Dictionary of Russian Sign Language: Culture and Art of the Deaf

USEFUL

Author: Anastasiia Lobacheva

Video: Alexander Balashov

23 April, 2024

Continuing to study Russian sign language, the team of The Gathering, in collaboration with the team behind the "Deaf and Sonant" program of the GES-2 Culture House, researched and showcased through video — using Russian sign language—how various directions, including theater, music, cinema, and dance, represent the members of the deaf community, and what works of art they create or are created about them.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

О главной теме этого материала

Сообщество глухих — уникальный пример социальной группы, которая объединена общим языком и культурой. В этом материале мы решили познакомить читателей с культурой и искусством глухих. Например, в «ГЭС-2» действует постоянная программа «Глухие и звонкие», задача которой способствовать развитию культуры глухих и рассказать про разнообразие этого сообщества, дать представление о том, кто и как может в него войти. Такой подход помогает не только изменить отношение к ранее непредставленным аудиториям, но и расширить понимание современной культуры в целом.

Об идентичности представителей сообщества глухих

Сообщество глухих, как и другие сообщества, неоднородно. В него входят глухие, слабослышащие, позднооглохшие, пользователи кохлеарных имплантов, слепоглухие люди. Один из факторов вхождения в сообщество глухих — владение жестовым языком и общение на нем, поэтому в него входят слышащие родственники глухих людей, их друзья и партнеры, а еще дети глухих родителей — CODA (англ. — child of deaf adults).

Каждый представитель сообщества — носитель собственного опыта, со своими жизненными историями и предпочтениями с точки зрения языка и выбора форм общения. Кто-то пользуется слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, а кто-то — нет. Кто-то говорит на жестовом языке, а кто-то предпочитает общаться устно. Эти различия касаются и понимания своей глухоты и отношения к ней.

Важно учитывать многообразие сообщества глухих и уходить от представления, что существует какой-то один тип глухого или слабослышащего человека. Все представители сообщества идентифицируют себя по-своему. Разным взглядам на глухоту посвящена наша совместная с Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ конференция «Исследуя сообщество глухих», которая пройдет в «ГЭС-2» с 31 мая по 2 июня с участием исследователей из России, Великобритании, Ганы, Израиля, Индонезии и Эфиопии.

О выборе слов и рекомендаций для этого материала

Представителей сообщества глухих объединяет своя культура, которая редко попадает в поле широкого внимания. Искусство и культура сообщества, которые создаются носителями опыта, показывают разные взгляды на сообщество глухих.

Для этого материала мы выбрали термины, которые определяют основные направления работы Дома культуры «ГЭС-2», и через них рассказали о том, какие спектакли, фильмы, концерты и постановки, созданные сообществом глухих или рассказывающие о сообществе глухих, существуют в мировом поле.

Фото: Глеб Леонов

Сообщество глухих — уникальный пример социальной группы с особыми культурными традициями, лингвистическими нормами и социальными практиками. Отношение к глухим и слабослышащим людям в последние годы пересматривается и глухота перестает рассматриваться исключительно в медицинском контексте, как инвалидность. Благодаря исследованиям были признаны уникальность культуры глухих и лингвистическая самостоятельность жестового языка.

Междисциплинарный проект «Исследуя сообщество глухих» Дома культуры «ГЭС-2» поддерживает формирование новой для России дисциплины Deaf Studies и исследований, посвященных актуальным проблемам сообщества и вопросам культуры глухих, жестового языка, образования и идентичности его представителей.

По ссылке этот текст на РЖЯ.

Культура глухих — объединяющий компонент сообщества глухих. Ключевые составляющие: жестовый язык, ценности сообщества, схожие поведенческие паттерны, жестовые имена, общность исторического наследия и существование объединений глухих.

Большой шаг в понимании культуры глухих сделал Пэдди Лэдд, предложивший термин Deafhood (Ladd, 2003), по аналогии с motherhood, brotherhood, childhood. Термин можно перевести как «глуховство», он означает коллективное осознание себя как глухого, которое понимается как процесс «объяснения любого глухого ребенка, глухого взрослого, любой глухой семьи себе и друг другу собственное существование в мире, <... > и того, что значит быть глухим в сообществе глухих».

