Где создается красота: в мастерской Алексея Дубинского в Тбилиси
В конце апреля в галерее Window Project в Тбилиси, после целого года творческого затишья, открылась персональная выставка художника Алексея Дубинского — "Zoltar. Master of Fate".
Мы встретились в его мастерской, чтобы узнать, как изменилось его искусство за это время, о чем его новый проект и как свобода и искренность Грузии вдохновляет художника на новые картины.
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, ГДЕ МЫ СЕЙЧАС НАХОДИМСЯ, МНОГО ЛИ ЗДЕСЬ МАСТЕРСКИХ, И КАК ДАВНО ТЫ ЗДЕСЬ РАБОТАЕШЬ?
Stamba — это бывший Дом печати, кажется, 30-х годов, в переводе с грузинского Stamba — это типография. Это было основное здание для прессы в советское время, но потом оно долго стояло запущенным и заброшенным: тут были какие-то склады, как обычно бывает со старым домом. Такой замечательный человек как Тимур Угулава из Adjara Group сделал реновацию и оживил это здание. Так как у этих ребят очень теплое отношение к творческому классу, они решили выделить целое крыло здания под творческие мастерские и музей. Этажом выше сейчас тоже строится какой-то интересный кластер. Еще в данный момент облагораживается та часть здания, которая отдается под студии художникам в аренду на месяц-два.
КАК УСТРОЕН ТВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ КАКИЕ-НИБУДЬ РИТУАЛЫ?
Прихожу, сажусь, курю сигарету, продумываю, что мне нужно сделать, смотрю в окно, переодеваюсь в рабочую одежду, которая вся в краске, и приступаю к работе. Если я создаю эскизы, то просто сижу в блокноте за столом целый день и практически никуда не выхожу. Это мое место, где можно спрятаться. Хотя это довольно сложно сделать, потому что моя мастерская в самом центре города, и все, кому я нужен, знают, где меня найти.
Но для меня это такой трюм, в котором нет практически никаких удобств: два стула и рабочий стол. Мастерскую я так и воспринимаю — это сугубо рабочее место, куда я прихожу и начинается рабочий день, я доделываю какие-то дела, а потом возвращаюсь домой к семье. Обычно весь день провожу здесь, практически не выхожу. Это такая келья.
КАЖЕТСЯ, ТЫ ДАВНО ПЕРЕЕХАЛ ИЗ МОСКВЫ В ТБИЛИСИ. ГДЕ ВСЕ-ТАКИ СЕЙЧАС БАЗИРУЕШЬСЯ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ?
С 2018 года я начал приезжать в Тбилиси регулярно, в то время у меня как раз была первая выставка в «Триумфе». До этого я уже был в Грузии и сразу сказал друзьям, что буду здесь жить, помяните мое слово. После выставки мы решили снова поехать в Тбилиси, посмотреть город, пожить пару недель, потом вернулись в Москву. Так наездами я жил на два город Москва-Тбилиси. Там — работа, а здесь — нравилось жить. Потом наступил локдаун, и мы здесь зависли, потому что город был закрыт, было запрещено передвигаться даже транспорту. Мы осели и с тех пор почти не выезжали из Тбилиси, потихонечку обосновались здесь. Сейчас это основная база. В Москве я бывал только на проектах. В последний раз я был там на одной из последних выставок в ММОМА, но это аж два года назад.
НЕ СКУЧАЕТСЯ? ИЛИ ЗДЕСЬ ЛУЧШЕ?
Я переезжал всю жизнь, поэтому, кажется, у меня атрофировалось чувство привязанности к месту. Я понимал, что сегодня — я здесь, завтра — там, послезавтра — еще где-то, но, конечно, всегда есть привязанность к людям. Собственно, Москва для меня — это определенные люди.
Есть, конечно, и священные места: например, любимая Николина гора в Подмосковье. Если еще пару лет я не приеду в Москву, то, естественно, со слезами на глазах буду приходить во дворики и бывшие мастерские. Большинства из моей компании уже нет в Москве, так что она для меня сейчас пустой и чужой город. Практически все друзья где-то в Стамбуле, Париже, Берлине. Москва рассыпалась на маленькие анклавы. Если хочешь встретиться, то тебе уже не надо лететь туда.
