7 арт-пространств в Стамбуле, которые стоит посетить

ПОДБОРКИ

Автор: Анастасия Лобачёва

24 November, 2022

В этом году Стамбул стал новым центром эмиграции и переживает большой поток туристов, как один из немногих открытых городов для жителей России. Здесь же, после долгих ковидных ограничений, состоялось множество культурных мероприятий: этой осенью проходила Международная ярмарка современного искусства, которую посетил сам Джефф Кунс; семнадцатая Стамбульская биеннале и седьмая Art Weeks — событие, объединившее более 20 галерей на 12 площадках.

Став городом, через который сейчас можно улететь в другие страны или свободно съездить сюда на выходные, Стамбул развивается и предлагает своим жителям обилие культурных площадок и арт-пространств. Рассказываем о 7 пространствах, которые стоит посетить в этом городе.

Взято с www.sanatorium.com.tr

1. Sanatorium

Галерея, которая была открыта как художественная самоорганизация в 2010 году. Это не совсем обычная ситуация для Стамбульской арт-сцены, так как большие галереи часто принадлежат крупным бизнесменам, а причастность к искусству для них — хобби, которое принято иметь всякому приличному человеку. С 1980-х годов современное искусство в Турции стало активно внедряться в международную повестку: в стране появилась своя биеннале, открывались музеи и галереи, множество различных крупных бизнесменов вкладывались в развитие культуры и искусства. Например, влиятельная семье Коч открыла первый в Турции частный музей Садберк Ханым, а с 2007 года они собирают свою коллекцию современного искусства. Еще одна семья, сыгравшая важную роль в формировании культурной жизни Стамбула, — Сабанчи. Благодаря им в 2002 году на Босфоре открылся музей Сакипа Сабанчи, где проходили выставки и Аниша Капура, и Софи Калле, и Ай Вэйвэя. Ну, и, конечно, фонд культуры и искусства (IKSV) семьи Эчачибаши, благодаря которому в городе проходит биеннале, фестивали музыки, кино, театра и джаза, а также биеннале дизайна. Таким образом, в 2000-х годах Турция стала одним из мировых центров современного искусства, но при этом — жестко институациализированным. Поэтому такие площадки как Sanatorium, основанные художниками для художников, самоорганизованные и независимые — не частое явление для современной стамбульской арт-сцены.

Сейчас у Sanatorim есть два пространства в районе Каракёй, где регулярно проходят различные выставки. В сентябре здесь прошел групповой проект, в котором принимали участие работы художников Ахмата Биканова и Евгения Дедова, широко известных на российской арт-сцене. Советую посещать выставки этой галереи, потому что на них можно познакомиться с современными турецкими художниками и узнать, какие проблемы своей страны они освещают в искусстве. Кстати, благодаря встроенности в общемировой контекст, здесь можно встретить и проекты про глобальное, — например, посвященные экологии и климатическим изменениями; и относящиеся к локальному — женский вопрос, тема ЛГБТК+, цензура и политика.

Помимо выставочной деятельности галерея занимается изданием своего журнала, который выходит раз в 6 месяцев в печатном виде и публикуется онлайн на сайте галереи. Для печати каждый раз выбираются различные художники и куратор, которым предлагается использовать страницы издания как экспозицию и разместить на них произведения искусства. Каждый новый номер отличается дизайном и разными приемами типографии, работая как отдельный выставочный проект.

Взято с www.kiralikdepogaleri.com

2. Kiralik Depo

Самоорганизованное пространство, название которого переводится с турецкого как «Для аренды», выглядит действительно так, будто бы это складское помещение. В 12-метровом подвале, недалеко от самой туристической улицы Стамбула — Истикляль, расположилась галерея, которую открыли два художника – один из Турции, другой из США.

В ноябре в Kiralik Depo можно было увидеть инсталляцию турецких художников Юнуса Араса и Дениза Кулаксизоглу, представляющая из себя комнату, в которой пол полностью залит жидкостью глубокого черного цвета, а в ее середине установлена бетонная конструкция. Для просмотра зрителям предлагали переобуться в резиновые сапоги, сделать этот пугающий шаг в бездну темного озера и прогуляться вокруг столь холодно-индустриального объекта. Следить за проектами самоорганизации лучше в их инстаграме: иногда они закрываются раньше обозначенных дат или могут меняться часы работы.

Взято с www.viable.istanbul

3. Viable

Еще одна самоорганизация, чье название отражает концепцию — живучий, стойкий и способный встроиться в разные пространства. На своем сайте художники заявляют, что Viable планирует создавать выставки в различных местах и стремятся стать альтернативой всей существующей финансовой галерейной системе. Создавая независимую площадку, самоорганизация предлагает устойчивый и справедливый механизм, в котором художники и кураторы могут создавать экспериментальные и специфические работы, отличные от тех, что выставляются в проектах, принадлежащих классическим галереям.

