Дискуссия: как все успевать, но не скатываться в токсичную продуктивность

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: картина Тимы Илларионова Workshop

17 January, 2023

В конце декабря мы провели персональную выставку художника Тимы Илларионова «На птичьих правах», и параллельно с этим — дискуссионную программу. Одна из встреч была посвящена теме продуктивности и насущному вопросу — «Как все успевать?».

Дискуссию провела главный редактор журнала Объединение и автор телеграм-канала Love them all — Марина Анциперова. Приглашенными гостями стали: Оксана Смирнова, медиаменеджер, автор подкаста «Успешный успех» и телеграм-канала «На дне»; Настя Полетаева, руководитель управления дизайна и продакшена TSUM Online, журналист, автор телеграм-канала «Без фильтров»; Наиля Асланова, маркетинг-директор и со-основательница бренд-агентства БУНТ, автор телегам-канала «состояние потока»; Кристина Ситникова, совладелец коммуникационного агентства «Команда +1», автор телеграм-канала Be my quarantine; художник Тима Илларионов.

Марина Анциперова, главный редактор журнала Объединение и автор телеграм-канала Love them all

Марина Анциперова: Сегодня наша дискуссия посвящена продуктивности и наболевшей теме — как все успевать? Мои друзья в Instagram в 7 утра успевают на йогу, потом позавтракать чем-то полезным, провести блестящий брейншторм с коллегами, отправить нужные письма, оптимизировать все процессы, а после встретиться с семьей, слетать в Париж, вернуться, и вечером — снова поработать.

Кроме того, мы поговорим о том, как проживать несколько жизней. Кажется, сегодня, помимо того, чтобы делать свою основную работу, хороший специалист должен продвигаться и рассказывать о себе миру. Было бы классно, если бы он успевал еще кучу других дел и совмещал с другими задачами.

Лично у меня было смешное утро, я позвонила маме и рассказала, сколько всего собираюсь сделать. У меня был идеальный таймлайн со слотами по полчаса, просчитано время перемещений. Но я не успела ничего из того, что должна была сделать до дискуссии: в Москве выпало столько снега, что было просто невозможно перемещаться по городу. И это хорошая метафора: все попытки слишком сильно контролировать и структурировать эффективность жизни — рано или поздно сбиваются на реальность. Расскажите, как вы боритесь с ситуацией, когда все идет не по плану?

Наиля Асланова: Мне кажется, важно не скатываться в токсичную продуктивность, где ты расписываешь каждые полчаса: не пытаться сделать все идеально и не страдать перфекционизмом. В итоге, ты никогда не делаешь ничего идеально, потому что постоянно в каких-то руминациях о том, что нужно сделать и всего себя вложить. Я не прилагаю все усилия для дела, просто делаю это достаточно хорошо. Есть классная книга про эссенциализм. Ее основная мысль — главное не делать то, чего не хочешь. Вчера у Насти видела забавную историю про правила высокоэффективных людей. Не отвечай, не ходи, откажись тут, откажись здесь — и тогда будешь успевать то, что тебе надо сделать.

Марина Анциперова: Мне еще понравилось, что неэффективные люди делают то, что от них хотят, а эффективные — делают то, что нужно им. Раз уж заговорили о перфекционизме, хочу передать микрофон Насте, в моих глазах она тот самый перфекционист. Но, может быть, это мое восприятие. Расскажи, как на самом деле?

Настя Полетаева: Знаете, когда кто-то выложил анонс сегодняшней дискуссии, моя подруга по-доброму написала, что она обожает, когда на дискуссии «как все успевать» приглашают людей без детей. В тайминг человека можно впихнуть бесконечное количество всего, ты можешь что-то не сделать. Но когда у тебя появляются дети, то понимаешь, что, на самом деле, до их появления ты успевала вообще все.

Конечно, на самом деле, никто ничего не успевает, это картинка из соцсетей. Я не знаю, как остальные, но я всегда думаю, что могла бы сделать больше. Здесь вопрос правильного распределения приоритетов. У меня не всегда это получается. Проходит много времени, и я думаю, что если бы по-другому инвестировала свое время и внимание, то находилась бы в другой точке.

