WHO PUTS THE PRICE TAG ON ART? WE ASK SASHA AND ANYA YEMELYANOV

QUESTION TIME

PHOTOS: COURTESY OF THE INTERVIEWEES

22 March, 2022

What and who determines an artwork’s value? Does the price tag reflect the quality of art? Will an artist get paid more as their career progresses? We pose these simple, yet tricky questions to the art collectors Sasha and Anya Yemelyanov.

1.

Определите свой максимум.

«Каждый решает для себя сам, готов ли он заплатить назначенную цену за конкретное произведение.

Мы устанавливаем для себя бюджет, за пределы которого пытаемся не выходить. Бюджет зависит от текущей ситуации и может быть достаточно подвижен. Если работа запала в душу, но она находится за рамками бюджета, то иногда мы можем его немного расширить.
О своих возможностях важно честно рассказать художнику или галерее. Можно попросить даже не показывать вам дорогих работ, чтобы не расстраиваться. Можно признаться, что конкретную работу Вы бы очень хотели, но не потянете — тогда появляется возможность обсудить условия её приобретения. Иногда в таких случаях Вам могут пойти на встречу: сделать скидку, продать объект по старому курсу, а также договориться о других условиях оплаты. Если Вы берете несколько работ, то можно поинтересоваться условиями о предоставлении скидки. Бывает, что формат продажи предполагает уместность торга, но к этому стоит подходить аккуратно: Чтак, например, устраивал гаражную распродажу, где можно было самому предложить цену, за которую готов купить ту или иную работу».

2.

Проведите расследование — сколько стоят похожие работы того же художника? Другие работы похожих художников?

«Готовясь к покупке работы мы сравниваем её цену с ценой на другие работы автора, проводим поиск и исследование информации об авторе и его работах: историю продаж, цены, в чьих коллекциях находятся работы художника, его образование, выставочную деятельность. Обращаем внимание на то, выставлялась ли та или иная конкретная работа, где именно.
Также мы сравниваем её цену с ценами на аналогичные по технике и формату работы художников со схожим бэкграундом. Мы мониторим все известные нам маркетплейсы, онлайн-платформы, следим за ценами на художника, и когда нам предоставляется возможность — берём понравившиеся работы.

Мы тратим на исследования разное количество времени, это зависит от занятости, настроения и интенсивности основной работы. В свободное время перед сном, в выходной или во время поездки можно потратить на это 5 минут, а можно целый день. Важно постоянно что-то исследовать, искать новое, следить за изменением цен, представлять, как бы работа смотрелась в коллекции, брать на заметку, что приобрести, когда будут деньги.

При посещении мастерских мы стараемся всё запомнить, а ещё лучше — зафиксировать информацию о работах: стоимость, где выставлялись, кто ещё присматривался к ним. Это нужно, чтобы иметь возможность всё ещё раз обдумать, а уже позже написать художнику и приобрести понравившуюся работу. Или позже осознать, что ты упустил хорошую работу за приемлемую для себя цену. Если мы вдруг упускаем хорошее предложение, то мы стараемся не расстраиваться и просто ждем следующего шанса. Всегда есть вероятность того, что кто-нибудь выставить на продажу прекрасную работу по прежней цене или той, которая пока ещё не кусается».

3.

На протяжении карьеры стоимость работ художника на рынке меняется.

«Мы понимаем, что за пять лет цены на работы хорошего художника должны измениться в большую сторону.
Помнится, что в интернет-магазине института "База" продавался холст Зины Исуповой, написанный маслом, который стоил около 20 тыс. За это время художница прошла большой путь, её стиль претерпел изменения, и мы понимаем, что нынешняя цена на её работы должна быть намного выше той, что была на начальном этапе.
Заметив, что работы художника явно прогрессируют в цене (а это говорит о его востребованности), мы считаем это хорошим знаком, чтобы взять работу, которая появится чуть ниже рыночной стоимости, если она нам нравится.
Если Вы уже упустили удачный момент для покупки работы до повышения цен, то лучше пока подождать и посмотреть как художник будет развиваться. Возможно, за эту же цену Вы сможете присмотреть более интересную работу автора или работу, которая будет выполнена с более отточенной техникой или стилем.
Если есть возможность купить что-то не слишком Вам интересное или подождать и взять что-то хорошее за ту же цену, то всегда лучше подождать и взять что-то, что Вам будет больше нравиться».

4.

Если художник начинает сотрудничать с галереей, он не может не подорожать.

«Мы знаем, что если художник попадает в галерею, то цену на его работы можно смело умножать на два, а может и больше. К примеру, работы Вани Волкова в 11.12 gallery стоят уже не ту сумму, которую мы за них когда-то отдали, а в 6 раз дороже. Когда художник появляется на групповой выставке в Новой Третьяковке, а потом устраивает свою персональную выставку в хорошей галерее, то нужно понимать, что его работы дорожают. Слава Нестеров продавал свою графику перед прошлым Новым годом меньше, чем за 10 тыс, но уже к середине года, после ряда выставок, цена на его графику возросла в разы. Мы понимаем, что если автор развивается, и на него обращают внимание институции и галереи, цена на его работы растёт».

5.

Качество работы определить очень сложно, в этом вопросе вам поможет насмотренность.

«Нужно научиться сопоставлять работы разных художников одинакового ценового диапазона. Бывает, что небольшая работа известного автора, которую нельзя назвать его лучшей, стоит столько же, сколько и хорошая, проработанная и более крупная работа его менее именитого коллеги. Нам кажется, что лучше приобрести отличную работу менее известного автора, чем посредственную более известного.

Обращайте внимание, отходит ли автор от своего выработанного стиля в выбранном Вами произведении. К решению "брать или нет" нетипичную работу подходите осторожно: возможно, вам удастся поймать новый виток творчества автора, и он будет дальше развиваться в этом направлении, а может такая работа окажется просто случайным экспериментом».

6.

Но на самом деле никаких правил нет: нужно, как ни банально это прозвучит, слушать сердце.

«Как понять, адекватна ли цена? Никаких правил нет: если нравится и очень хочется забрать работу домой, то значит, её нужно брать. Часто случается, что работа просто откликается — например, сюжет может что-то напомнить. Когда мы взяли картину Ани Самойловой, мы про неё особо ничего не знали. Мы следили за ней буквально неделю или две и решили покупать. Как можно увидеть, мы не ошиблись и безумно этому рады».

QUESTION TIME

PHOTOS: COURTESY OF THE INTERVIEWEES

22 March, 2022