Foreigners Everywhere: хайлайты Венецианской биеннале 2024
20 апреля в Венеции открылась 60-я биеннале современного искусства, озаглавленная «Иностранцы повсюду». Основные сюжеты — политические кризисы, миграция и аутсайдеры.
Друзья и коллеги Объединения побывали на превью и уже посмотрели основной проект и национальные павильоны, а мы собрали их впечатления и рекомендации.
Татьяна Пинчук
Основной проект этого года — наверное, самый скучный из всех, что я видела в Венеции за последние десять лет. Такой пенсионерский подход, без резких движений. Сразу чувствуешь нависающую тень чиновника, осваивающего бюджеты, — всем нужно угодить, и чтобы никаких сюрпризов. Изучать малоизвестные сюжеты развития искусства за пределами общеизвестного европейского канона гораздо интереснее в этнографических музеях, а не на выставках-блокбастерах в Венеции. Конечно, были отдельные интересные проекты, но кураторская работа очень слабая, тема биеннале не раскрыта. А вот в национальных павильонах дела повеселее.
Самый классный павильон у Греции. Междисциплинарный групповой проект — звук, свет, смелый видеоряд, а в центре экспозиции объект сельскохозяйственной техники. Греция выделяется какой-то свободой, резкостью, нестандартным и по-хорошему странным сочетанием медиумов, логикой взаимодействия объектов между собой.
Второй в моем рейтинге стала Австрия. Во-первых, это красиво. Очень эстетский проект — в хрустальных вазах стоят цветы, в честь которых названы революции: революция гвоздик в Португалии, лотосовая — в Египте и так далее. Возможно особое впечатление было еще из-за того, что совсем недавно мы все видели, как власти РФ боятся людей с цветами в руках.
Еще очень советую павильон Ирландии. Это такая современная опера в виде многоканальной видеоинсталляции, сам видеоряд был очень хот. Позиционировалось это как иммерсивная скульптура. Проект отправляет в сложный мир Ирландии XIX с отголосками в сегодняшнем дне — земельные споры, частная собственность, сексуальный консерватизм.
Египтяне показали видео мюзикл — красиво и завораживающе, но, по-моему, сорок минут видеоряда на арабском требуют от зрителя слишком многого. То есть все знают, какое количество людей предположительно приходит на площадку биеннале в день, сколько у посетителей есть времени на каждый павильон. Такой хронометраж просто не рассчитан на проходимость биеннале — дисреспект.
То же самое Германия: уже много лет они занимаются созданием самой длинной очереди в свой павильон. Не перестают удивлять. Внутри ничего особенного — если вы хоть раз видели качественные работы аудио-визуальных художников, павильон Германии вам покажется выставкой в жанре летающих полотен Ван Гога. Выставка возможно и любопытная, но очереди бесят и вызывают слишком завышенные ожидания. Самое большое впечатление было от уличного оформления немецкого павильона — его колонны засыпаны землей. Тоже, видимо, для мотивации в очередях.
Неожиданно прикольным оказался Американский павильон — глянцево и приторно, но очень качественно исполнено, сам продакшн впечатляет.
Анастасия Ландер
специалистка по коммуникациям в сфере искусства и люкса, автор канала artysmarty
Что понравилось больше всего: павильоны Австрии, Германии, Польши, Франции и Австралии. Ну и «мой» саудовский павильон! Везде мощный и крепкий ресерч, везде яркое художественное высказывание, везде хорошая работа с темой.
Кто не оправдал ожиданий: Адриано Педроза как куратор. Из сложной темы он сделал довольно среднее шоу, которому место в музее или кунстхалле, но не на Венецианской биеннале.
Что не пропустить: умопомрачительную выставку Берлинды де Брюкер в аббатстве Сан-Джорджо-Маджоре. Наши страхи и боль распакованы там очень откровенно, пугающе и искренне.
Лидия Русскова-Хасая
Начало биеннале совпало с открытием моей собственной выставки, поэтому обойти все мне не удалось. Из того, что успела увидеть, — павильоны Великобритании и Франции в Жардини, от которых я осталась в восторге. Такого я еще не видела и даже не знаю, как описать увиденное на русском. Павильон Франции — it’s a vibe. Тотальное погружение в атмосферу пространства через музыку, видео, инсталляцию. А британский павильон — это путешествие. Там можно просидеть два часа, и тебя все равно не покидает ощущение, что ты не успеваешь за повествованием, что оно убегает от тебя с экрана на экран. Такой размах — мечта для меня, как для художника. И мультимедийность биеннале меня вдохновила: в проектах активно использовалась музыка (хип-хоп или опера, например) и видео.
Меня поразил перформанс "Sebastian" художника Miles Greenberg в Палаццо Малипьеро, это был уникальный визуальный опыт. Советую прогуглить художника, он изучает возможности тела и невероятно с ним работает.