Я веду календарь и живу по нему. Если чего-то в нем нет, — значит этого нет в моей голове. В двух календарях, рабочем и личном, фиксирую даже самые странные мелочи, — например, написать подруге. Еще я не очень много сплю, около 5-6 часов. А так никаких особых секретов нет.

Марина Анциперова: После того, как ты ушла из журналистики в бизнес, изменилось ли твои планирование и эффективность?

Настя Полетаева: Да, стало намного спокойнее. Это одна из причин, почему я ушла из медиа. Я всегда работала в бутиковых изданиях. Кроме того, что они очень классные, они известны тем, что у них очень большие амбиции, но не очень большие опции для их достижения. Например, у медиа масштаба РБК есть смены выходного дня, есть ночные редакторы. Там, где я работала, ничего такого не было: ты закрываешь ноутбук, и уже в пролете, потому что кто-то в этот же момент продолжает работать. Просыпаешься и, во сколько бы ты не встала, — ты так же в пролете, потому что Америка в это время не спала.

В Esquire это было большой проблемой, потому что поле, с которым мы работали, это не только мода, но вообще все. Этот темп перестал мне нравится. Раньше я вкладывала кучу сил и отдача была больше, а потом это закончилось. Сейчас я перешла в ЦУМ, и темп работы нравится мне гораздо больше.

Тима Илларионов: В моем случае все работает просто. Например, татуировка — это вещь, которую можно запланировать на определенное время, и ему очень легко можно следовать. Не надо к этому готовиться, не надо морально настраиваться — просто приходишь и делаешь. С преподаванием то же самое — я даю уроки по академическому рисунку. Когда все идет по накатанной, не нужно готовиться к занятию. Если человек приходит с непривычным запросом, то просто быстро включаешься на месте. Что татуировка, что урок — три часа, и ты свободен.

Что касается художественной практики, то здесь все противоположно. Как художник я не люблю долго делать что-то одно. Поэтому могу порисовать сегодня, полепить скульптуры завтра. Сейчас у меня в планах миллион всего. Возможно, через месяц можно будет сказать, что Тимофей делает игрушки и мебель.

Наиля Асланова, маркетинг-директор и со-основательница бренд-агентства БУНТ, автор телегам-канала «состояние потока»

Марина Анциперова: Ты пропускаешь дедлайны?

Тима Илларионов: Да. Часто. Свои дедлайны — постоянно. Если это дедлайн к выставке, то нет. Эту выставку мы начали планировать уже давно. Заниматься развеской и продакшеном — за две недели до начала. Я думал, что же мне за это время надо сделать: это я сделаю в среду, это в четверг, это в пятницу. Один день ты пропустил и что-то не сделал — все. Дела смещаются и, в итоге, картины вешаются в 11 часов вечера, а завтра — открытие.

Постановка вопроса «как все успевать?» в моем случае некорректна. О таком вообще речи не идет, потому что я как художник, на данном этапе развития могу себе позволить найти день, в который ничего не буду делать. Я могу раз в две недели просто играть в Playstation и смотреть сериалы. Даже когда я планирую свободный день, то все равно обычно еду в мастерскую, потому что в два часа дня я, уже выспавшись, посмотрел все, что хотел, и могу поработать.

Наиля Асланова: Мне интересно, а ты операционкой занимаешься? Каждый день выкладываешь в stories свои работы?

Тима Илларионов: Да, в какой-то момент я понял, что это очень важно. Вот пример: мы недавно возвращались с женой из бара, она предложила идею, которая должна была давным-давно прийти в мою голову. Раньше я делал, допустим, 15 эскизов татуировок и сразу выкладывал их. Она предложила выставлять по одной, но зато каждый день. Это сработало просто как взрыв. Люди начали постоянно мне писать.

Наиля Асланова: Ты запись сам ведешь? Тебя не грызет такая работа?

Тима Илларионов: Да, я все веду сам.

