The most intimate open call: shortlist
06 April, 2023
Introducing the finalists' submissions of the most intimate open call hosted by Yasno and The Gathering. We have selected 9 works, 3 for each theme, and their authors will receive cash prizes. Additionally, we have included a "Special Mention" section featuring several works that particularly resonated with the open call jury.
We appreciate everyone who participated and are reminded of how uniquely we experience and convey our emotions.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Финалисты
Вера Куликова «Самостоятельная»
Тема — привязанность. Масло, холст 70х55 см, 2019
Алина М «Солнышко»
Тема — привязанность. Фото, сканер, тираж 1, 2023
В этой работе я анализирую ощущения от воспоминаний о детстве. Это и травма, и огромная и болезненная привязанность, и бессознательное, которое во многом руководит тем, как складывается моя жизнь сейчас. На фотографии — две главные женщины, мама и бабушка. Женщины, вырастившие меня, одновременно объединившиеся вокруг своего идола, своего «солнца», посвятившие ему большую часть себя. И одновременно воюющие «из-за» него.
Расти в атмосфере скандалов с осыпающими друг друга проклятиями взрослыми, в атмосфере малой осознанности и большой травмоопасности — знакомый мотив для людей моего поколения и не только. Когда к ребенку столько любви и опеки, одновременно «из-за» него — столько криков и злости. Ребенок разрывается, расщепляется, не понимая, что происходит и как ему быть, чтобы спасти все вокруг, всех вокруг.
Ощущение чего-то знакомого, «общего воспоминания» навевают родные узоры берез, орнаменты на одежде женщин и их прически, забавная цветастая детская колясочка, укрывающая младенца. Монструозные, искаженные образы взрослых, главных и любимых женщин одновременно пугают и притягивают в попытке отыскать тех самых любящих и любимых маму и бабушку, с которыми безопасно и с которыми не страшно было бы даже умереть.
Это и моя личная, и наша коллективная травма, общая привязанность, коллективное бессознательное, нечто, о чем трудно заговорить и описать словами, но что оказывается столь понятным и близким при попытке поделиться с кем-то откровенно и непредвзято.
«Солнышко» — наше солнышко, мое солнышко, я — их солнышко. «Солнышко» — как наивное детское солнышко в углу рисунка. «Солнышко» — и неуклюжая отсылка к поговорке «дурдом Солнышко», также широко известной поколению нулевых и постсоветским взрослым (одно из толкований: семья, в которой постоянно происходят скандалы (Максимов). «Дурдом Солнышко» так или иначе заглядывал в окна многих семей.
Алексей Яковлев «Темнота»
Тема — привязанность. Масло на холсте, 24х30 cм, 2023
Ангелина Ермачкова «Портрет с шипами акации»
Тема — бессознательное. Акрил на холсте, 100х100 см, 2021
Автор в своей работе вспоминает свою детскую игру: найти в саду какой-нибудь розовый куст (или акацию) и налепить на лицо эти шипы, чтобы пугать своим видом. Автор, размышляя над этой игрой в последствии, интерпретирует это как бессознательный поиск защиты уязвимого ребенка от непонятного ему, жестокого окружающего мира. Вследствие подсознательно хрупкий, ранимый и беззащитный ребенок принимает колючий и устрашающий вид, чтобы «защититься» от того, кто мог бы ему навредить.
Алиса Гвоздева «Бессознательное»
Тема — бессознательное. Акрил на холсте, 35х50 см, 2023
Настя Астахова "The moon and the melancholia"
Тема — бессознательное. Масло, пастель, холст, 120х90 см, 2023
Игорь Николаенко «В последний раз»
Тема — травма. Масляная пастель на МДФ, 25х35 см, 2023
Привет, друг! Когда-нибудь в твоей жизни что-то будет в последний раз: последнее утро, последний закат, последняя чашка кофе…
Когда-нибудь ты в последний раз опоздаешь куда-нибудь, забудешь пароль от почты, опозоришься, потеряешь зонт, будешь мыть грязную посуду, будешь бояться, злиться, плакать и смеяться, стоять в очереди, натрешь мозоль…
В последний раз ты погладишь кота, погуляешь с собакой, услышишь смех ребенка, посидишь у костра, посмотришь на звезды…
Всё в жизни бывает в последний раз…
Когда-нибудь в последний раз ты будешь смотреть в глаза и чувствовать тепло рук любимого и родного человека…
Больно будет всегда, но со временем станет легче.