ЭТО ПРАВДА, Я И САМА ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮСЬ С ДРУЗЬЯМИ И ЗНАКОМЫМИ ГДЕ-ТО В ТБИЛИСИ, СТАМБУЛЕ ИЛИ ДАЖЕ НА БАЛИ. ЭТО НЕМНОГО СТРАННО.
Для Тбилиси это обычная история. Как только мы здесь более менее осели, я начал обращать внимание, что встречаю здесь людей, которых десятилетиями не мог увидеть в Москве, хотя жили и работали на соседних улицах. Москва кажется тесным маленьким городком, но не в плане встреч. А в Тбилиси каждый, кто приезжает, пишет и предлагает встретиться. Здесь за пару лет после ковида я встретил больше людей, чем видел в Москве.
СЕЙЧАС, МНЕ КАЖЕТСЯ, ЕЩЕ БОЛЬШЕ.
Сейчас Тбилиси напоминает Париж начала ХХ века с эмиграцией и всем этим флером.
ТЫ ДОСТАТОЧНО УСПЕШНО РАЗВИВАЕШЬСЯ В ТБИЛИСИ. КАК ЗДЕСЬ РАБОТАЕТСЯ ХУДОЖНИКУ, НАСКОЛЬКО РАЗВИТА АРТ-СЦЕНА И КАКИЕ ВООБЩЕ ОТЛИЧИЯ С ТОЙ ЖЕ МОСКВОЙ?
Пока мы были в Москве, то ругали арт-сцену там, потому что она только-только набирала обороты, начинали появляться какие-то институции, музеи, галереи и ярмарки. Это все организовалось за короткий срок, до этого в Москве был какой-то междусобойчик и местечковый рынок. Будем откровенны, в Тбилиси — еще больший откат. Но сейчас начинается развитие, появляется поддержка, проводятся театральные и музыкальные фестивали. Международные ярмарки привозят сюда свои проекты.
В Грузии достойная площадка, которая может стать кавказским центром искусства и фэшн-индустрии. Здесь довольно удобно соединяются пути из Европы, Азии, Востока и других регионов. Пока это, конечно, на начальной стадии. Например, я столкнулся с дикой проблемой нехватки материалов, потому что в Москве до (здесь было слово, запрещенное в РФ) с этим было все в порядке. В Тбилиси до сих пор существуют маленькие подвальчики с красками, небольшие столярные мастерские, где я заказываю холсты. Качество, конечно же, оставляет желать лучшего, но в Тбилиси мне гораздо проще делать заказы, например, из Европы. Все краски и материалы у меня привезены оттуда.
КОГДА Я БЫЛА В СТАМБУЛЕ, ХУДОЖНИКИ ГОВОРИЛИ, ЧТО МОГУТ ДОСТАТЬ ТАМ ЧТО УГОДНО. А ТЕ, КТО ПРИЕХАЛ ИЗ МОСКВЫ ИЛИ ПИТЕРА, РАССКАЗЫВАЛИ, ЧТО ВСЕ ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. НАПРИМЕР, РАНЬШЕ ОНИ НЕ ПОКУПАЛИ КАКУЮ-НИБУДЬ КРАСКУ, ПОТОМУ ЧТО В РОССИИ ОНА БЫЛА ДОСТАТОЧНО ДОРОГОЙ, А В ТУРЦИИ ОНИ МОГУТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ.
В плане цен, да, здесь комфортнее, чем в Москве, хотя в последний год Тбилиси дорожает очень серьезно. Мы понимаем причины этого.
МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ О СВОЕМ ПРОЕКТЕ, КОТОРЫЙ НЕДАВНО ПРОШЕЛ В WINDOW PROJECT?
Прошлый год начался не очень хорошо. Я, как человек чувствительный, до сих пор это переживаю, так как в детстве прошел через чеченскую войну в Грозном. У меня был период застоя, потому что в депрессии работать точно не хочется, идеи не приходят. Весь 2022 год был занят просто какими-то почеркушками, рефлексией, и не было никакой определенной работы. По прошествии года я решил, что хватит сидеть, надо что-то делать.
