Не стало Леонида Бажанова. Вспоминаем куратора и арт-критика через его большие проекты

Новости

Фото: Игорь Макаревич, архив Леонида Бажанова, Сергей Николаев, центр аудиовизуального искусства МАРС

13 January, 2025

11 января в возрасте 79 лет скончался искусствовед, арт-критик и куратор Леонид Бажанов. С 1980-х годов он принимал активное участие в развитии московской арт-сцены, был основателем объединения «Эрмитаж» и ГЦСИ, руководил программой «Современное искусство» в НИУ ВШЭ.



Вспоминаем Леонида Бажанова через его амбициозные проекты: от любительских объединений до Венецианской биеннале.

Объединение «Эрмитаж»

В 1973 году Леонид Бажанов закончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, написав диплом — первый в истории отделения, посвященный современному западному искусству. В 1986 году, в разгар перестройки, совместно с группой художников и коллекционером Леонидом Талочкиным основал творческое объединение «Эрмитаж» — первый подступ к созданию новой и независимой от государства художественной институции. Объединение просуществовало несколько лет, за которые были проведены громкие групповые выставки, параллельно с которыми проходили лекции, дискуссии и перформансы.

«Художники-авангардисты нуждаются в собственном творческом объединении, равноправном и независимом от консервативных официальных творческих союзов. Исторические судьбы и интересы этих двух лагерей в нашем искусстве разошлись так радикально, что насильственно объединять их под одной «крышей» — дело бессмысленное и никому не нужное», — так необходимость существования любительского объединения «Эрмитаж» обосновывали его участники.

«Все держалось на чистом энтузиазме. Денег у нас не было, только помещение, но кто-то делал афиши, кто-то работал билетером, кто-то сторожем, кто-то убирал там, а сейчас все эти люди — звезды нашего современного искусства»,— вспоминал Бажанов.

(Г)ЦСИ

В 1990 году на углу Якиманской набережной и улицы Димитрова открывается институция нового типа — Центр современного искусства (ЦСИ), а Леонид Бажанов назначается ее первым художественным руководителем. Значимые для объединения «Эрмитаж» идеи — «особое внимание к независимому отечественному искусству, сопряжение выставочной практики с аналитической, аккумуляция материалов по истории современного искусства, сотрудничество с западным художественным сообществом» — легли в основу и деятельности ЦСИ. Вокруг центра возникли новые галереи, каждая из которых имела свой концептуальный фокус: галерея «1.o» концентрировалась на традициях московского концептуального искусства и в рамках выставки «Приватные занятия» показала работы Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, Константина Звездочетова, Виктора Пивоварова, Павла Пепперштейна, Ольги Чернышевой, Марии Серебряковой и Елены Елагиной; галерея «Дар» поддерживала примитивизм и наивное искусство; галерея «Школа» интересовалась новаторскими подходами к фотографии; галерея «Эрмитаж-АТ» отсылала к раннему проекту Бажанова и была занята беспредметным искусством.


Спустя год работы в Центре Бажанов ушел работать в Министерство культуры, где стал заведующим отделом изобразительного искусства. Свой опыт с ЦСИ он считал полезным, но не самым удачным, ссылаясь на недостаток экономической и информационной поддержки. Обрести финансовую стабильность и структурный подход Бажанов стремился найти, работая в Министерстве и уже оттуда выстраивая новую художественную институцию. Надежды Бажанова оправдались: в 1992 году приказом тогдашнего министра культуры Евгения Сидорова был учрежден ГЦСИ — уже Государственный центр современного искусства.

Сам Бажанов так объяснял, почему он пришел создавать Центр в Министерство: «От безвыходности. Если бы кто-то другой этим занялся и делал бы, я был бы счастлив. Писал бы книжки, рисовал картинки. Конечно, государственная крыша — не единственная возможность, и если бы чуть-чуть по-другому сложилась ситуация, я бы с удовольствием занялся созданием негосударственного центра. И модель бы предпочел не французскую, а частные голландскую или британскую. Это в принципе было возможно, но не встретились люди, на которых можно было положиться. Сейчас это стало реально, но все равно очень шатко, зависит от каприза частного лица. Лучше зависеть от каприза государства, там хоть есть какая-то стабильность и вынужденная последовательность».

В начале 2000-х ГЦСИ наконец обзавелся собственным пространством на Зоологической улице. Леонид Бажанов рассказывал, что ориентировался на Центр Помпиду в Париже — стремился к «актуализации работы с художественным процессом, а не к музеефикации художественных произведений». Во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге и Томске появились филиалы Центра, а в Москве долгие годы планировали открыть грандиозное здание на Ходынском поле. Однако в 2016 году ЦСИ перестает существовать и сливается с Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО. Новости о судьбе ГЦСИ широко обсуждались в прессе и профессиональном сообществе, а сам Бажанов называл случившееся «преступлением».

Венецианская биеннале


С 1993 года Леонид Бажанов в разных ролях работал над российским павильоном на Венецианской биеннале. Именно он пригласил Илью и Эмилию Кабаковых разработать проект для 43-й биеннале. Художники создали инсталляцию «Красный павильон»: иронизируя над плачевым состоянием павильона Щусева, они обнесли его забором, постелили газеты, а на внутренней территории построили двойника щусевской постройки — из фанеры и с советской символикой. Проект Кабаковых был удостоен специального упоминания жюри.

Уже в 2001 году Бажанов официально становится комиссаром и вместе с Екатериной Деготь курирует проект для российского павильона на 49-й Венецианской биеннале. «Плато человечества» — так звучала тема первой биеннале нового столетия, в рамках которой были показаны работы Леонида Сокова, Ольги Чернышёвой и Сергея Шутова.

Учебная программа «Современное искусство» и HSE Art Gallery



Леонид Бажанов продолжал работать над укреплением локальной арт-сцены — в 2017 году он стал академическим руководителем новой бакалаврской программы в НИУ ВШЭ «Современное искусство». Предполагается, что выпускники программы смогут работать не только как художники, но и как кураторы, критики, менеджеры или галеристы.

«Образование по своей природе должно быть шире выбранных специализаций, не ограничиваться узкими рамками художественных институтов и академий. Одна из ценностей нашей программы — это то, что она реализуется в рамках университета, который дает возможность использовать базовую ориентацию современного искусства для снятия границ, как внутри искусства (визуальных, аудиальных, перформативных, социально-ориентированное и других практик) так и в смежных областях человеческого знания. Преодолевать границы и черпать новые творческие импульсы из разных академических контактов — это вообще базовый принцип современного искусства», — описывал программу Бажанов.

Изучение современного искусства невозможно без практической составляющей, а потому после новой программы в университете появилась и собственная галерея — HSE Art Gallery. Первый выставочный сезон открылся групповой выставкой «Новые лозунги», в которой приняли участие не только студенты и преподаватели ВШЭ, но и такие классики современного российского искусства как Олег Кулик, Павел Пепперштейн, Лев Рубинштейн и другие.

Новости

Фото: Игорь Макаревич, архив Леонида Бажанова, Сергей Николаев, центр аудиовизуального искусства МАРС

13 January, 2025