Наконец, отмечу выставки в культурном центре Crea, где сейчас представлен наш проект с Тимофеем Колесниковым "Homesick". Там же можно попасть на фестиваль CYFEST или посмотреть Crip Arte Spazio: The DAM in Venice — первую международную выставку британского Disability Arts Movement.
Александра Филипповская
арт-менеджер, координатор аутрич-программ Гропиус Бау
Моим личным фаворитом из национальных павильонов на этой биеннале стал павильон Сербии. Художник Александар Денич превратил пространство павильона в знакомое, но одновременно жутковатое и, казалось бы, недавно оставленное людьми пространство со спальней, сауной, магазинчиком. Место, где есть намек на жизнь и западную европейскую цивилизацию, но одновременно ощущается и ее отсутствие.
Достаточно много интересных выставочных проектов находится за пределами основных площадок Арсенале и Джардини: как национальные павильоны, так и выставочные проекты, которые проходят параллельно. Не стоит пропускать павильон Эфиопии, участвующей в Биеннале впервые, с персональной выставкой Тесфайе Ургесса; павильон Эстонии — со скульптурами художницы Эдит Карлсон в церкви Санта-Мария-делле-Пенитенти; павильон Нигерии — представленный восемью художниками Тунджи Аденьи-Джонс, Ндиди Дайк, Оньека Игве, Тоин Оджих Одутола, Абрахам Огобасе, Йинка Шонибаре, Фатима Туггар и Прешес Окойомон. Можно также отправиться на остров Ла-Чертоза, где расположена вторая часть проекта немецкого павильона, а именно — саунд-инсталляции художников Михаэля Аксталлера, Роберта Липпока, Николь Л'Юийе и Яна Ст. Вернера.
Из числа выставок, не являющихся частью биеннале, но проходящими в это же время, хороша к посещению выставка Джули Мериту в Палаццо Грасси, принадлежащем Франсуа Пино. Фонд Прада в пространстве Ca' Corner della Regina открыл выставку Monte di Pietà швейцарского художника Кристофа Бюхеля, которая опирается на историю палаццо XVIII века, функционирующий в относительно недалеком прошлом в качестве ломбарда.
Дарья Коноваленко
куратор, создательница проекта «В белом кубе» и соосновательница PR агентства CO-WORKING
«Золотого льва» дали павильону Австралии, что для меня очевидный выбор с точки зрения политики, но совсем не очевидный с точки зрения искусства. Но если опустить это, то хайлайты национальных павильонов — это абсолютно точно Германия, в которой нужно отстоять очередь снаружи, а потом очередь внутри. Этот проект одновременно про прошлое и будущее, утопию и антиутопию. Там пробирает до мурашек, абсолютно точно. Другие прекрасные павильоны: Узбекистан с их довольно театрально-монументальной экспозицией, Италия, Сербия, которая понравится всем, кто до сих пор ощущает себя в постсоветском пространстве, и у кого есть вот эта травма из 90-х.
Что нужно посмотреть помимо основного проекта Биеннале: во-первых, самое крутое — выставка Кристофа Бюхеля в Fondazione Prada. Людям, которые не разбираются в искусстве, покажется, что это просто куча пыльного мусора. Но это, что абсолютно очевидно и без кураторского текста, одновременно и критика капитализма, и про экологию, и про политические режимы. И там дьявол в мелочах. И нужно внимательно рассматривать объекты, которые в большинстве своем реди-мейды. Абсолютно точно ехать в Ла-Чертоза, чтобы смотреть саунд-арт инсталляцию немецкого павильона, вторую часть. И обязательно 100% самая великая выставка, которая происходит сейчас, это Пьер Уиг в Pinaut Collection, куда тоже уже давно стоят очереди (лучше покупать билеты заранее). И это тот случай, когда ты заходишь и случается сразу синдром Стендаля, потому что пробирает невероятно.
Дмитрий Рябков
продюсер выставочных проектов в Кунстхалле Баден-Баден, один из продюсеров немецкого павильона на Венецианской биеннале 2024, автор канала contemporary hard
Кажется, уже в первые дни превью я сформировал для себя список павильонов, которые точно нельзя пропустить (интеллигентно не буду включать немецкий павильон, потому что вы и сами знаете, что туда стоит идти!): Франция, Греция, Люксембург, Польша, Австрия, Египет.
Случилось ли разочарование? Думаю, что от основного проекта многие ожидали чего-то по-настоящему революционного и важного. В итоге, по крайней мере для меня, получился блестящий подбор художников, контекстов, историй, а целостность потерялась где-то между Джардини и Арсенале. Меня не покидало чувство, что увиденное — это разные выставки, силой вписанные в одно большое пространство, с передышкой на видео и белый куб.