Собственно, у Window открылся большой слот, мы подумали, почему бы нам не начать рабочий сезон как раз с выставки в их пространстве. Естественно, на пустом месте мало что сделаешь, пришлось что-то накидывать. Делая наброски, я просто начал вспоминать детские моменты, которые меня всегда возвращают к жизни и вдохновляют. Потихоньку из этой темы вырастали сюжеты, собирались какие-то маленькие сценки. Большой мотивацией и вдохновением было рождение моей дочери. Возвращение к детским переживаниям и мыслям было основано на наблюдениях за маленьким ребенком, который радуется жизни несмотря ни на что. Для него существует только этот счастливый момент, а больше он ничего не знает и не хочет знать.
Так появились размышления о том, что маленький ребенок видит этот мир счастливым. Он думает, что так будет и дальше. Но потом ты вырастаешь и понимаешь, что мир состоит не из таких ярких и чистых цветов, он с бетонными стенами, с оружием, (здесь было слово, запрещенное в РФ), убийствами... Люди не такие прекрасные, какими их рисуют твои детские книги.
Появляется столкновение воображаемого мира и его реальности. На этом контрасте возникли какие-то образы. Например, играющий ребенок, который обожает в цирке клоунов, а потом он видит, как эти клоуны бьют друг другу морды за ларьком. Мир потихоньку переворачивается, все цветные краски перерастают в черно-белую палитру. У тебя есть факт существующего момента, но он уже не яркий, не цветной и не приносит тебе хороших эмоций.
Наверное, мне удобнее закапываться именно в детские воспоминания, потому что считаю, что у меня украли какую-то часть детства в связи с чеченской войной. Между тем, законсервировалось то ощущение прекрасного мира, о котором я мечтал и который представлял себе. Я пытаюсь сохранить это где-то в глубине, это такой живой источник, который помогает жить и работать дальше. Не знаю, насколько глубоко мне удалось копнуть, но после депрессивного 2022 года это первая попытка.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ ГОД ТЫ ВООБЩЕ НЕ РАБОТАЛ?
Да. Была только одна архивная выставка в резиденции для художников GRIDCHINHALL. Она очень хорошо подошла под повестку дня. Я был в Тбилиси, и мы дистанционно все организовывали. Больше никаких выставок не было, нового я ничего не производил. Сейчас у меня начался новый рабочий период — рефлексия стала приносить плоды. Я думаю, на 2-3 года этого запала хватит.
А КАК ПУБЛИКА В ТБИЛИСИ ВОСПРИНЯЛА ТВОЮ НОВУЮ ВЫСТАВКУ?
В большинстве своем люди испытывали надежду и возвращались в свое детство. Многие моментально вспоминали все свои детские фотографии с этих типичных утренников, где мальчики-зайчики, а девочки-снежинки. У грузин и русских практически одно советское прошлое. Все тут же начинали делиться своими воспоминаниями об этом. Это было мило, потому что получился такой скачок во времени назад, и появилась атмосфера ностальгии.
Идея этого контраста со взрослым миром тоже всех очень зацепила и была понятна. Мне вообще очень нравится быть достаточно простым в своих высказываниях, чтобы любой человек мог посмотреть и понять вопросы, о которых я размышляю. Я стараюсь быть искренним. Надеюсь, люди это чувствуют.
Настроение на открытии было очень даже приятное. Все вдруг превратились в маленьких детей. Нравилось смотреть на взрослых серьезных женщин и мужчин, которые вдруг улыбались, обменивались воспоминаниями. Дети — мои основные зрители — тоже были в восторге.
ТЫ КАК ХУДОЖНИК ЧУВСТВУЕШЬ РАЗНИЦУ В РАБОТЕ С ОНЛАЙН-ГАЛЕРЕЙ SAMPLE И ТАКИМ ПРОЕКТОМ КАК WINDOW?
Когда Sample только начинали, у них было много проектов: аукционы, выставки и так далее. У них нет своего пространства, но мероприятия были всегда. Мы познакомились, когда и они, и я были в начале своего пути. В итоге они были моим агентом и посредником между галереей «Триумф» и помогли с выставкой в ММОМА. Они кажутся маленьким онлайн-проектом, но, на самом деле, делают много интересных оффлайн-выходов. Сейчас мы также сотрудничаем, но ищем подходящие нашему партнерству форматы. Ребята много занимаются предметным и интерьерным дизайном, и я думаю где-то в этой плоскости мы вновь пересечемся.