Проект YAYA, который создается на базе Viable, — это витрина площадью 6 квадратных метров, расположенная в районе Джихангир. Следить за проектами YAYA лучше всего в инстаграме: в ноябре открыта для просмотра работа американского художника японского происхождения — Паркера Ито. В витрине представлена куртка, в которой художник должен был сделать фото во время трехнедельного пребывания в Стамбуле, однако она была продана для того, чтобы Паркер мог создать представленное в витрине произведение искусства. В итоге, это вещь, с помощью которой автор рефлексирует над тем, насколько значима эта куртка, зачем он ее продал, и как это помогло ему в создании произведения искусства. Экспозиция сопровождается выпущенным зином, который можно получить в печатном виде при посещении арт-витрины или прочитать онлайн на сайте проекта Viable.

Фото: Kayhan Kaygusuz. Взято с www.zilbermangallery.com

4. Zilberman

Zilberman — одна из самых известных галерей в Стамбуле. Она работает с 2008 года не только на улице Истикляль, но и в Берлине и активно участвует в международных арт-ярмарках, помогает художникам устанавливать тесные отношения с коллекционерами, кураторами и профессионалами в области искусства. Помимо этого, Zilberman занимается изданием большого количества каталогов и книг, которые можно приобрести в их же пространстве. Галерея предоставляет своим художникам возможность жить и работать в Берлине в недавно открывшейся там резиденции.

Параллельно программе 17-й Стамбульской биеннале в галерее представлен проект под названием «Плющ» — групповая выставка, посвященная недавно обнаруженной рукописи Алексиса О. Ван Тлена, которая хранится в Венском институте. В этом отрывке содержится подробная информация о том, как арабское слово «плющ», произносимое как «ашека», трансформировалось в корень слова «ашк», что значит «любовь» — слишком чрезмерная и суровая — в турецком языке.

В проекте участвуют видео-арт, фотографии, инсталляции и даже — интерактивная работа. Зрителям предлагают надеть наушники и послушать, как звучат «идеальные космические капсулы», в которых расположен панцирь улитки, катушка ниток или кусочек металла.

Взято с www.arthereistanbul.com

5. arthereistanbul

Организация была основана в 2014 году сирийскими художниками для сирийских художников. Пространство хочет стать точкой встречи для артистов, столкнувшихся с проблемой отсутствия работы и развития своей практики после того, как они покинули родную страну и поселились в Стамбуле. На своем сайте arthereistanbul заявляют о себе как о площадке, где художники могут не только работать и выставлять свои работы, но и регулярно проводить семинары, показы и перформансы. Так, например, недавно переехавшие сюда художники и художницы из России уже планируют сделать выставочный проект совместно с этой самоорганизацией, посвященный бегству и эмиграции.

В этом году пространство также работало как одна из площадок Стамбульской биеннале, где был представлен видео-арт художницы из Афганистана — Лиды Абдул. Кроме того, здесь есть библиотека, включающая в себя около 600 книг на турецком и арабском языках, посвященных опыту войны.

arthereIstanbul — одно из самых дружелюбных для художников и культурных деятелей мест, расположенное в районе Кадыкёй. Основанное независимо от каких-либо партий, государственных организаций или деятелей, место обладает собственным духом свободы, где рады и открыты каждому.

Взято с www.performistanbul.org

6. Performistanbul

Международная площадка перформанса была основана в 2016 году, чтобы объединить художников, содействовать партнерству, поддерживать их работу и способствовать популяризации этой дисциплины.

Место работает как выставочное и с 2020 года как арт-резиденция, исследовательский центр, архив и библиотека. Performistanbul провел почти 200 перформансов в различных местах, сотрудничая с музеями, галереями и международными организациями. Здесь также работает исследовательское бюро и центр перевода иностранной литературы на турецкий язык.

Советуем следить за мероприятиями Performistanbul в их инстаграме, где можно найти приглашения на выставки или перформансы резидентов центра, информацию об артист-токах и лекциях, а также анонсы планируемых перформансов. Кроме того, в пространстве открыта библиотека с книгами на английском языке, посвященных искусству перформанса, которые свободно можно почитать и изучить.

Фото: Zeynap Fırat. Взято с e-issues.globalartdaily.com

7. 5533

Еще одно независимое самоорганизованное пространство, созданное в 2007 году, специально для 10-й Стамбульской биеннале. Оно расположено на турецком базаре в районе Ункапаны, прямо в бывшем магазине. По этому поводу организаторы пространства, художница Ненси Атакан и художник Волкан Аслан, даже сняли забавные видео под названием «Соседи», в котором задавали вопросы торговцам, работающим рядом с ними, об их отношении к «5533» и к проводимой здесь выставке современного искусства.

Выставки здесь часто посвящены локальному контексту и направлены на работу с архивами. Например, здесь проходил цикл встреч под названием «После архива?», где говорили и об организации, которая документирует нарушения прав человека в Турции; и об архиве газеты «Радикал», которая была закрыта в 2016 году на несколько дней, что заставило общественность задуматься о свободе СМИ; и о проблеме беженцев и вынужденной миграции.

Как говорит Волкан Аслан в своих интервью, «5533» — это площадка, где вместо обычных для галерей открытий с коктейлями и смол-токами, люди проводят время за чаем или кофе, подолгу общаясь друг с другом и находя новые знакомства.

ПОДБОРКИ

Автор: Анастасия Лобачёва

24 November, 2022