Где создается красота: в мастерской FRESH.GLASS

мастерская

Фото: Варвара Топленникова

26 January, 2023

24 января в пространстве Суперметалл открылась персональная выставка коллектива FRESH.GLASS, который занимается исследованием природы стекла и развивает его восприятие как материала, части архитектуры, скульптуры или предметов.

Мы побывали в мастерской у ребят и спросили их о самых классных реализованных проектах, чем стекло отличается от других материалов и что самое обидное они разбивали из своих предметов.

Выставка продлится до 24 февраля.

Сергей Мартынов

Сооснователь, художник и идеолог студии

КАКОВА ТВОЯ РОЛЬ В ПРОЕКТЕ?

Она довольно быстро трансформируется. На данном этапе — арт-директор студии, и больше занимаюсь развитием стратегического и художественного направления. За последние полгода мы сделали несколько выставок, в которых я принимал участие и как художник, и как мастер.

САМЫЙ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ FRESH.GLASS, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

​​Сам FRESH.GLASS! Очень сложно сказать, почти во все проекты вложено множество моральных сил. Как выставочный проект самый любимый — «Инстинкт Выживания», как первый мощный архитектурный проект — перегородки во Владивостоке: создание потолка из стеклянных панелей для спа-зоны гостиничного комплекса. А вообще — самые классные впереди.

ЧЕМ СТЕКЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ?

Стекло живое, люблю его за это. Непредсказуемое, местами покорное, а местами — проявляющее свою волю, в которой интересно видеть характер и следовать за его «мнением».

ЧТО САМОЕ ОБИДНОЕ РАЗБИВАЛОСЬ ИЗ СОЗДАННЫХ ТОБОЙ ПРЕДМЕТОВ?

Обидно разбивать предметы, когда они готовы. Везешь их на объект или выставку, момент невнимательности... И все! Сначала. Было несколько таких болезненных случаев.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Из классических — Рене Магритт.

ЧТО ТЕБЕ БЛИЖЕ — ДИЗАЙН ИЛИ ИСКУССТВО?

Живопись или еда?
Дизайн нас окружает, а искусство вдохновляет. Думаю, одно без другого невозможно.

Анастасия Вишнякова

Руководитель печного цеха, хранительница очагов FRESH.GLASS

КАКОВА ТВОЯ РОЛЬ В ПРОЕКТЕ?

Я главный мастер по печам. Все объекты, которые создает FRESH.GLASS, проходят через мои руки. Я храню технологии, помню, как что было сделано, готовлю фактуры для стекол и слежу за процессом изготовления.

САМЫЙ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ FRESH.GLASS, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

Мои любимые объекты — те, где мы опираемся на интересные свойства плавленного стекла: даем ему течь, матоветь, морщиться. Это, конечно, наши столешницы Gippo.

ЧЕМ СТЕКЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ?

Я очень люблю стекло. Влюбилась еще в школе, когда пришла в Строгановку на день открытых дверей на кафедру художественного стекла. Готовилась поступать только туда и никуда больше, отучилась и с тех пор работаю во FRESH.GLASS. Стекло для меня живое, обладающее своим сложным характером. Оно умеет быть очень разным, мало какой материал это может: гладким и шершавым, легким и тяжелым, приятным тактильно и острым, занозистым, пугающим, светлым, прозрачным и темным, глухим, напоминающим камень или смолу. Стекло — это на самом деле жидкость, которая течет постоянно, только слишком медленно для человеческого глаза, но мы, люди, видим его твердым и сравниваем с кристаллами. Эта противоречивость и многогранность меня завораживает. Стекло капризно, нужно точно знать, как с ним договориться, кропотливо создать максимально подходящие условия, чтобы оно сделало то, что ты хочешь. Моя работа — это не управление и властвование над материалом, а сотворчество с ним.

ЧТО САМОЕ ОБИДНОЕ РАЗБИВАЛОСЬ ИЗ СОЗДАННЫХ ТОБОЙ ПРЕДМЕТОВ?