В Тбилиси мне посчастливилось познакомиться с Window Project. Первый раз я участвовал в групповой выставке, потом мы сделали персональное шоу. Сейчас мне, конечно, гораздо удобнее работать с Window, потому что я живу в Тбилиси, и через них выходить на международную арену. Хотя с Sample также есть несколько задумок, ориентированных на Европу. Я надеюсь, что они вскоре осуществятся.
ВДОХНОВЛЯЕТ ЛИ КАК-ТО ПО-ОСОБЕННОМУ ТЕБЯ ГРУЗИЯ? ЗАМЕТИЛ ЛИ ТЫ ИЗМЕНЕНИЯ В СВОЕМ ИСКУССТВЕ С ПЕРЕЕЗДОМ СЮДА?
Я думаю, в Грузии больше свободы и какой-то искренности. В моих картинах появилось больше цвета. Как я уже сказал, здесь у меня был период, когда я ничего не делал, а в таких случаях я по-старинке беру блокнотик, цветные ручки и начинаю что-то зарисовывать. Обычные вещи: стакан, бутылка — все что угодно, просто, чтобы работала рука. И эта практика дает новые идеи и обогащает. Поэтому здесь я стал обращать больше внимания на обычную бытовую повседневность, в которой вдруг, с таким пристальным наблюдением, замечаешь «под-реальность», то есть другую сторону всех этих обычных вещей. Они становятся прекрасными. В Грузии мне удалось спокойно в это погрузиться, увидеть в окружающем мире что-то необычное и скрытое.
МНЕ КАЖЕТСЯ, ТБИЛИСИ БОЛЕЕ СПОКОЙНЫЙ ГОРОД ПО СРАВНЕНИЮ С МОСКВОЙ. ЗДЕСЬ ЛУЧШЕ РАБОТАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖНИКАМ — МНОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ ЭТО ЗАМЕЧАЮТ, ПЕРЕЕХАВ СЮДА.
Да, здесь есть какое-то спокойствие. Честно, из Москвы я убегал, потому что поймал себя на той мысли, что бегаю целую неделю туда-сюда. В конце недели пытаюсь посмотреть на результат своей работы и понимаю, что ничего особенно-то я и не сделал. Иллюзия бурной деятельности присутствует в Москве. Я устал от этого.
Мы все любим говорить «завтра сделаю». Здесь есть другое — «послезавтра» или даже «послепослезавтра». Когда я приехал сюда впервые со своей московской энергией, то понял, что все время спотыкаюсь и поначалу не понимал почему. Потом сел и понял, что просто некуда бежать. Все люди здесь живут — именно живут! Конечно, они стремятся к своим целям и много работают, но внешне это выглядит абсолютно спокойным течением жизни. Деревья цветут, ветер дует, появляется даже мистическое единение с природой, несмотря на то, что мы находимся в бурлящем городе. Ты понимаешь, что можно отъехать от города и уже через 15 минут — ты в горах, а если поехать в другую сторону — ты на море. Здесь есть все. Посмотри направо, налево, вверх, вниз — и поймешь, что ты в том месте, где должен находиться. Ты спокоен и можно наслаждаться окружающим миром и изучать его. Это не означает, что здесь становишься поверхностным, наоборот, проще концентрируешься и больше углубляешься в процесс жизни.
МОЖЕШЬ НАЗВАТЬ СВОИ ЛЮБИМЫЕ МЕСТА В ТБИЛИСИ?
Как я уже отметил, здесь в 15 минутах от города — уже горы и лес. Мне нравится ездить на своем мотоцикле вокруг центральной горы Мтацминда, где можно увидеть супер разные места, деревни, людей и природу. Это один из многих способов в самый короткий момент времени оказаться из кипящего душного города в прохладе горных лесов и свежего воздуха. Правда иногда выпрыгивают дикие собаки, но ничего!
