Словарь русского жестового языка: культура и искусство глухих
Продолжая изучать русский жестовый язык, редакция Объединения совместно с командой программы «Глухие и звонкие» Дома культуры «ГЭС-2», исследовали и рассказали с помощью видео на русском жестовом языке то, как в нескольких направлениях — театре, музыке, кино и танце — репрезентированы представители сообщества глухих и какие произведения искусства создают они или о них.
О главной теме этого материала
Сообщество глухих — уникальный пример социальной группы, которая объединена общим языком и культурой. В этом материале мы решили познакомить читателей с культурой и искусством глухих. Например, в «ГЭС-2» действует постоянная программа «Глухие и звонкие», задача которой способствовать развитию культуры глухих и рассказать про разнообразие этого сообщества, дать представление о том, кто и как может в него войти. Такой подход помогает не только изменить отношение к ранее непредставленным аудиториям, но и расширить понимание современной культуры в целом.
Об идентичности представителей сообщества глухих
Сообщество глухих, как и другие сообщества, неоднородно. В него входят глухие, слабослышащие, позднооглохшие, пользователи кохлеарных имплантов, слепоглухие люди. Один из факторов вхождения в сообщество глухих — владение жестовым языком и общение на нем, поэтому в него входят слышащие родственники глухих людей, их друзья и партнеры, а еще дети глухих родителей — CODA (англ. — child of deaf adults).
Каждый представитель сообщества — носитель собственного опыта, со своими жизненными историями и предпочтениями с точки зрения языка и выбора форм общения. Кто-то пользуется слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, а кто-то — нет. Кто-то говорит на жестовом языке, а кто-то предпочитает общаться устно. Эти различия касаются и понимания своей глухоты и отношения к ней.
Важно учитывать многообразие сообщества глухих и уходить от представления, что существует какой-то один тип глухого или слабослышащего человека. Все представители сообщества идентифицируют себя по-своему. Разным взглядам на глухоту посвящена наша совместная с Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ конференция «Исследуя сообщество глухих», которая пройдет в «ГЭС-2» с 31 мая по 2 июня с участием исследователей из России, Великобритании, Ганы, Израиля, Индонезии и Эфиопии.
О выборе слов и рекомендаций для этого материала
Представителей сообщества глухих объединяет своя культура, которая редко попадает в поле широкого внимания. Искусство и культура сообщества, которые создаются носителями опыта, показывают разные взгляды на сообщество глухих.
Для этого материала мы выбрали термины, которые определяют основные направления работы Дома культуры «ГЭС-2», и через них рассказали о том, какие спектакли, фильмы, концерты и постановки, созданные сообществом глухих или рассказывающие о сообществе глухих, существуют в мировом поле.
Сообщество глухих — уникальный пример социальной группы с особыми культурными традициями, лингвистическими нормами и социальными практиками. Отношение к глухим и слабослышащим людям в последние годы пересматривается и глухота перестает рассматриваться исключительно в медицинском контексте, как инвалидность. Благодаря исследованиям были признаны уникальность культуры глухих и лингвистическая самостоятельность жестового языка.
Междисциплинарный проект «Исследуя сообщество глухих» Дома культуры «ГЭС-2» поддерживает формирование новой для России дисциплины Deaf Studies и исследований, посвященных актуальным проблемам сообщества и вопросам культуры глухих, жестового языка, образования и идентичности его представителей.
Культура глухих — объединяющий компонент сообщества глухих. Ключевые составляющие: жестовый язык, ценности сообщества, схожие поведенческие паттерны, жестовые имена, общность исторического наследия и существование объединений глухих.
Большой шаг в понимании культуры глухих сделал Пэдди Лэдд, предложивший термин Deafhood (Ladd, 2003), по аналогии с motherhood, brotherhood, childhood. Термин можно перевести как «глуховство», он означает коллективное осознание себя как глухого, которое понимается как процесс «объяснения любого глухого ребенка, глухого взрослого, любой глухой семьи себе и друг другу собственное существование в мире, <... > и того, что значит быть глухим в сообществе глухих».
Искусство представителей сообщества глухих — важный способ фиксирования современного осмысления сообщества.
Глухие художники через творчество репрезентируют свой опыт и рассказывают истории сообщества. Например, они могут изображать свою реакцию на запрет использования жестового языка в школах, где преобладает травмирующий опыт занятий по развитию речи, особенности общения на жестовом языке или коммуникации со слышащими. В России своими работами известны Алексей Гладков, Сергей Гоголь, Иван Днепров, Александр Мартьянов, Наташа Романова и другие.
В театре глухих актеры играют на жестовом языке. При этом постановки могут быть основаны как на классических произведениях, так и на документальных историях о сообществе. В театрах глухих обычно работают переводчики РЖЯ, поэтому такие спектакли доступны и слышащим, которые не знают жестового языка. В Москве несколько таких театров — Театр мимики и жеста, первый профессиональный театр глухих в мире, созданный в 1963 году, и театр «Недослов», открытый в 2003 году.
Помимо театральных организаций, существуют и другие инициативы, направленные на развитие сценического искусства в сообществе глухих. Например, в Доме культуры «ГЭС-2» в апреле прошлого года был показан документальный спектакль «МУМУ», поставленный Женей Беркович. Сейчас этот проект продолжается, а премьера нового спектакля состоится 25 мая.
Представление о том, что глухие не слушают музыку — в какой-то степени ошибочно. Конечно, есть те, кто равнодушен к музыке, но есть и глухие и слабослышащие, которые при прослушивании песен пользуются текстом или предпочитают слушать музыку с переводом на жестовый язык. Есть и глухие художники, которые обращаются к музыке, рассматривая ее по-разному — например, Chisato Minamimura и Marco Donnarumma. Разница в восприятии музыки зависит от различных факторов – уровня остаточного слуха, окружения и жизненного опыта.
Проект «Трогательный оркестр» в «ГЭС-2» знакомит всех желающих с музыкой разных времен. Название говорящее — во время концертов можно подходить ближе, касаться музыкальных инструментов и музыкантов. Такие события предлагают новое впечатление от музыки и понимание того, как она устроена изнутри.
Репрезентация глухих людей в кино меняется со временем. Например, в популярном фильме «Страна глухих» слышащие актеры играли глухих персонажей. Хотя Рената Литвинова, автор пьесы, по которой был снят фильм, в качестве прообраза Яи выбрала глухую актрису театра. Сейчас появляется больше картин, в которых можно увидеть глухих актеров, играющих самих себя и репрезентирующих сообщество.
Например, фильм «CODA: Ребенок глухих родителей», получивший Оскар в 2022 году доказывает важность работы именно с носителями опыта. Также можем порекомендовать фильм «Звук металла», показывающий многогранность сообщества глухих.
Еще одно направление искусства, разрушающее стереотип о том, что танцевать можно исключительно под музыку. В мире много танцоров и танцевальных групп с участием глухих и слабослышащих людей. Различные направления современного танца исследовались нами в рамках кружка «Л2».
В сообществе глухих также существует уникальное направление VV (англ. Visual Vernacular), «визуальная миниатюра». Этот жанр появился около 1960-х годов, он может включать в себя танец, но в основном сочетает в себе мимику, язык тела, интуитивно понятные жесты и жестовый язык.
В создании материала участвовали: Влад Колесников — куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих; Варя Меренкова — координатор программы «Глухие и звонкие». В видео снимались: Тима Белов, Илья Жадан, Арина Станевская, Данила Четвериков, Натали Максма, Геля Василенкова — участники проекта «Исследуя сообщество глухих» Дома культуры «ГЭС-2».