О, сколько их было. Я каждый раз принимаю близко к сердцу, когда что-то бьется, ломается, не получается. Наверное, одна из самых болезненных историй — это столешница с вырезом в середине и загнутым вниз краем по всему периметру. Мы ее перепекали 8 раз, кажется. Каждый раз учитывали новые нюансы, чтобы исправить ошибку, но этого оказывалось недостаточно, что-то упускалось, и она трескалась.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Главный художник, которым я вдохновляюсь — это природа. Я очень люблю древнее искусство: Египет, Мезоамерика. Из более позднего могу назвать Рене Лалика, особенно раннего, вообще вдохновляюсь во многом модерном. Френк Ллойд Райт— навсегда в моем сердце. Из современных — Джудит Шехтер, Томас Денни, Бертил Валлиен, Харриет Биддингтон. Назову и несколько имен не из сферы стекла: Шишкин, Кандинский, Гигер, Чюрленис, из современников — Алексей Березняк, Роберто Ферри.

ЧТО ТЕБЕ БЛИЖЕ — ДИЗАЙН ИЛИ ИСКУССТВО?

Декоративно-прикладное искусство. Когда окружающие человека вещи уникальны, в них вложено много труда, мысли и красоты.

Константин Гвоздев

Сооснователь и технический директор студии, конструктор и инженер, главная опора и мощь

КАКОВА ТВОЯ РОЛЬ В ПРОЕКТЕ?

Фундаментальная. Занимаюсь всем.

САМЫЙ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ FRESH.GLASS, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

Владивосток SPA.

ЧЕМ СТЕКЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ?

Красивый, универсальный. Легко испортить.

ЧТО САМОЕ ОБИДНОЕ РАЗБИВАЛОСЬ ИЗ СОЗДАННЫХ ТОБОЙ ПРЕДМЕТОВ?

Столы Сбербанк.

ЧТО ТЕБЕ БЛИЖЕ — ДИЗАЙН ИЛИ ИСКУССТВО?

Дизайн.

  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле. Работа из коллекции «Инстинкт выживания»
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле. Работа из коллекции «Инстинкт выживания»
  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле. Столики «Камушки из моря»
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле. Столики «Камушки из моря»
  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
  • Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле
    Фото с экспозиции выставки FRESH.GLASS в Суперметалле

Даша Болховитина

Художник и идеолог студии

КАКОВА ТВОЯ РОЛЬ В ПРОЕКТЕ?

Иногда я могу рисовать — руками или на компьютере. Могу что-то вырезать и одновременно думать, собирать обсуждения, подметать, наливать чай, готовить, запекать стекло или в чертежах двигать линии. Могу согласовывать, решать, писать задачи — себе или другим — иногда уточнять или пытаться прояснить, договариваться о встречах и проводить их. Рассказывать, вновь думать и рисовать, ставить стекло в печь, шлифовать, точить, протирать, расставлять или менять какие-то наши представления. Созывать на обсуждение, чтобы принять решение, часто могу пытаться формулировать. Вроде это какие-то мелочи, но не могу назвать одним словом.

Я очень хочу поменять взгляд на стекло, рассказывать о том, какое оно может быть «другое»: тактильное, разговаривающее с тобой, порой даже слишком откровенное. Оно живое, и если общаться с ним и доверять, то получается что-то самоценное и самобытное... Это же удивительно!

Говорят, что я художник и идеолог студии. Мне это приятно. Идеологию мы закладываем все годы существования проекта: сейчас видны плоды, можно что-то пощупать и уловить.
Но вот о художнике спорный вопрос. Я хотела бы стать еще сильнее, и поэтому требовательна к себе.

Знаю, что я иногда странно себя веду, много чего слишком близко принимаю к сердцу, спорю без конца, хочу доделать все до конца. Во FRESH.GLASS, мне кажется, у меня получается направлять силы в нужное русло. Как-то собрать все. Если мы решим, что идем к одной цели, поверим в нее, то будем очень сильными. Это восхищает! Я думаю, это потому что мы очень разные, и поэтому может случаться такой пыл.

