THE GARDENS OF NIZHNY NOVGOROD

OPINION

13 November, 2020

In this report from the town of Nizhny Novgorod, the curator-in-training Elmira Minkina shares her experience of visiting three gardens that were essentially turned into works of contemporary art, and exploring site specificity of local art projects.

'Сад им.' (Артем Филатов, Алексей Корси)

В первый же учебный день нам, студентам двух курсов магистерской программы 'Новые практики кураторства в современном искусстве' ВШЭ и Музея 'Гараж', объявили о совместной поездке в Нижний Новгород в конце октября. Ближе к датам все было почти под вопросом: к тому времени нас уже перевели на дистанционное обучение в Zoom, новостные сводки не внушали оптимизма, но мы все-таки решили сдать тесты ПЦР, запастись медицинскими масками и отправиться на культурную разведку.

Ничего особенного о городе я не знала: стоит на Волге и Оке, раньше назывался Горький, там всем номинантам вручили премию 'Инновация', а в 2021 году пройдет еще и премия Кандинского. Поэтому меня порадовало плотное расписание с ранними подъемами на завтрак к 6:30, экскурсиями по историческому центру и Соцгороду, посещениями художественных мастерских, резиденций, галерей и крематория (!), вылазка на целый день в Выксу. За четыре дня предстояло познакомиться с местными кураторами, художниками, исследователями, институциями и проектами и составить мнение о том, как в Нижнем дела с искусством.

Работа Артема Филатова

Начну с того, что оно там точно есть: как в стенах ГЦСИ 'Арсенал', филиала Пушкинского музея, частных галерей FUTURO Gallery и '', так и на стенах домов в виде советской мозаики на улице Фучика и росписей деревянных фасадов на Нестерова и Ковалихинской. Моими первыми впечатлениями по приезде стали именно эти рисунки на ветхих постройках, поэтому я не могла отделаться от мысли, что искусство буквально въелось в архитектуру города, стало его частью.

Судя по количеству фотографий в телефоне, мое внимание особенно привлекли три проекта. Как оказалось, все три – своеобразные сады. Первый из них я увидела в подвале мастерской 'Тихая'. Это фраза, написанная резидентом мастерской, художником Артемом Филатовым, прямо на стене – 'Gardens are always for the future'. Такие простые, казалось бы, вещи цепляют меня складностью и глубиной, непосредственностью и отсутствием вычурности. Совершенно не ожидаешь наткнуться на 'сад слов' посреди рабочего беспорядка и бытовых предметов, стеллажей с красками и растворителями, в помещении, лишенном солнечного света. Позже я написала Артему, чтобы узнать, что означает надпись: это искаженная цитата из произведения 'Unconnected sentences on gardening' Яна Гамильтона Финлей. А первоисточник 'Gardens are always for the next year' лег в основу нового проекта 'Сад всегда на следующий год'. Но тогда в мастерской я всего этого не знала: наш гид, художник Яков Хорев, лишь упомянул, что мы вспомним настенный сад, когда окажемся во внутреннем дворе крематория.

работа Анастасии Потемкиной

Второй сад расположился в 'Арсенале' на выставке лауреатов премии 'Инновация' – это зал с графикой, объектами и видео Анастасии Потемкиной, которые образуют единую инсталляцию об отношениях человека и природы 'Когда цветы не отбрасывают тени'. В темноте горят зеленые прожекторы и неоновые формулы химический соединений, в воздухе парят кимоно и одеяния в духе костюмов химзащиты, а под стеклом, как под микроскопом – акварельные рисунки и белые очертания стеблей и листьев. Атмосфера научной лаборатории напоминает о прошлом исследовательском проекте Анастасии 'Лаборатория городской фауны', изучающем различные аспекты сосуществования растений и животных в городской среде. На этот раз художница провозглашает общеприродное равноправие всех видов, даже таких маргинальных, как сорняки: именно им отведено центральное место на выставке.

'Сад им.' (Артем Филатов, Алексей Корси)

'Сад им.' (Артем Филатов, Алексей Корси)

Наконец третий сад был не метафорическим, а самым настоящим. Мы приехали в Сормовский район в частный крематорий недалеко от Ново-Сормовского кладбища. Кругом лес, вечерело. Мы только вышли из автобуса у одноэтажного здания с надписью 'Крематорий' на фасаде, как над его крышей поднялся черный дым. Нас встретил Артем Филатов, который год назад в соавторстве с Алексеем Корси обустроил здесь мемориальный комплекс 'Сад им.' (http://namegarden.ru/). Мы прошли во внутренний двор и оказались со всех сторон окружены растениями и кустарниками. Казалось, что все они растут буйно, но сплоченно, готовясь однажды переплестись в зеленый купол над головами посетителей, чтобы окончательно обособиться от основного здания, черного дыма и внешнего мира. Но миссия сада не в том, чтобы существовать отдельно от крематория, вопреки ему или игнорировать его соседство. Наоборот, сад создан в первую очередь для тех, кто приехал сюда навсегда попрощаться с близким человеком. Здесь нет кураторского текста, указания имен художников и специальной навигации – только деревянные скамейки, длинные клумбы (условно обозначающие леса), поля и болота средней полосы, и звуковая инсталляция в виде органа. Артем привел ее в действие, и из колонки зазвучало что-то похожее на молитву: это композиция, специально написанная на либретто Алексея Корси при участии композитора Евгения Вороновского. В течение 15 минут оперная певица Зоя Петрова перечисляет латинские названия внутренних органов человека. Казалось, что хорал длится целую вечность, мы почти не разговаривали друг с другом, передвигались осторожно и медленно. Мне хотелось рассматривать каждую веточку, каждую травинку – наверно, было страшно остаться наедине с мыслями о смерти, которая здесь буквально за углом, страшно нарушить словом это тягостное воспевание тела, и взгляд искал, за что бы зацепиться. В этом и есть терапевтическое воздействие сада, который может стать не только отправным пунктом для внутреннего диалога о преходящем и вечном, но и местом отдыха от таких размышлений. Мне запомнилась странная рассеянность и в то же время ясность мыслей, ощущение усталости и невозможности избавиться от нее, по крайней мере, при жизни. А еще, что на зиму сад закроют, но он всегда на следующий год.

На обратном пути кто-то спросил у Артема, не хотел бы он повторить идею 'Сада' в другом городе, на что он ответил, что нет, это не франшиза, и ему важно работать именно в Нижнем. Моя догадка о неразрывной связи искусства и города подтвердилась: только оно не въелось, а пустило корни и проросло.

фотографии в материале: Алексея Боголепова из интервью Анастасии Потемкиной для Instyle; с сайта проекта 'Сад имени'.

OPINION

13 November, 2020