“To mix everything and assemble in your own way”: Artists Zukhra Salakhova and Artur Golyakov talk their own exhibition at “Smena”

on view

Author: Alexandra Zhilenko

Фото: Предоставлено пресс-службой Центра современной культуры «Смена»

14 November, 2023

Until November 26, the Center of Contemporary Culture “Smena” is hosting an exhibition of Kazan artists Artur Golyakov and Zukhra Salakhova titled “Under the Sun”. The project represents a total installation assembled by artists from works of different sizes, materials and techniques. Viewers will see embroideries, three-dimensional sculptures made of fabric, and objects made of polystyrene foam.

We talked with Zukhra and Arthur about the idea of the exhibition, the connection between the project and Kazimir Malevich, and what it’s like to work in a curatorial duo.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Зухра Салахова

Зухра Салахова

художница

Об идее выставки

Для меня это выставка о борьбе двух вроде бы противоположных единиц, которые сливаются в месиво в равнодушном поле космоса или универсума (для меня этим космосом были решетки — «клетки матрицы» — решетки на выставке). Любые обозначения условны, и различия, строго говоря, декоративны, и созданы в процессе вроде бы усложнения социальных реалий, но в выставке эта ситуация находится в позиции упрощения. Социальные надстройки, как комья грязи, налипают и замыливают взгляд. И идеей лично для меня было показать взаимопроникновение и неоднозначное положение этих единиц в «равнодушном космосе», оперируя языком символов как более архаичным, отрешенным, правополушарным. Я много думаю о выходе из колеса насилия (насилием пронизано все, даже в том числе медиум, в котором я работаю, природа обозначения, одежда и прочее) и даже слово «выход» как однозначный ответ уже немного пошлое.

О связи проекта с Казимиром Малевичем и Николаем Рерихом, и точками опоры для дальнейшей работы

Малевич и Рерих, «Победа над солнцем» и «Весна священная» в выставке — это просто инструменты, часть культуры, которой можно оперировать в высказывании. Было важно не иллюстрировать их, а использовать как одно из лезвий в швейцарском ноже.

У меня на выставке были оммажи к Рериху (эскизы к балету «Весна священная», где люди надели шкуры медведей). Мне показалось важным, что это шкуры, потому что так они находятся в положении образа, и я сделала три шкуры медведя и двух баранов. Изначально для меня они были в положении медведь-насильник-фашист, баран-жертва, но в работе я старалась рассыпать этот образ, и работать внутри структуры каждого из них, каждый из них находится в разном положении. Кто-то вывернут мясом наружу, и обратная сторона находится в категорично другой ситуации. Золотой медведь, поделенный на квадратики, стал не то курткой, не то шкурой, и молится на психушку, вывернутую стенами наружу (как желтый дом, который происходит здесь и сейчас).

О кураторском дуэте с Артуром

Это была моя вторая в жизни дуо-выставка, они были почти одновременно с кардинально разными художниками. Мне очень понравилось, что с разными художниками ты раскрываешь себя по-новому, раскрывая новые грани своего языка, вступая в диалог. Ты получаешь действительно уникальный опыт, непосредственно на практике сталкиваясь с чужим опытом и видением, с чужим переживанием и анализом, умозаключением. Это большая выставка и, в целом, огромная и изнуряющая работа.

О процессе создания работ для проекта

Для меня одной из целей было производить умозаключения внутри медиума, и в шитье я пробовала разбирать тело на разные составляющие: в том числе и на «внутреннюю природу операции». Я давно хотела заняться живописью и начала экспериментировать с окрашиванием тканей. Для ежиков на выставке я старалась вышивать не как обычно, а делать что-то вроде живописи действия: вываливала кучу ниток и перемешивала их, превращая в освобожденное месиво. Также наконец-то начала рисовать, в общем, как-то старалась выйти из зоны комфорта моего понимания медиума, в котором работаю.

Артур Голяков

Артур Голяков

художник

Об идее выставки

Для меня отправной точкой для «Солнцем» послужило то, что «Победа над солнцем» и «Весна священная» были показаны в один год. Эта близость во времени двух произведений позволила нам с Зухрой противопоставить их друг другу. Получилось некое спекулятивное столкновение, конфликт.

Говоря о каких-то событиях и явлениях, нам свойственно сводить все в черно-белую логику. Дело даже не в том, что мир не находится между двух противоположных полюсов или что он цветной и сложный. Описывая его, мы все равно оперируем какими-то понятиями и определениями, у которых часто плавающие границы. Эти плавающие границы или даже зазор между ними, определив который, мы утратим его, — это то, что меня интересует в первую очередь как художника этой выставки.

О связи проекта с Казимиром Малевичем и Николаем Рерихом,и точками опоры для дальнейшей работы

Мы долго пытались решить, кто из нас мог бы занять одну из сторон двух произведений, но поняли, что этот подход не будет продуктивным в нашем случае. Нам хотелось все перемешать, пересобрать по своему. В итоге у нас обоих можно найти отсылки и визуальные образы и из «Весны священной», и из «Победы над солнцем». Один из «Медведей» Зухры мне напоминает костюмы по эскизам Малевича. К этому же художнику можно отнести и черные крестообразные формы на моей работе или белую круглую пиццу. На одну из работ Рериха Зухра сделала оммаж, а часть моей большой живописи стала чем то вроде рериховского театрального фона, в котором сама Весна — главное действие.

О кураторском дуэте с Зухрой

Мы с Зухрой — участники кураторского коллектива и арт-группы PLAGUE, поэтому довольно часто и давно общаемся и работаем вместе. Также мы вместе снимаем мастерские и развиваем экспериментальное выставочное пространство Plague Office, в рамках кураторской деятельности нашего коллектива. Тем не менее, работа над этой выставкой далась нам не так просто, как обычно, так как требовала регулярного общения и большей вовлеченности в личные методы и практики друг друга.

О процессе создания работ для проекта

В целом, когда есть такая возможность, я стараюсь готовиться к выставке в пространстве, в котором она будет проходить. Для «Солнцем» у меня было две готовые работы: пицца из пенополистирола, созданная в этом году, и живопись на картоне 2011-2012 годов. Живопись послужила чем-то вроде эскиза для большого произведения на стене размером три с половиной метра в высоту и почти девять в длину. Общий размер работы не позволял мне начать процесс заранее в мастерской. Поэтому я создавал ее и еще некоторые объекты в пространстве самой галереи во время монтажа.

Кроме габаритов, необходимость работы на месте была обусловлена спецификой нашей идеи. Мы примерно полгода обсуждали экспозицию и как все должно выглядеть, но все равно для нас было сложно продумать все нюансы в работе с таким пространством. До начала монтажа мне все время казалось, что работ слишком много, а Зухре наоборот, она боялась, что будет слишком пусто.

on view

Author: Alexandra Zhilenko

Фото: Предоставлено пресс-службой Центра современной культуры «Смена»

14 November, 2023