Марина Анциперова: Наиля задает этот вопрос, потому что она, как сооснователь креативного агентства, очень много работает с креативными людьми, часть из которых операционку не переваривает и стремится ее делегировать. Я скажу по своему опыту, что, на самом деле, таких художников, как ты, не так уж много. Например, Дмитрий Аске — человек фантастической организации, которому ни галерея, ни менеджер не помогают, потому что это не нужно. Он сам очень классно управляет проектами и распределяет время. Обычно художники воют от того, что нужно считать налоги и вести бухгалтерию. А еще очень классно, что ты сказал про то, как нужно вести социальные сети.

Тима Илларионов: У меня, например, холсты копятся быстрее, чем я их выкладываю. И бывает, когда у меня доходят руки что-либо запостить, старая работа уже неактуальна, и я выкладываю более свежую. К вопросу о том, насколько все успевать самому, — только что девчонки из Объединения очень помогали с выставкой, и в первый раз в жизни я не организовывал все один. Это невероятно. Ты продолжаешь заниматься своей частью работы, но помимо этого вокруг обрастает проект: доставка вовремя, наклейки наклеены, листовки распечатаны, — просто честь и хвала!

Марина Анциперова: Поэтому нужна команда. Я бы хотела спросить Оксану, ты успеваешь столько всего: и подкасты, и личный бренд. Есть ли у тебя команда и четко распределенное время на каждую из этих активностей?

Оксана Смирнова: Во-первых, я не все успеваю. Ты классно сказала о том, что смотришь Инстаграм человека и видишь, что он все успевает. Мне кажется, это самое большое заблуждение. Вчера я смотрела статистику топ-выпусков нашего подкаста «Успешный успех», и в нее попал выпуск о токсичной продуктивности. Токсичная продуктивность – это не забить максимально свой календарь. Если ты действительно хочешь так сделать и тебе в этом комфортно, то ради бога. Токсичная продуктивность — это когда человек выкладывает истории о том, что он якобы все успевает и не выкладывает свои факапы. Команды по моим личным проектам у меня нет, потому что они маленькие.

Тима Илларионов, художник

Марина Анциперова: Кристина, как ты все успеваешь? Все мои друзья, у которых есть коммуникационное агентство, говорят, что даже если ты планируешь на год вперед, все равно в итоге все открытия случаются в одни дни.

Кристина Ситникова: Мое агентство называется «Команда+1», — и это не просто так. Наша основная сильная сторона — это командность и ее формирование. С течением времени я поняла, что без команды в рабочем плане я не так уж много значу. Умение ее сформировать и делегировать задачи, — очень важны. Нужно доверять и давать свободу, — тогда ваши коллеги вас удивят. Если нет, то проблема не в команде, а в вас.

Марина Анциперова: Если ты не успеваешь, то понимаешь, что мало ресурса?

Кристина Ситникова: Да, безусловно. Если кто-то из нас что-то не успевает, то мы можем миксовать между собой задачи, поэтому мы практически не факапим, хоть и бывает разное. Как команда мы все успеваем, и я лично чувствую это. Я даже календарь не веду особо. При этом у меня есть полное ощущение, что я успеваю и делаю все в удовольствие. У меня никогда не бывает, что я просыпаюсь и думаю: «Блин, этот проект, этот ужасный клиент». Я всегда очень вдохновленно отношусь к работе.

Марина Анциперова: Мне кажется, твой секрет в том, что в свое расписание ты добавляешь приятные вещи. Когда-то я открывала молодежное биеннале, мы встретились с тобой в субботу, ты сказала, что у тебя в расписании был массаж или что-то такое. Я никогда не понимала, как все московские менеджеры с утра успевают ходить на спорт или еще куда-то, потому что лучше я с утра встану и буду работать, чтобы закончить это хоть как-то пораньше. Сейчас я занимаюсь с тренером, которая мне сказала, что если это для меня важно, то надо занести тренировки в календарь. Мне кажется, ты не устаешь не потому, что выбираешь любимые проекты, а потому, что можешь балансировать, и делаешь своей рутиной то, что восполняет ресурс.

Кристина Ситникова: Я тоже лукавлю и не рассказываю, что встаю без будильника уже 10 лет, занимаюсь с утра спортом, медитирую и правильно питаюсь, а по вечерам прекрасно провожу время с друзьями в театре или музее. Конечно же, меня это восполняет, но это стало нормой жизни. Как по-другому?

