БОГДАН ШИРОКОВ

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: АЛЕКСАНДР БЛАНАРЬ

ФОТОГРАФИИ: КАТЯ ТЮМЕНЬЕВА

18 May, 2021

Поиск своего личного safe-place — тема как никогда актуальная. Выставка 'Топофилия' Богдана Широкова в Lazy Mike, открытие которой уже завтра, обращается к этому вопросу: насколько важно найти это безопасное пространство, чтобы замедлиться и успокоиться.
По нашей просьбе Александр Бланарь поговорил с художником о том, как для него важно транслировать переживания в творчество и не потерять внутренний голос, о работе с моментом, героях своих работ и общении с ними.

Расскажи, как ты осознал себя фотографом и художником?
Идея запечатлеть какой-то момент из своей жизни у меня была с самого детства. Мне всегда хотелось остановить мгновение, и я благодарен своему отцу, который купил мне первую камеру, когда мне было лет 9. С этого, наверное, все началось. Я стал снимать все подряд: что было вокруг, в комнате, за комнатой, когда путешествовал.
Что касается моего художественного пути, то это случилось относительно недавно. Мне было сложно признаться и позволить себе быть художником, поскольку для меня это громкое слово, довольно ответственное.

А что для тебя значит быть художником?
Быть ответственным за трансляцию своих идей публике. Помимо этого, для меня важно говорить от себя, от своего имени о чем-то внутреннем и, возможно, секретном. То, о чем я переживаю, и то, о чем болит моя душа. Довольно сложно иногда бывает открыться и показать что-то людям, рассказать, что есть проблема, которая меня тревожит.

Твоя первая выставка 'Топофилия' в Lazy Mike как раз получилась очень личной. Про ощущение дома и безопасности.
Это личная выставка от А до Я. В ней мои личные переживания о том, что значит место моего спокойствия, как это работает, зачем это нужно, какие у этого механизмы. Я решил транслировать это и привести мысли в реальную форму.

Причем это очень актуально, учитывая условия, в которых мы сейчас живем. Найти свое безопасное место, и это не обязательно твой дом. Ощущение безопасности может быть где угодно.
Это похоже на какое-то волшебство: когда ты начинаешь думать о чем-то, и все вокруг тебе подсказывает. В последнее время я часто сталкивался с историями людей, которые говорили об этом феномене: о safe-place и о том, что у кого-то оно потерянно, а кто-то не ощущает его и переживает по этом поводу. Я подумал, что сейчас как никогда важно говорить об этом. К тому же, жизнь в большом городе, таком как Москва, накладывает свои отпечатки, и такое безопасное месть важно иметь. Не для того, чтобы скрыться, а именно успокоиться.

Это болезнь больших городов. Ты вообще где предпочел бы находиться?
В лесу, далеко где-нибудь.

Ну и природа занимает большое место, на мой взгляд, в твоем творчестве и художественных приемах. Что на фотографиях, что здесь сейчас присутствует живая природа.
Да. Для меня было важно показать этот момент в выставке. Привнести настоящую природу сюда. Поскольку, если говорить про мое личное отношение с природой, то оно очень тесное. Я с самого раннего детства находился на природе — летом у бабушки в деревне. Как правило, мне нравилось находиться там одному и изучать эту самую природу.

Это дает тебе какие-то силы или вдохновение?
Конечно, все вместе. Вдохновение, образы — это было с раннего детства. И, переехав сначала в Петербург, а потом в Москву, ты забываешь, насколько это важно. Сейчас же это желание — оказаться где-то на природе — работает на всю силу.

Скажи: ты себя отождествляешь с героями своих фотографий или тебе интересна чужая жизнь, и ты пытаешься раскрыть их?
Все вместе. Я думаю, что в первую очередь это работа над собой. Мне кажется, что общение с людьми — вещь эгоистичная. Мы пытаемся изучить себя, проанализировать наше поведение, отношение к тем или иным событиям и вещам. Это сравнение и диалог с собой, помимо диалога с героем. Но есть второй момент: мне важно общение с молодыми людьми, с парнями, поскольку я вижу в половине из них себя, свою неуверенность в завтрашнем дне в рамках нашей реальности — российской, постсоветской. Желание быть услышанным, желание высказаться, желание быть собой — это довольно сложно, и это серьезная проблема в нашем обществе. Какие-то новые мои контакты с друзьями из Европы, поездки туда были для меня каждый раз откровением. Я узнавал, что один человек, к примеру, фотограф, и он преуспевает в этом, а другой — танцор, и у меня в голове: как так? как это возможно? это все нереально! А для них это ничем необычным не являлось.

Возвращаясь сюда и общаясь с героями, я узнаю о том, то они не могут себя реализовать — не потому, что они не хотят, они просто не могут этого себе позволить — поскольку общество, родители не позволяют сделать им этого. И я за это переживаю.