Я с детства очень люблю горы. Есть прекрасное местечко Годердзи, которое находится недалеко от Батуми. По сути из него ты спускаешься прямо с гор в снегу к самому морю на пляж. Бакуриани, Гудаури, прекрасные виды в Казбеги. В Грузии много таких контрастных мест, так что я призываю всех выезжать на природу и заряжаться духом жизни. Но в городе тоже есть множество тайных и приятных местечек.
ИНТЕРЕСНО, ЧТО У ТЕБЯ ЧАСТО ИЗ ОДНОЙ КАРТИНЫ В ДРУГУЮ КОЧУЮТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОБРАЗЫ. МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ, КТО ЭТО — ТВОИ ДРУЗЬЯ ИЛИ КАКИЕ-ТО ДОРОГИЕ СЕРДЦУ ПРЕДМЕТЫ?
Мне нравится такой подход — создавать некую Вселенную. Естественно, чтобы Вселенная действовала и жила, ей нужны точки опоры: персонажи, предметы и сюжеты. Это появилось само собой. Получается, это такая серия книг, в которой герой попадает в определенные условия и встречает разных персонажей, а потом перемещается в другую Вселенную и встречает уже других персонажей.
В моих картинах есть какие-то символические вещи: бабочки, цветочки, кувшинки. Теперь появилась новогодняя елка. Я не задумываю это изначально, но в процессе работы появляются такие символы, которые вмещают в себя определенное размышление. Мне это нравится — присутствует единый нарратив из проекта в проект.
ТЫ ТАКЖЕ ЧАСТО ПЕРЕХОДИШЬ ОТ ПРОСТЫХ СКЕТЧЕЙ К БОЛЬШИМ ФОРМАТАМ И СОЗДАЕШЬ ДОВОЛЬНО МАСШТАБНЫЕ ХОЛСТЫ. КАК В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ УЖИВАЮТСЯ ЭТИ ДВЕ ФОРМЫ?
Это большой вопрос. Один мой учитель говорил, что каждая идея требует своего индивидуального подхода и языка. Эта мысль всегда сидит у меня в голове, поэтому она не дает мне расслабиться и использовать одну и ту же технику.
Когда была выставка в ММОМА, там нужно было передать ощущения и мысли, которым хорошо подходила акварельная техника. Сейчас в проекте для Window Project мне захотелось уйти в комикс и графичность, где есть яркие персонажи и цвета. Это воспринимается совсем по-другому и наталкивает на иные размышления.
Когда совсем нет идей, то я работаю в маленьком блокнотике цветными ручками, делая наброски. Это еще один принцип, который появился во время учебы в Академии. Во время такой практики выходит идеальный эскиз, из которого можно сделать большую картину. Мне очень нравится, как выглядят эскизы размером с ладонь, и они не кажутся мне незначительными. Поэтому часто я старался масштабировать что-то маленькое из зарисовок на большой холст практически без изменений. Для меня эти бумажечки имеют большее значение, чем картина, — она уже вторична.
НАПРИМЕР, ЯРКО-ЖЕЛТЫЙ ЦЫПЛЕНОК? НЕДАВНО ВИДЕЛА ЭТУ КАРТИНУ В КОЛЛЕКЦИИ ДАНЫ МАТКОВСКОЙ, С КОТОРОЙ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ НЕДАВНО ВЫШЛО ИНТЕРВЬЮ.
Кажется, он уже попутешествовал! Его купили сразу же, потом несколько раз перепродали. Какой-то он вызвал ажиотаж.
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД ТЫ СТАЛ ЕЩЕ ПОПУЛЯРНЕЕ, А ЦЕНЫ НА ТВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СУЩЕСТВЕННО ВЫРОСЛИ. КАК ТЫ САМ ОЦЕНИВАЕШЬ ЭТОТ УСПЕХ?
Я уже говорил, что мне хочется быть достаточно простым и понятным, но при этом с подводными камнями и историями. Может быть, это работает, когда твой главный принцип — искренность. Надеюсь, что именно этот момент в диалоге со зрителем — работает.
Раньше я вкладывал в свое искусство какие-то замудренные идеи, которые приходилось потом еще долго объяснять и описывать. Я и сам в какой-то момент начал теряться и не понимал, зачем мне все это. При этом сейчас тоже не хочется быть поверхностным, но хочется говорить на понятном языке, который воспримет и моя бабушка, которой 93 года, и моя дочь, которой 2 года.