Наиля Асланова: Я ненавижу утреннее время, я никогда не занимаюсь спортом по утрам, встаю поздно. Самое главное принимать себя, подстраивать график под свои нужды и не пытаться их переманить от других, когда видишь в stories, что кто-то встал рано, позанимался спортом и съел полезный тост, посчитав калории. Я часто шучу, что сделала свой бизнес, чтобы не вставать рано. Важно жить так, чтобы не перемалывать себя каждую секунду и не пытаться постоянно найти хаки для мотивации. Так ты будешь гораздо продуктивнее. Не надо смотреть, как делает Маша в Инстаграме, нужно быть в гармонии с собой.

Настя Полетаева: Согласна, нужно слушать себя. Почему я веду календари? Не потому что я хочу запихнуть туда все дела, а потому что я очень системный человек. Мне важно запланировать два раза в неделю спорт и массаж, потому что если я этого не сделаю, то найду 350 причин почему можно еще поработать. Так что для такого человека как я — планирование очень работает.

Еще хотела сказать две фразы, они дурацкие, но почему-то запали в душу. Первая: «главный враг успеха — бездействие». Люди постоянно не могут найти себе времени, боятся что-то сделать и, в итоге, не делают ничего. Те супер успешные люди, у которых каждый день появляется новый проект или бизнес, делают очень много попыток. Вторая фраза: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Кто сказал, что можно все успевать и что нужно это делать? Окей, ты попытался сделать много всего, что-то не получилось, едем дальше.

Стивен Кинг в своем пособии «Как писать книги» рассказывал, что у него есть расписание — и он пишет по 30 страниц каждый день. Здесь нет такого, что кто-то клевый креатор и ничего не планирует, а кто-то задрот и у него все в расписании. Все зависит от типа личности. Когда организованного человека заставляют жить без планирования, у него ужас и страх, как и для свободных художников подъем в 7 утра. Чтобы понять, какой темп жизни тебе подходит, нужно понять, кто ты есть.

Наиля Асланова: При этом, мне кажется, что у меня структура уживается с хаосом. Я не могу жить в организации, где все расписано, и не могу быть вечно на чилле, иначе просто начну ложиться в шесть утра, разжираться и так далее. Мне нужно постоянно собирать себя, но при этом давать расслабляться, потому что могу все возненавидеть. Иногда посмотреть тупое видео на Youtube — это плюсик к тому, чтобы в понедельник сделать все дела быстро и хорошо. Для креатора очень важно уметь отдыхать. Какую-то идею нельзя обычно придумать по расписанию, бывают периоды, когда креативная чакра заканчивается и ее надо восполнять.

Настя Полетаева, руководитель управления дизайна и продакшена TSUM Online, журналист, автор телеграм-канала «Без фильтров»

Марина Анциперова: У меня несколько лет назад была серия интервью с дизайнерами, и я спрашивала, что они делают, когда нет вдохновения, сколько времени могут потратить на придумывание идеи. Все смеялись и говорили, что вдохновение вдохновением, но есть суровая реальность жизни — дедлайн. Тот момент, когда просто нужно остановиться и сдать тот результат, к которому ты пришел. А еще вдогонку расслаблению вспомнила забавное слово знакомого коуча — состояние, когда организму ничего не надо делать, она называет «день-пельмень».

Все рассказали о том, как устроено их расписание, кроме Оксаны: скажи, какой секрет успеха у тебя и героев твоего подкаста?

Оксана Смирнова: Я могу вставать поздно, не могу спать только пять часов, мне нужно полные восемь. Конечно, я адепт календарей, но это не панацея. Нет никаких гарантий от того, что ты поставишь себе задачу на какой-то слот и точно ее сделаешь. Просто когда ты что-то записываешь, это становится более осязаемым. Однажды я запланировала все: и рабочие часы, и спорт, и массаж, и культурную программу. На вторые выходные я словила себя на мысли, что после вечернего пилатеса, я должна встретиться с другом на чай, а хочу домой полежать. Это дает мне понимание, что в календаре я должна выделить время на то, чтобы ничего не делать.

