Самый личный open call: шортлист

Публикуем работы финалистов самого личного опен-колла Ясно х Объединение. Мы выбрали 9 работ, по 3 в каждой теме, авторы которых получат денежные призы. А также выделили несколько работ в отдельной рубрике «Специальное упоминание», которые особо тронули жюри опен-колла.

Благодарим всех за участие! Мы вновь убедились в том, как по-разному мы переживаем чувства и выражаем их.

Финалисты

Вера Куликова «Самостоятельная»

Тема — привязанность. Масло, холст 70х55 см, 2019

Алина М «Солнышко»

Тема — привязанность. Фото, сканер, тираж 1, 2023

В этой работе я анализирую ощущения от воспоминаний о детстве. Это и травма, и огромная и болезненная привязанность, и бессознательное, которое во многом руководит тем, как складывается моя жизнь сейчас. На фотографии — две главные женщины, мама и бабушка. Женщины, вырастившие меня, одновременно объединившиеся вокруг своего идола, своего «солнца», посвятившие ему большую часть себя. И одновременно воюющие «из-за» него.

Расти в атмосфере скандалов с осыпающими друг друга проклятиями взрослыми, в атмосфере малой осознанности и большой травмоопасности — знакомый мотив для людей моего поколения и не только. Когда к ребенку столько любви и опеки, одновременно «из-за» него — столько криков и злости. Ребенок разрывается, расщепляется, не понимая, что происходит и как ему быть, чтобы спасти все вокруг, всех вокруг.

Ощущение чего-то знакомого, «общего воспоминания» навевают родные узоры берез, орнаменты на одежде женщин и их прически, забавная цветастая детская колясочка, укрывающая младенца. Монструозные, искаженные образы взрослых, главных и любимых женщин одновременно пугают и притягивают в попытке отыскать тех самых любящих и любимых маму и бабушку, с которыми безопасно и с которыми не страшно было бы даже умереть.

Это и моя личная, и наша коллективная травма, общая привязанность, коллективное бессознательное, нечто, о чем трудно заговорить и описать словами, но что оказывается столь понятным и близким при попытке поделиться с кем-то откровенно и непредвзято.

«Солнышко» — наше солнышко, мое солнышко, я — их солнышко. «Солнышко» — как наивное детское солнышко в углу рисунка. «Солнышко» — и неуклюжая отсылка к поговорке «дурдом Солнышко», также широко известной поколению нулевых и постсоветским взрослым (одно из толкований: семья, в которой постоянно происходят скандалы (Максимов). «Дурдом Солнышко» так или иначе заглядывал в окна многих семей.

Алексей Яковлев «Темнота»

Тема — привязанность. Масло на холсте, 24х30 cм, 2023

Ангелина Ермачкова «Портрет с шипами акации»

Тема — бессознательное. Акрил на холсте, 100х100 см, 2021

Автор в своей работе вспоминает свою детскую игру: найти в саду какой-нибудь розовый куст (или акацию) и налепить на лицо эти шипы, чтобы пугать своим видом. Автор, размышляя над этой игрой в последствии, интерпретирует это как бессознательный поиск защиты уязвимого ребенка от непонятного ему, жестокого окружающего мира. Вследствие подсознательно хрупкий, ранимый и беззащитный ребенок принимает колючий и устрашающий вид, чтобы «защититься» от того, кто мог бы ему навредить.

Алиса Гвоздева «Бессознательное»

Тема — бессознательное. Акрил на холсте, 35х50 см, 2023

Настя Астахова "The moon and the melancholia"

Тема — бессознательное. Масло, пастель, холст, 120х90 см, 2023

Игорь Николаенко «В последний раз»

Тема — травма. Масляная пастель на МДФ, 25х35 см, 2023

Привет, друг! Когда-нибудь в твоей жизни что-то будет в последний раз: последнее утро, последний закат, последняя чашка кофе…
Когда-нибудь ты в последний раз опоздаешь куда-нибудь, забудешь пароль от почты, опозоришься, потеряешь зонт, будешь мыть грязную посуду, будешь бояться, злиться, плакать и смеяться, стоять в очереди, натрешь мозоль…
В последний раз ты погладишь кота, погуляешь с собакой, услышишь смех ребенка, посидишь у костра, посмотришь на звезды…
Всё в жизни бывает в последний раз…
Когда-нибудь в последний раз ты будешь смотреть в глаза и чувствовать тепло рук любимого и родного человека…
Больно будет всегда, но со временем станет легче.
С любовью, твоя губка.

