Foreigners Everywhere: хайлайты Венецианской биеннале 2024

Новости

Автор: Саша Шапиро

Фото: Анна Мерман

23 April, 2024

20 апреля в Венеции открылась 60-я биеннале современного искусства, озаглавленная «Иностранцы повсюду». Основные сюжеты — политические кризисы, миграция и аутсайдеры.

Друзья и коллеги Объединения побывали на превью и уже посмотрели основной проект и национальные павильоны, а мы собрали их впечатления и рекомендации.

The Greek Pavilion. Xirómero/Dryland, 2024. Courtesy of the artist. Photo: Yorgos Kyvernitis.

Татьяна Пинчук

продюсер, арт-менеджер

Основной проект этого года — наверное, самый скучный из всех, что я видела в Венеции за последние десять лет. Такой пенсионерский подход, без резких движений. Сразу чувствуешь нависающую тень чиновника, осваивающего бюджеты, — всем нужно угодить, и чтобы никаких сюрпризов. Изучать малоизвестные сюжеты развития искусства за пределами общеизвестного европейского канона гораздо интереснее в этнографических музеях, а не на выставках-блокбастерах в Венеции. Конечно, были отдельные интересные проекты, но кураторская работа очень слабая, тема биеннале не раскрыта. А вот в национальных павильонах дела повеселее.

Самый классный павильон у Греции. Междисциплинарный групповой проект — звук, свет, смелый видеоряд, а в центре экспозиции объект сельскохозяйственной техники. Греция выделяется какой-то свободой, резкостью, нестандартным и по-хорошему странным сочетанием медиумов, логикой взаимодействия объектов между собой.

Второй в моем рейтинге стала Австрия. Во-первых, это красиво. Очень эстетский проект — в хрустальных вазах стоят цветы, в честь которых названы революции: революция гвоздик в Португалии, лотосовая — в Египте и так далее. Возможно особое впечатление было еще из-за того, что совсем недавно мы все видели, как власти РФ боятся людей с цветами в руках.

Еще очень советую павильон Ирландии. Это такая современная опера в виде многоканальной видеоинсталляции, сам видеоряд был очень хот. Позиционировалось это как иммерсивная скульптура. Проект отправляет в сложный мир Ирландии XIX с отголосками в сегодняшнем дне — земельные споры, частная собственность, сексуальный консерватизм.

Египтяне показали видео мюзикл — красиво и завораживающе, но, по-моему, сорок минут видеоряда на арабском требуют от зрителя слишком многого. То есть все знают, какое количество людей предположительно приходит на площадку биеннале в день, сколько у посетителей есть времени на каждый павильон. Такой хронометраж просто не рассчитан на проходимость биеннале — дисреспект.

То же самое Германия: уже много лет они занимаются созданием самой длинной очереди в свой павильон. Не перестают удивлять. Внутри ничего особенного — если вы хоть раз видели качественные работы аудио-визуальных художников, павильон Германии вам покажется выставкой в жанре летающих полотен Ван Гога. Выставка возможно и любопытная, но очереди бесят и вызывают слишком завышенные ожидания. Самое большое впечатление было от уличного оформления немецкого павильона — его колонны засыпаны землей. Тоже, видимо, для мотивации в очередях.

Неожиданно прикольным оказался Американский павильон — глянцево и приторно, но очень качественно исполнено, сам продакшн впечатляет.

  • The Austrian Pavilion. Anna Jermolaewa, The Penultimate, 2017. Photo: © Markus Krottendorfer and Bildrecht.
    The Austrian Pavilion. Anna Jermolaewa, The Penultimate, 2017. Photo: © Markus Krottendorfer and Bildrecht.
  • The Pavilion of Ireland. Eimear Walshe, ROMANTIC IRELAND (still), 2023. Photo: Faolán Carey.
    The Pavilion of Ireland. Eimear Walshe, ROMANTIC IRELAND (still), 2023. Photo: Faolán Carey.
  • Egyptian Pavilion, Wael Shawky, Drama 1882, 2024, © Photo: Mina Nabil. Courtesy the artist, Sfeir-Semler Gallery, Lisson Gallery, Lia Rumma, Barakat Contemporary.
    Egyptian Pavilion, Wael Shawky, Drama 1882, 2024, © Photo: Mina Nabil. Courtesy the artist, Sfeir-Semler Gallery, Lisson Gallery, Lia Rumma, Barakat Contemporary.
  • German Pavilion. Ersan Mondtag, Monument eines unbekannten Menschen (Monument to an unknown person), 2024. Installation view (exterior). Photo: Andrea Rossetti.
    German Pavilion. Ersan Mondtag, Monument eines unbekannten Menschen (Monument to an unknown person), 2024. Installation view (exterior). Photo: Andrea Rossetti.

