Pizza and dinosaurs: how to tell children about art
07 June, 2023
Isn’t modern art too complex for children? Aren’t they going to be bored? Such nervous questions about art education for the little ones are being answered by Rimma Gaze.
RImma Gaze is an Arsenal’s educational programmes curator, and an invited lecturer of the forthcoming edition of the “Collect them all” course for children. In this article, she speaks about the proper age for starting talking with kids about contemporary art, and how to get children interested in such a difficult at first glance theme.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ДЕТЯМ СТОИТ ПОКАЗЫВАТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
Современное искусство, удивляя, смущая, играя со зрителем, дает прекрасную возможность для диалога с ребенком любого возраста. Оно рождается и существует в том же информационном поле, что и мы, поэтому говорить о нем легче, чем кажется. Смело доверяйте собственным ощущениям, погружаясь вместе с ребенком на любую доступную ему глубину восприятия. Это может быть обсуждение увиденного, несложная игра в «угадайку» или серьезный разговор на вечные темы — одна и та же работа станет проводником разных тем и смыслов.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАСАЕТСЯ СЛОЖНЫХ ТЕМ, НАПРИМЕР, СЕКСА ИЛИ СМЕРТИ. ДЕТЯМ НЕ РАНО ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ?
Смерть, время, отношения между людьми, восприятие окружающего мира всегда были главными темами искусства. Это — часть жизни каждого человека, в том числе ребенка. Современное искусство в своем многообразии может оказаться самым бережным и безопасным способом начать разговор на эти темы. Из книг, которые я могла бы рекомендовать на эти темы: «А дедушка в костюме?» Амели Фрид, «Утка, смерть и тюльпан» Вольфа Эрльбруха, «Оскар и розовая дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта. Они для разных возрастов.
Мне кажется, что разговор про смерть всегда идет рядом с разговором про память, чувства, время. Искусство позволяет перевести эти абстрактные понятия в ощутимые, доступные глазам, ушам, кончикам пальцев вещи. Чаще всего такие проекты, сделаны глубоко, образно, символично, но в то же время максимально бережно, чтобы зритель, в том числе начинающий, мог остановиться в своих открытиях, там, где ему самому нужно это сделать. Вот несколько проектов современных художников, посвященных темам смерти, памяти, времени, которые я бы отметила: «Вязанник» Леонида Тишкова, «Сад им.» Артема Филатова и Алексея Корси, «Ничего не выбрасывай» Сонга Донга, "My dead grandfather" или "My dead family" Адриана Вильяра Рохаса.
ДЕТИ НЕ ЗАСКУЧАЮТ НА ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЯХ?
Хорошо, если встречи — это скорее разговор об искусстве, чем лекция в привычном понимании. Разговор с элементами игры или творческого мастер-класса. Лектор достигает успеха, если вместе со своими слушателями на время «становится» художником, о котором будем говорить. Может показать, как он рос и менялся, что происходило вокруг, как его воспринимают зрители сегодня. А в идеале — рассказывает основную идею художника через создание его работы своими руками.
А ВСЯКИЕ СЛОЖНЫЕ ТЕМЫ, ВРОДЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ?
Предполагаю, что даже самим институциям сложно думать о критике, тем более принимать ее. Для детей на первый план выходит поиск ответа на вопрос: «Как говорить на актуальные (и уже почти вечные) темы —художник/искусство и институция?»
Будет ли это интеллектуальная игра или прямое противостояние? Демонстративный жест или почти анонимное высказывание? Марсель Дюшан, Маурицио Каттелан, Ай Вейвей — работы этих художников — прекрасный способ узнать, что волнует арт-сообщество. Например, почему «Фонтан» или вывешенный на стену музея банан вызывают такие активные споры и обсуждения?
МНЕ КАЖЕТСЯ, МОЕМУ РЕБЕНКУ ДИНОЗАВРЫ БУДУТ КУДА ИНТЕРЕСНЕЕ, ЧЕМ АЙ ВЕЙВЕЙ. ИЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕТ?
Мир многообразен, и ребенок тоже знает об этом. А там, где есть место динозаврам, точно будет интересно и с Ай Вейвеем.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ? ТРИ СОВЕТА
- Смотрите!
Музеи, книги, сайты ждут вашего внимания. Только не все и сразу. Начните с одной-двух работ. Открывайте мир искусства постепенно.
- Обсуждайте!
Всматривайтесь в работу, «крутите» ее в своем воображении со всех сторон. Слушайте внимательно, что говорит ребенок. Возможно вас это удивит. Будьте честны: если вам что-то не нравится или непонятно — не скрывайте это, вместе гуглите или обсуждайте, почему это сделано так, а не иначе, что бы вы изменили в арт-объекте.
- Пицца!
До, после — не важно. Поверьте, нет ничего лучше, чем говорить о современном искусстве в хорошей компании под пиццу или что-то вкусное. Ну, разве что, создать дома свое произведение искусства!
07 June, 2023