное движение под кожей шариков радости и злости. Я хочу «оторваться» в визуализации образов моих чувств и оставить их вне себя на бумаге, ткани, экранах другим людям.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Не книга, но труд, объяснивший мне мои стремления в визуальных решениях, — «Искусство, как прием» Виктора Борисовича Шкловского. Искренне рекомендую каждому.
Рекомендую посмотреть драматическую комедию Йоакима Триера (прим.ред — Норвежский режиссер и родственник Ларса фон Триера) «Худший человек на свете». Фильм про поколение 30-летних «Бэмби на льду», чья жизнь проходит нормально, хорошо, но без внушительных достижений, отчего и кажется неудачной. Романтичная, прекрасная и трагичная история про нашу с вами жизнь вот здесь, под боком.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Постоянно хочется вернуться в свое пространство Эрарта в Петербурге. Также в этом году с архитектурной стороны обустройства здания запомнился Arter — музей современного искусства в районе Долапдере в Стамбуле.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Я думаю искусство может быть инструментом в привлечении внимания к проблеме. Спасти оно, к сожалению, может, только себя.

Василиса Лебедева

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Я не жду, но надеюсь!

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Зов крови, вой сказок, шепот подсознания.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Я верю не во вдохновение, а в работу. Темы повсюду, в первую очередь в тебе, в том, что «примагничивает» твой взгляд. Дальше ты задаешь вопросы и ищешь на них ответы. Но это все работа, она происходит, когда ты ее делаешь. А ждать вдохновения можно долго. Конечно, есть дни, когда ты более продуктивен и когда менее, но всегда можно придумать, чем заняться во время «без вдохновения». Привести документы в порядок, обновить портфолио, сделать эксперименты с материалами или съездить за ними в магазин, сходить на выставки, до которых еще не дошел и так далее. Как правило, где-то в середине этого процесса и приходит муза.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Стою я такая с бокальчиком игристого и пытаюсь скрывать восторг от того, что мои работы выставляют в Помпиду!

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

В начале сентября у меня планируется выставка, и пока я буду работать над созданием проектов для нее. А параллельно делать какие-то эксперименты с материалами и формами. Еще есть пара незаконченных работ, которые я не могла доделать из-за отсутствия мастерской с высокими потолками. Хочу их довести до ума.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Недавно увидела фильм «Без названия» (Untitled, реж. Джонатан Паркер, 2009). Очень легкий, ироничный, про мир современного искусства и галерей. К просмотру можно добавить «Квадрат» (The Square, реж. Рубен Эстлунд).
Сейчас читаю Сергея Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила». Книга написана еще в дореволюционные времена, в основе его пешие путешествия по русским деревням. Читая, понимаешь, что казаться нормальным и не иметь отношений с фантастическим миром было практически невозможно. Очень интересное чтиво.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Музей Востока очень меня вдохновляет. В него можно ходить бесконечно, и каждый раз увидишь что-то новое, мимо чего раньше пробегал.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Надо ведь на что-то надеяться!

Катика

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Жду, что мои волосы станут шелковистыми, мышцы крепкими, а работы красивыми!

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Ирония, вязание и смерть.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Нахожу его в пустом холодильнике и кошельке.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Седой, с бокалом вина, в черном платье на фоне белой стены.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Над собой и проектом «спящие».

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

В активном поиске.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Только по обоюдному согласию.

Анастасия Ковалева

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Я не строю ожиданий. Думаю, полгода пролетит незаметно. Пусть это будет время для эксперимента и веселья.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Другой в культуре и в языке. Идентичность как набор паттернов и кодов, выстроенная через того самого Другого. Звучит сухо, но меня действительно завораживает этот процесс мира заколдованного знаками.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Смотрю безумные фильмы, много изучаю теорию, читаю. И, самое важное, даю себе время для пустоты, потому что именно там рождается новое. Это загородные поездки или прогулки по городу в одиночестве.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Старой.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Все ищут красоту и эстетику в жутком, а я буду искать жуткое в красоте.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Советую посмотреть фильмы Дарио Ардженто, особенно фильм «Суспирия». Это шедевр. И еще я бы посоветовала фильмы Анджея Жулавского «Шаманка» и «Одержимая». По последнему я даже сейчас делаю перформанс — целый год ношу платье как у героини Анны.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Его нет, искусство — это ситуация, а не место. Неважно где. Важно, как.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Однозначно нет. Но однозначно может изменить мир одного человека.

Татьяна Прыставка

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Прежде всего новых людей. Интересно на себе почувствовать влияние ментора и других художников, с которыми мы делим пространство. Еще для меня довольно новый опыт делать свои проекты открыто. Думаю, это должно быть интересно.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ.

Абсурд, наив, искренность

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Диалоги, наблюдения, самокопания. Только не очень мне нравится слово «вдохновение», какое-то оно слишком поэтичное.

КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Надеюсь, что к этому времени я стану нейросетью.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Не хочется говорить что-то конкретное. А если «широкими мазками», планирую поработать с нетипичными для себя материалами и уделить больше внимания концепции.

ПОСОВЕТУЙ ФИЛЬМ И КНИГУ.

Сейчас читаю «Пожалейте читателя» Курта Воннегута. А вообще, советую все его книги. Фильм: «Легенда о Каспаре Хаузере» Давида Манули. Еще можно посмотреть все фильмы Квентина Дюпье.

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЯ.

Очень нравится деятельность разных небольших галерей. Не могу выбрать любимую.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

К сожалению, нет.

Алексей Рябов

ЧТО ТЫ ЖДЕШЬ ОТ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?

Плодотворной работы.

КАК ТЫ НАХОДИШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Я нахожу вдохновение в приливе творческих сил.

КАКИМ ХУДОЖНИКОМ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Реалистом.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Над собой, главным образом.

ИСКУССТВО МОЖЕТ СПАСТИ МИР?

Почему бы и нет?! При определенных обстоятельствах.

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Варвара Топленникова

12 August, 2022