The Pavilion of Saudi Arabia. Manal AlDowayan, Shifting Sands: A Battle Song, 2024.

Анастасия Ландер

специалистка по коммуникациям в сфере искусства и люкса, автор канала artysmarty

Что понравилось больше всего: павильоны Австрии, Германии, Польши, Франции и Австралии. Ну и «мой» саудовский павильон! Везде мощный и крепкий ресерч, везде яркое художественное высказывание, везде хорошая работа с темой.

Кто не оправдал ожиданий: Адриано Педроза как куратор. Из сложной темы он сделал довольно среднее шоу, которому место в музее или кунстхалле, но не на Венецианской биеннале.

Что не пропустить: умопомрачительную выставку Берлинды де Брюкер в аббатстве Сан-Джорджо-Маджоре. Наши страхи и боль распакованы там очень откровенно, пугающе и искренне.

Miles Greenberg, Etude pour Sebastien © Photo: Viðar Logi

Лидия Русскова-Хасая

художница

Начало биеннале совпало с открытием моей собственной выставки, поэтому обойти все мне не удалось. Из того, что успела увидеть, — павильоны Великобритании и Франции в Жардини, от которых я осталась в восторге. Такого я еще не видела и даже не знаю, как описать увиденное на русском. Павильон Франции — it’s a vibe. Тотальное погружение в атмосферу пространства через музыку, видео, инсталляцию. А британский павильон — это путешествие. Там можно просидеть два часа, и тебя все равно не покидает ощущение, что ты не успеваешь за повествованием, что оно убегает от тебя с экрана на экран. Такой размах — мечта для меня, как для художника. И мультимедийность биеннале меня вдохновила: в проектах активно использовалась музыка (хип-хоп или опера, например) и видео.

Меня поразил перформанс "Sebastian" художника Miles Greenberg в Палаццо Малипьеро, это был уникальный визуальный опыт. Советую прогуглить художника, он изучает возможности тела и невероятно с ним работает.

Наконец, отмечу выставки в культурном центре Crea, где сейчас представлен наш проект с Тимофеем Колесниковым "Homesick". Там же можно попасть на фестиваль CYFEST или посмотреть Crip Arte Spazio: The DAM in Venice — первую международную выставку британского Disability Arts Movement.

  • The French Pavilion, Julien Creuzet.
    The French Pavilion, Julien Creuzet.
  • The British Pavilion. John Akomfrah, Listening All Night To The Rain.
    The British Pavilion. John Akomfrah, Listening All Night To The Rain.
  • The British Pavilion. John Akomfrah, Listening All Night To The Rain.
    The British Pavilion. John Akomfrah, Listening All Night To The Rain.

The Pavilion of Serbia. Aleksandar Denić, Expostion Coloniale. Installation view. Credits Aleksandar Denić, courtesy of the artist.

Александра Филипповская

арт-менеджер, координатор аутрич-программ Гропиус Бау

Моим личным фаворитом из национальных павильонов на этой биеннале стал павильон Сербии. Художник Александар Денич превратил пространство павильона в знакомое, но одновременно жутковатое и, казалось бы, недавно оставленное людьми пространство со спальней, сауной, магазинчиком. Место, где есть намек на жизнь и западную европейскую цивилизацию, но одновременно ощущается и ее отсутствие.

Достаточно много интересных выставочных проектов находится за пределами основных площадок Арсенале и Джардини: как национальные павильоны, так и выставочные проекты, которые проходят параллельно. Не стоит пропускать павильон Эфиопии, участвующей в Биеннале впервые, с персональной выставкой Тесфайе Ургесса; павильон Эстонии — со скульптурами художницы Эдит Карлсон в церкви Санта-Мария-делле-Пенитенти; павильон Нигерии — представленный восемью художниками Тунджи Аденьи-Джонс, Ндиди Дайк, Оньека Игве, Тоин Оджих Одутола, Абрахам Огобасе, Йинка Шонибаре, Фатима Туггар и Прешес Окойомон. Можно также отправиться на остров Ла-Чертоза, где расположена вторая часть проекта немецкого павильона, а именно — саунд-инсталляции художников Михаэля Аксталлера, Роберта Липпока, Николь Л'Юийе и Яна Ст. Вернера.

Из числа выставок, не являющихся частью биеннале, но проходящими в это же время, хороша к посещению выставка Джули Мериту в Палаццо Грасси, принадлежащем Франсуа Пино. Фонд Прада в пространстве Ca' Corner della Regina открыл выставку Monte di Pietà швейцарского художника Кристофа Бюхеля, которая опирается на историю палаццо XVIII века, функционирующий в относительно недалеком прошлом в качестве ломбарда.