ТЫ СКАЗАЛ ПРО ИСКРЕННОСТЬ, И Я ВСПОМНИЛА СВОЕ НЕДАВНЕЕ ИНТЕРВЬЮ С КАТЕЙ СОРИАНО, ОНА ЖИВЕТ И РАБОТАЕТ В НЬЮ-ЙОРКЕ, А НАШ РАЗГОВОР БЫЛ О ТОМ, КАК УСТРОЕНА ТАМ АРТ-СЦЕНА. ОНА СКАЗАЛА ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ МЫСЛЬ, ЧТО ХУДОЖНИКАМ В НЬЮ-ЙОРКЕ ВАЖНО БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С САМИМИ СОБОЙ И С АУДИТОРИЕЙ.
Да, не мудрствовать лукаво. Хочется показаться важным, глубоким, интересным, а потом вдруг понимаешь, что ты точно такой же, как все остальные, у тебя самая обычная жизнь и повседневность.
МНЕ КАЖЕТСЯ, ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ СОВЕТ — БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И ИСКРЕННИМ.
Я очень люблю армянского художника Мартироса Сарьяна, который работал в сложный для Армении период — во время страшного геноцида. В его заметках написано, что он долго пытался найти способ рассказать через живопись людям об этом периоде. Но однажды он просто вышел во двор, посмотрел вокруг и вдруг понял, о чем надо говорить: не о том, что все страдают и потоплены в крови, а о том, что Армения — такая прекрасная страна, у нее такой величественный Арарат, тут — растет мушмула, там — еще что-то. Так и появился тот Сарьян, которого мы все с вами знаем, — яркая и непосредственная живопись, очень красивая и безумно глубокая, через которую он показал, за что страдают люди, что является вместилищем их духа и что всегда будет в их сердце.
ЗА КЕМ ТЫ СЛЕДИШЬ ИЗ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ?
Я хотел бы коллекционировать работы молодых художников, потихоньку что-то покупаю и посещаю выставки. Слежу за своими старыми друзьями из московской тусовки, которые остались в своем маленьком мире, который бесконечно подвергается нападениям и атакам сегодняшней российской реальности, но мне нравится, что они не сдаются и продолжают экспериментировать, работать и высказываться.
Из грузинских художников я бы выделил Русудан Хизанишвили, но это уже зрелый мастер. У нее такое восточное искусство и персидские мотивы со сказочными персонажами и историями. В Тбилиси очень хорошая поддержка молодых художников и часто можно посетить аукционы и выставки самых ярких и молодых, где мы собственно и покупаем что-то себе в коллекцию
Как раз сейчас дома накопилось приличное количество работ, и мы устраиваем экспозицию с той целью, чтобы люди приходили в гости и спрашивали, кто этот молодой художник.
А КАКОЕ У ТЕБЯ КОЛИЧЕСТВО РАБОТ В КОЛЛЕКЦИИ СЕЙЧАС?
Кажется, что под 100 работ уже есть. Я покупаю то, что мне нравится, а моя жена то, что нравится ей. Но еще что-то мы покупаем именно для детей.
ОГО! А ОНИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ВЫБОРЕ?
Да, мы стараемся, чтобы они учились чувствовать себя и развивались. Если им нравится, то мы берем.
ДУМАЮ, ЭТО ЗДОРОВО, КОГДА С РАННИХ ЛЕТ ПРИУЧАЕШЬ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ.
Да, еще это помогает самостоятельно мыслить и принимать решения. Моя дочь уже во всю рисует. Думаю, повесить ей холсты во всю стену и пусть пишет, что хочет. На даче у нас есть домашняя мастерская, там мы работаем вместе. Иногда присоединяется старший, но он больше спортсмен и футболист, хотя иногда и у него включается желание размазать краску по холсту и выразить свои эмоции.
МОЖЕШЬ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПЛАНАМИ?
Сейчас сложно что-то прогнозировать, но в разработке много идей, которые, я надеюсь, найдут себе выход, и диалог со зрителем состоится, несмотря на современные условности. Точного ничего не могу сказать. Будем работать, а дальше реальность подскажет как действовать. Главное оставаться чистым и искренним, а идеи не заставят себя ждать.