Из лайфхаков, которые помогают мне в последнее время: я стала собирать список удовольствий, которые хотела бы успеть за этот месяц. Это очень классно, когда у тебя есть основная работа и какие-то личные проекты, которые ты хочешь успевать. Мне помогает письменная практика, будь то дневник или личная страница. Еще я люблю попробовать что-то новое. Однажды решила, что мне важно, чтобы в моем телеграм-канале про коктейли каждый день выходили посты. При желании все начало получаться. Если что-то доставляет удовольствие, то ты всегда найдешь на это время.

Настя Полетаева: К концу года я поняла, что начала выдыхаться. И на прошлой неделе в среду в обед я просто уехала на бокс, и ничего страшного не произошло. Если есть выстроенная система работы, но ты чувствуешь, что нужно позаботиться о себе, то важно это сделать. Например, у меня в календаре есть слоты «не занимать», это может быть несколько часов, а может быть — оба выходных дня. С одной моей подругой, которая ведет расписание в ежедневнике, мы однажды хотели назначить встречу, — семь дней подряд у нее были заклеены стикерами. Оказывается, это дни, когда она ни с кем не видится и сидит одна дома, ничего не делает.

Оксана Смирнова: Моя подруга и ее муж ведут совместный календарь. Например, у нее важное событие в воскресенье утром, значит нужно лечь пораньше. Она пишет это в их календарь, чтобы он знал об этом, и они ничего не планировали вместе. Я никогда не слышала о тайм-менеджменте в паре.

Кристина Ситникова, совладелец коммуникационного агентства «Команда +1», автор телеграм-канала Be my quarantine

Марина Анциперова: Наиля, я хотела узнать, где ты находишь столько времени на свои соцсети, потому что их можно смотреть как сериал в реальном времени!

Наиля Асланова: У меня есть классный совет для людей, которые работают в графике 5/2. Я такое не люблю, потому что иногда устаю уже к четвергу и меня бесит эта тема «дожить до субботы». Поэтому я приняла решение, что работаю и отдыхаю, когда хочу. Если я чувствую, что у меня есть силы, то как-то насильно заставлять себя отдыхать, — странно.

К вопросу о том, как я так активно веду соцсети. Для меня — это хлеб. Если я не буду делать так, чтобы о моем агентстве знали все, то к нам не будут приходить клиенты. Как сказал Тима, ты можешь быть каким угодно классным, но если об этом не рассказывать, то об этом никто не узнает. Я выделяю часа два в день на ведение соцсетей. В Телеграме устанавливаю отложенные посты, которыми могу что-то закрыть, но нужно быть в тайминге, если хочешь развивать соцсети.

Оксана Смирнова: Вчера у подружки спросила про график 5/2, как она с этим справляется. Она поделилась крутой штукой: не надо делить рабочее время действительно на пять рабочих и два выходных. Она делит неделю на три крупных слота:понедельник, вторник — это один слот, когда нужно начать и завершить часть задач; среда, четверг — второй такой же слот для следующих задач; а пятница — уже лайтовая, подведение итогов. Все ведь в мышлении. Если ты себе придумал, что нужно успеть что-то за два дня, то так проще. В айфоне можно установить «фокусы» — это что-то вроде режимов: личный, рабочий, потрясающая вещь. И вообще можно настроить режимы под себя, где у тебя, например, исчезают красные кружочки-счетчики непрочитанных сообщений в мессенджерах. Это гениально. Жизнь может стать намного проще, потому что нет постоянного давления.

Настя Полетаева: Подруга подсказала, что она на понедельник ничего не планирует. Когда у тебя график 5/2, то ты плавно входишь в неделю, готовишься к задачам, до пятницы усиленно работаешь, а в конце — закрываешь неделю.