Дарья Емельянова «Одеяло»

Тема — травма. Холст, акрил, 170х140 см, 2021

Светлана Цепкало «Без названия»

Тема — травма. Простой карандаш, бумага, 21х29,7 см, тираж 1, 2023

Специальное упоминание

Мария Стадник «Смерч»

Тема — травма. Офорт, 28,5х35,5 см, тираж 1:10, 2023

Пейзаж — наиболее интересный и близкий для меня жанр. Я вкладываю в его атмосферу свое настроение и состояние. Так мои переживания обретают форму.
Суть офорта заключается в том, что для работы берут металлическую пластину и сначала идеально ее полируют, а затем гравируют — по сути деформируют: царапают, травят в кислоте и тем самым создают на ней рисунок. Мне кажется эта метафора созвучна с нашей жизнью. Подобно тому как травмы создают образ нашей личности я создавала рельеф на медной доске.

Я выбрала фронтальную точку зрения для максимальной концентрации внимания. Здание занимает почти всю картинную плоскость. Я намеренно избегаю деталей, которые могут указывать на конкретную локацию или время. В результате исторический контекст существования объекта уничтожается, как и его функциональные ассоциации, объект предстает в изоляции, самодостаточно, в виде чистой пластической формы. В изображении есть динамика. Она получилась благодаря тому, как я снимала краску с медной доски. Это движение создает ощущение смерча или песчаной бури через которую проглядывается сюжет картины.

Владимир Аверин «как я в рай попала»

Тема — травма. Анимадок, смешанная техника, 2022 3'35".
Режиссер, анимация: Владимир Аверин
Музыка: Филипп Плотников

Владимир Аверин обращается к истории, связанной с его бабушкой, и создаёт документальный анимационный фильм на основе архивных материалов, хранящих память о ней.

В основе сюжета лежит рассказ о том, как она побывала в раю. Двенадцать лет она не выходила из квартиры, страдала от галлюцинаций и медленно развивавшейся деменции. В какой-то момент Владимир начал фиксировать общение с ней, чтобы сохранить контакт: фотографировал, снимал видео, записывал разговоры на диктофон. В фильме также используется ее собственный архив фотографий – почти все изображённые на них люди неизвестны автору. Через пять лет после смерти бабушки автор возвращается к архиву и визуальным материалам, в том числе чтобы проработать травму.

Работа сделана в соавторстве с композитором Филиппом Плотниковым. Отправной точкой работы над фильмом было именно аудио – диктофонные записи рассказов бабушки режиссёра. Отобрав фрагменты монологов, Филипп выстраивает из них нарратив, дополняя не только написанной им музыкой, но и звуками радио – вещь, с которой бабушка автора не расставалась до конца жизни.

Оставаясь документальным, фильм стремится выйти за рамки только личной истории. В финале аудио прямо звучит тема рая и ада, жизни и смерти – а визуальное обращается ко второму герою анимадока, самому автору в детстве, жизненный путь которого тогда только начинается.

Кирилл Васильев «Мать»

Тема — бессознательное. Печать и тушь на бумаге, 30х42 см, тираж 1, 2023

Серия работ «Мать» родилась в результате проработки подсознательного конфликта с фигурой родителя. Художник рассуждает о форме и нулевой точке перцепции. Монументальная оптика, охватывающая весь мир, каждый объект в нем, обусловлены фрустрированным состоянием неразрешенного конфликта, создающую альтернативную реальность, где каждый объект, становится отголоском прошлых детско–родительских отношений.

Антон Левин «Левин и пустота»

Тема — бессознательное. Пластилин, картон на подрамнике, 50x40 cм, 2021

Работа о потерянности в пространстве и поиске собственного образа.

Саша Бурмистрова «Фото с сестрой»

Тема — привязанность. Бумага, гуашь, 10х15 см, 2023

На работе — мы с сестрой на старом в детстве. Сейчас она живет в другой стране, и последние годы мы не можем часто видеться из-за ковида и (слова запрещенного законодательством РФ).

Кирилл Бжедугов «Наблюдатель»

Тема — привязанность. Цифровая графика, 2021