В этом чувствуются и внутренние барьеры, так как сейчас, в эпоху социальных сетей, кажется, что перед тобой открыты все возможности твоего голоса и трансляции идей.
Знаешь, нет, не всегда так. Как правило, это работает в обратную сторону: больше шума, больше информации, и у тебя пропадает желание делать что-то, ведь уже так много всего. Ты видишь что-то похожее, разочаровываешься. У меня у самого так бывает: я делаю что-то (сейчас стараюсь все меньше сравнивать себя с кем-то, а все глубже смотреть внутрь и обращаться к себе и к своим воспоминаниям), но шумно, очень шумно, это очень тормозит процесс развития. Поэтому я не считаю, что это хороший момент.

Еще такой вопрос: ты тактильный человек или нет? На выставке присутствуют предметы, например, камни, то есть вещи обретают для тебя какой-то смысл?
Ты прав: для меня это своего рода тотемы. Одна из частей выставки как раз об этом и говорит. Обереги, тотемы, то, что отсылает нас к событиям, когда нам было хорошо и комфортно, и взаимодействие с ними раскрывает героя. Если говорить о ребятах, которых я снимаю, предметы отвлекают их от камеры — я больше всего не люблю, когда смотрят в объектив, поскольку это уже нечто иное, официальное, накладывающее обязательство. Для меня ценен момент движения, взаимодействия с чем-то, и поэтому, зачастую, эти вещи являются живущими сами по себе. Тактильность, ощущение работы с чем-то твердым. Это важная часть.

Изначально твой медиум — визуальная фотография. Она проявляется на ткани, на газете, на бумаге. Это дополнительные средства к фотографии или же это отдельные средства, твое желание создать что-то руками?
Лично мне не совсем нравится идея фотографии как просто картинки на стене, хотя я не против этого: здесь представлено несколько работ абсолютно чистых, в раме, но они сами за себя говорят. Мне интересно работать с новыми техниками, разбираться в этом, ошибаться, и мне нравится, как это работает в реальности. Можно распечатать фотографию на ткани и пустить на нее потоки воздуха, она будет жить сама по себе и работать в моменте. Момент! Это очень важно для меня. Наблюдая за полотном, я вижу, как оно двигается, и это здорово. Работа с нитками тоже, отчасти, момент экспериментов. Постоянный поиск того, как можно преобразовать окружение. Но я не пытаюсь его ломать, мне страшно сделать это. То есть меня больше привлекает, если я могу добавить что-то, но при этом не сломать и не переработать, а что-то добавить, если это уместно.

В твоем творчестве все же важнее момент, нежели выверенная картинка?
Абсолютно! Я много времени потратил на обучение живописи и композиции, и я знаю, как это работает. Мне отчасти скучно и хочется немного отходить от правил, но не сильно — намеками.

А чего ты боишься? Вот сейчас.
Сложный вопрос. Наверное, замолчать.

Замолчать или не быть услышанным?
Именно замолчать. Это как потерять внутренний голос, который меня ведет, является вдохновением. Я могу сказать: моменты грусти и печали сопряжены с отсутствием вдохновения и рабочего процесса. Сейчас это страшно. Есть и другие страхи, глобальные. Я, например, безумно боюсь войны. Довольно часто об этом думаю, особенно если смотреть на повестку нынешнего дня. Я пацифист, и мне бы хотелось, чтобы все жили в счастье, добре и мире, и везде летали бабочки.

Какое твое место силы?
Я думаю, что могу найти его где угодно на природе. Природа — это место силы. Но самое важное для меня место — это Южный Урал, Башкирия. Место, где я рос, проводил время, которое мне нужно, чтобы набраться сил.

Последний вопрос: кто тебя вдохновляет, мотивирует из людей, художников, друзей?
Мне кажется, что это родители, как бы это странно ни звучало. У меня много внутренних проблем с ними, хотя я безумно люблю их, и у нас идеальное общение. Допустим, мой отец — такой мужественный богатырь, но при этом очень нежный, чувствительный как ребенок. Ему больше 60-ти лет, но он до сих пор сохранил в себе это детское чувство, также как и мама. Я в детстве очень переживал, что они такие чувствительные, а сейчас думаю, что это невероятно здорово. Побольше бы людей с такими чувствами, и, думаю, нам было бы легче жить или относиться ко многим вещам легче.

Меня вдохновляют люди, которые могут заметить, почувствовать вещи, неподвластные нашему взгляду.


Выставка 'Топофилия' Богдана Широкова в Lazy Mike проходит с 19 мая до 20 июня.
Адрес: Малый Кисельный, 3 (посещение по предварительной договоренности).
Время работы галереи: вт-сб с 14.00 до 20.00.

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: АЛЕКСАНДР БЛАНАРЬ

ФОТОГРАФИИ: КАТЯ ТЮМЕНЬЕВА

18 May, 2021