С любовью, твоя губка.
Дарья Емельянова «Одеяло»
Тема — травма. Холст, акрил, 170х140 см, 2021
Светлана Цепкало «Без названия»
Тема — травма. Простой карандаш, бумага, 21х29,7 см, тираж 1, 2023
Специальное упоминание
Мария Стадник «Смерч»
Тема — травма. Офорт, 28,5х35,5 см, тираж 1:10, 2023
Пейзаж — наиболее интересный и близкий для меня жанр. Я вкладываю в его атмосферу свое настроение и состояние. Так мои переживания обретают форму.
Суть офорта заключается в том, что для работы берут металлическую пластину и сначала идеально ее полируют, а затем гравируют — по сути деформируют: царапают, травят в кислоте и тем самым создают на ней рисунок. Мне кажется эта метафора созвучна с нашей жизнью. Подобно тому как травмы создают образ нашей личности я создавала рельеф на медной доске.
Я выбрала фронтальную точку зрения для максимальной концентрации внимания. Здание занимает почти всю картинную плоскость. Я намеренно избегаю деталей, которые могут указывать на конкретную локацию или время. В результате исторический контекст существования объекта уничтожается, как и его функциональные ассоциации, объект предстает в изоляции, самодостаточно, в виде чистой пластической формы. В изображении есть динамика. Она получилась благодаря тому, как я снимала краску с медной доски. Это движение создает ощущение смерча или песчаной бури через которую проглядывается сюжет картины.
Владимир Аверин «как я в рай попала»
Тема — травма. Анимадок, смешанная техника, 2022 3'35".
Режиссер, анимация: Владимир Аверин
Музыка: Филипп Плотников
Владимир Аверин обращается к истории, связанной с его бабушкой, и создаёт документальный анимационный фильм на основе архивных материалов, хранящих память о ней.
В основе сюжета лежит рассказ о том, как она побывала в раю. Двенадцать лет она не выходила из квартиры, страдала от галлюцинаций и медленно развивавшейся деменции. В какой-то момент Владимир начал фиксировать общение с ней, чтобы сохранить контакт: фотографировал, снимал видео, записывал разговоры на диктофон. В фильме также используется ее собственный архив фотографий – почти все изображённые на них люди неизвестны автору. Через пять лет после смерти бабушки автор возвращается к архиву и визуальным материалам, в том числе чтобы проработать травму.
Работа сделана в соавторстве с композитором Филиппом Плотниковым. Отправной точкой работы над фильмом было именно аудио – диктофонные записи рассказов бабушки режиссёра. Отобрав фрагменты монологов, Филипп выстраивает из них нарратив, дополняя не только написанной им музыкой, но и звуками радио – вещь, с которой бабушка автора не расставалась до конца жизни.
Оставаясь документальным, фильм стремится выйти за рамки только личной истории. В финале аудио прямо звучит тема рая и ада, жизни и смерти – а визуальное обращается ко второму герою анимадока, самому автору в детстве, жизненный путь которого тогда только начинается.
Кирилл Васильев «Мать»
Тема — бессознательное. Печать и тушь на бумаге, 30х42 см, тираж 1, 2023
Серия работ «Мать» родилась в результате проработки подсознательного конфликта с фигурой родителя. Художник рассуждает о форме и нулевой точке перцепции. Монументальная оптика, охватывающая весь мир, каждый объект в нем, обусловлены фрустрированным состоянием неразрешенного конфликта, создающую альтернативную реальность, где каждый объект, становится отголоском прошлых детско–родительских отношений.
Антон Левин «Левин и пустота»
Тема — бессознательное. Пластилин, картон на подрамнике, 50x40 cм, 2021
Работа о потерянности в пространстве и поиске собственного образа.
Саша Бурмистрова «Фото с сестрой»
Тема — привязанность. Бумага, гуашь, 10х15 см, 2023
На работе — мы с сестрой на старом в детстве. Сейчас она живет в другой стране, и последние годы мы не можем часто видеться из-за ковида и (слова запрещенного законодательством РФ).
Кирилл Бжедугов «Наблюдатель»
Тема — привязанность. Цифровая графика, 2021
06 April, 2023