Мы еще говорили о том, что всегда найдется время на то, что тебе действительно нравится. Мне кажется, так не всегда. Можно неправильно расставить приоритеты. При этом нужно уметь с собой договариваться. Например, ты любишь путешествовать, а сейчас это тяжело. Чтобы полететь в Париж нужно много денег и времени, поэтому я для себя решаю: либо я еду по Золотому кольцу, либо лечу в Париж в тех обстоятельствах, которые есть. Последний месяц я работала удаленно из Испании и казалось, что я отдыхаю, потому что сменилась картинка. Нужно уметь себя слушать.

Оксана Смирнова, медиаменеджер, автор подкаста «Успешный успех» и телеграм-канала «На дне»

Марина Анциперова: У моих друзей есть ребенок, ей пять лет, она часами бегает, а потом может, если родители не будут следить за ее состоянием, просто упасть и заснуть. Если честно, я сама таким грешу: не успеваю отследить момент истощения.

Тима Илларионов: Я заметил за собой, что есть дни, когда настрой разный. Если сегодня тусуемся с друзьями, орем и радуемся, то я точно знаю, что завтра будет дофаминовая яма, и я ничего не сделаю. Тусим в субботу — значит в воскресенье я сижу дома. Я стараюсь отслеживать такие дни. Подруга кидала график «сезонные ритмы в жизни Б.Б. Родомана», где отмечены периоды активности человека в зависимости от сезона. Я понаблюдал за собой — работает. Например, в конце ноября в период предзимья, когда холодно, вроде осень уже заканчивается, но до Нового года еще далеко — так называемая Черная Яма. У меня было такое на последнем курсе магистратуры: октябрь — я готов работать; но вот наступает ноябрь — и я просто засыпаю и умираю за столом.

Стараюсь найти в своей жизни вдохновение. Когда я его чувствую, то могу нарисовать эскизов на полгода вперед. Это перекрывает те дни, когда я понимаю, что не смогу работать. У меня бывало раньше четыре занятия по рисунку в неделю. И когда кто-то не приходил на занятия, то это были счастливейшие часы. Когда ты планировал работать, а работать не надо. Поэтому нужно следить за собой.

Кристина Ситникова: Я послушала нас, все такие прекрасные, у всех есть календари, все планируем. Мне кажется, важно оставлять пространство для чуда и внезапностей, уметь отказываться от планов. Если тебя позвал классный парень на свидание, то откажись ты от этой задачи и сходи с ним, может это любовь твоей жизни! Адаптивность и возможность подстраиваться дает воздух, в котором может произойти то главное, чего мы хотим в жизни, — быть счастливыми, кайфовать и жить в удовольствие.

Вопрос из зала: Что для вас guilty pleasure, когда «день-пельмень»?

Оксана Смирнова: Первый и главный guilty pleasure — фильмы и сериалы про старшеклассников, второе — прийти в бар и капризничать до тех пор, пока бармен не угадает желания и не сделает тот коктейль, который мне хочется.

Наиля Асланова: Я могу часа два смотреть танцоров, как они прекрасно двигаются, а еще очень люблю готовить.

Марина Анциперова: Тоже люблю готовить и звать друзей на ужин. Но мой реальный guilty pleasure — «Авито». Могу проводить там кучу времени, всегда находится миллион всего: какие-то книжки, которые друзья у тебя взяли и потеряли, и другие чудеса.

Настя Полетаева: Представьте ситуацию похмелья, когда вообще ничего не можешь делать, — вот в таких случаях я начинаю разбирать шкаф. Мне нужно все вытащить и разложить нормально. При том, что я вообще не убираюсь и не готовлю в нормальном состоянии, а вот когда мне нужно выдохнуть, это мой guilty pleasure.

Тима Илларионов: Видосики, как старые японские мастера делают ножи. Просто весь вечер ты сидишь и смотришь это. Еще я смотрю как один шведский чел строит бревенчатый дом.

Кристина Ситникова: Я поняла, что теперь с похмелья буду звонить Насте, потому что у нас очень похожий лайфстайл. Но я не разбираю шкафы, я глажу. Я из тех, кто гладит постельное белье, чтобы оно было хрустящее. На фоне в ноутбуке может играть «Гарри Поттер» или «Бандитский Петербург», — и такое бывает!

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: картина Тимы Илларионова Workshop

17 January, 2023