По ссылке этот текст на РЖЯ.

Искусство представителей сообщества глухих — важный способ фиксирования современного осмысления сообщества.

Глухие художники через творчество репрезентируют свой опыт и рассказывают истории сообщества. Например, они могут изображать свою реакцию на запрет использования жестового языка в школах, где преобладает травмирующий опыт занятий по развитию речи, особенности общения на жестовом языке или коммуникации со слышащими. В России своими работами известны Алексей Гладков, Сергей Гоголь, Иван Днепров, Александр Мартьянов, Наташа Романова и другие.

По ссылке этот текст на РЖЯ.

В театре глухих актеры играют на жестовом языке. При этом постановки могут быть основаны как на классических произведениях, так и на документальных историях о сообществе. В театрах глухих обычно работают переводчики РЖЯ, поэтому такие спектакли доступны и слышащим, которые не знают жестового языка. В Москве несколько таких театров — Театр мимики и жеста, первый профессиональный театр глухих в мире, созданный в 1963 году, и театр «Недослов», открытый в 2003 году.

Помимо театральных организаций, существуют и другие инициативы, направленные на развитие сценического искусства в сообществе глухих. Например, в Доме культуры «ГЭС-2» в апреле прошлого года был показан документальный спектакль «МУМУ», поставленный Женей Беркович. Сейчас этот проект продолжается, а премьера нового спектакля состоится 25 мая.

По ссылке этот текст на РЖЯ.

Представление о том, что глухие не слушают музыку — в какой-то степени ошибочно. Конечно, есть те, кто равнодушен к музыке, но есть и глухие и слабослышащие, которые при прослушивании песен пользуются текстом или предпочитают слушать музыку с переводом на жестовый язык. Есть и глухие художники, которые обращаются к музыке, рассматривая ее по-разному — например, Chisato Minamimura и Marco Donnarumma. Разница в восприятии музыки зависит от различных факторов – уровня остаточного слуха, окружения и жизненного опыта.

Проект «Трогательный оркестр» в «ГЭС-2» знакомит всех желающих с музыкой разных времен. Название говорящее — во время концертов можно подходить ближе, касаться музыкальных инструментов и музыкантов. Такие события предлагают новое впечатление от музыки и понимание того, как она устроена изнутри.

По ссылке этот текст на РЖЯ.

Репрезентация глухих людей в кино меняется со временем. Например, в популярном фильме «Страна глухих» слышащие актеры играли глухих персонажей. Хотя Рената Литвинова, автор пьесы, по которой был снят фильм, в качестве прообраза Яи выбрала глухую актрису театра. Сейчас появляется больше картин, в которых можно увидеть глухих актеров, играющих самих себя и репрезентирующих сообщество.

Например, фильм «CODA: Ребенок глухих родителей», получивший Оскар в 2022 году доказывает важность работы именно с носителями опыта. Также можем порекомендовать фильм «Звук металла», показывающий многогранность сообщества глухих.

По ссылке этот текст на РЖЯ.

Еще одно направление искусства, разрушающее стереотип о том, что танцевать можно исключительно под музыку. В мире много танцоров и танцевальных групп с участием глухих и слабослышащих людей. Различные направления современного танца исследовались нами в рамках кружка «Л2».

В сообществе глухих также существует уникальное направление VV (англ. Visual Vernacular), «визуальная миниатюра». Этот жанр появился около 1960-х годов, он может включать в себя танец, но в основном сочетает в себе мимику, язык тела, интуитивно понятные жесты и жестовый язык.

По ссылке этот текст на РЖЯ.


В создании материала участвовали: Влад Колесников — куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих; Варя Меренкова — координатор программы «Глухие и звонкие». В видео снимались: Тима Белов, Илья Жадан, Арина Станевская, Данила Четвериков, Натали Максма, Геля Василенкова — участники проекта «Исследуя сообщество глухих» Дома культуры «ГЭС-2».

USEFUL

Author: Anastasiia Lobacheva

Video: Alexander Balashov

23 April, 2024