  • Edith Karlson, installation view of “Hora lupi” at the Estonian pavilion the 60th International Art Exhibition - La Biennale di Venezia, 2024. Photo by Anu Vahtra/Estonian Centre for Contemporary Art. Courtesy of the Estonian pavilion.
    Edith Karlson, installation view of “Hora lupi” at the Estonian pavilion the 60th International Art Exhibition - La Biennale di Venezia, 2024. Photo by Anu Vahtra/Estonian Centre for Contemporary Art. Courtesy of the Estonian pavilion.
  • Edith Karlson, installation view of “Hora lupi” at the Estonian pavilion the 60th International Art Exhibition - La Biennale di Venezia, 2024. Photo by Anu Vahtra/Estonian Centre for Contemporary Art. Courtesy of the Estonian pavilion.
    Edith Karlson, installation view of “Hora lupi” at the Estonian pavilion the 60th International Art Exhibition - La Biennale di Venezia, 2024. Photo by Anu Vahtra/Estonian Centre for Contemporary Art. Courtesy of the Estonian pavilion.

The Uzbekistan Pavilion. Don’t Miss The Cue.

Дарья Коноваленко

куратор, создательница проекта «В белом кубе» и соосновательница PR агентства CO-WORKING

«Золотого льва» дали павильону Австралии, что для меня очевидный выбор с точки зрения политики, но совсем не очевидный с точки зрения искусства. Но если опустить это, то хайлайты национальных павильонов — это абсолютно точно Германия, в которой нужно отстоять очередь снаружи, а потом очередь внутри. Этот проект одновременно про прошлое и будущее, утопию и антиутопию. Там пробирает до мурашек, абсолютно точно. Другие прекрасные павильоны: Узбекистан с их довольно театрально-монументальной экспозицией, Италия, Сербия, которая понравится всем, кто до сих пор ощущает себя в постсоветском пространстве, и у кого есть вот эта травма из 90-х.

Что нужно посмотреть помимо основного проекта Биеннале: во-первых, самое крутое — выставка Кристофа Бюхеля в Fondazione Prada. Людям, которые не разбираются в искусстве, покажется, что это просто куча пыльного мусора. Но это, что абсолютно очевидно и без кураторского текста, одновременно и критика капитализма, и про экологию, и про политические режимы. И там дьявол в мелочах. И нужно внимательно рассматривать объекты, которые в большинстве своем реди-мейды. Абсолютно точно ехать в Ла-Чертоза, чтобы смотреть саунд-арт инсталляцию немецкого павильона, вторую часть. И обязательно 100% самая великая выставка, которая происходит сейчас, это Пьер Уиг в Pinaut Collection, куда тоже уже давно стоят очереди (лучше покупать билеты заранее). И это тот случай, когда ты заходишь и случается сразу синдром Стендаля, потому что пробирает невероятно.

  • The Australian Pavilion. Archie Moore, kith and kin. Image: Andrea Rossetti; © Archie Moore; Courtesy of Archie Moore and The Commercial
    The Australian Pavilion. Archie Moore, kith and kin. Image: Andrea Rossetti; © Archie Moore; Courtesy of Archie Moore and The Commercial
  • The Australian Pavilion. Archie Moore, kith and kin. Image: Andrea Rossetti; © Archie Moore; Courtesy of Archie Moore and The Commercial.
    The Australian Pavilion. Archie Moore, kith and kin. Image: Andrea Rossetti; © Archie Moore; Courtesy of Archie Moore and The Commercial.

Arsenale. Omar Mismar, Fantastical Scene.

Дмитрий Рябков

продюсер выставочных проектов в Кунстхалле Баден-Баден, один из продюсеров немецкого павильона на Венецианской биеннале 2024, автор канала contemporary hard

Кажется, уже в первые дни превью я сформировал для себя список павильонов, которые точно нельзя пропустить (интеллигентно не буду включать немецкий павильон, потому что вы и сами знаете, что туда стоит идти!): Франция, Греция, Люксембург, Польша, Австрия, Египет.

Случилось ли разочарование? Думаю, что от основного проекта многие ожидали чего-то по-настоящему революционного и важного. В итоге, по крайней мере для меня, получился блестящий подбор художников, контекстов, историй, а целостность потерялась где-то между Джардини и Арсенале. Меня не покидало чувство, что увиденное — это разные выставки, силой вписанные в одно большое пространство, с передышкой на видео и белый куб.

Новости

Автор: Саша Шапиро

Фото: Анна Мерман

23 April, 2024