САМЫЙ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ FRESH.GLASS, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

Мне кажется, самый классный проект — это то, что мы сейчас смогли сказать о трех наших направлениях (это архитектурные проекты, разработка серийного дизайна FRESH.GLASS Design и художественная практика FRESH.GLASS Art), таких жутко разных, на самом деле. Нужно иметь кучу терпения и сил, чтобы их привести в по-настоящему работающую структуру. За эти полгода мы сделали три выставки, и попали еще в две, на которых сейчас висят или стоят наши предметы из коллекций. До сих пор не могу осознать.

ЧЕМ СТЕКЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ?

Потому что оно слышит и слушает, ну и разговаривает само. Оно бывает очень разным и непредсказуемым. Говорят, любовь — это когда ты не перестаешь удивляться. Может, это то самое. Я давненько по уши в него влюбилась!

ЧТО САМОЕ ОБИДНОЕ РАЗБИВАЛОСЬ ИЗ СОЗДАННЫХ ТОБОЙ ПРЕДМЕТОВ?

Да мне всегда грустно, когда что-то разбивается, и не только когда это созданное мной. Учусь принимать это переходное состояние. На самом деле, давно собираю и перепекаю в кубики разбившееся. Это дает радость и сил — видеть новую форму того, что служило еще недавно в другой роли.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Меня вдохновляет Ютта Куни Франц и ее история. Она была совсем молода, когда наделала сдвигов в восприятии объемов внутри стекла. Да и вообще технически «дала жару», конечно. Она крутая, ничего не боялась. Еще мне очень откликается то, как работает Лене Бодкер: всегда в каких-то классных костюмах, где-то на природе в пыли и где угодно, — стучит по стеклу, вылепливает формы. У нее такое мягкое и терпеливое взаимодействие, обволакивающее, — это магнитит. Обожаю Христо и Жанну-Клод — эта легкость, эти сложные по воплощению идеи, но при этом такие простые по ощущениям, парящие, очищающие. Это что-то невозможное, похоже на какое-то дурачество.

ЧТО ТЕБЕ БЛИЖЕ — ДИЗАЙН ИЛИ ИСКУССТВО?

А я сама уже не знаю, что есть что. Думаю, сейчас все едино. И там, и там есть равноценно сложные, прекрасные вещи. И дизайн, и искусство — это выражение прошлого, настоящего, будущего, это мысли людей, которые живут и чувствуют.

Кристина Бароева

Креативный менеджер и идеолог

КАКОВА ТВОЯ РОЛЬ В ПРОЕКТЕ?

Формирование бренда FRESH.GLASS и его продвижение, создание и поддержание ценностей. Организация участия FRESH.GLASS в российских и международных выставках, ярмарках и конкурсах.

САМЫЙ КЛАССНЫЙ ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ FRESH.GLASS, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

Пожалуй, сильные и приятные ощущения у меня вызывают мысли о наших собственных сериях и коллекциях. Их пока немного, но думать и развивать хочется именно их. С проектом модульных светильников olollo у меня связаны исключительные, трепетные, теплые чувства. Для меня он ребеночек, который вырос из маленькой почеркушки на бумажке до полноценного проекта, который теперь представлен на выставке «Придумано и сделано в России». Его визуал на всех уровнях, от формы до фактуры, самым сильным образом откликается моему внутреннему эстету. Поэтому, наверное, он любимый.

ЧЕМ СТЕКЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ?

Я училась на Дизайне мебели в Строгановке, со стеклом меня связывала, разве что оконная рама. Год назад я и понятия не имела, что буду работать с этим материалом на постоянной основе и в полной мере. На самом деле, мало кто в целом осведомлен о его бесконечных возможностях, о его микромире внутри толщи стекла. Я это все жадно начала перенимать на подсознательном уровне, можно сказать, целиком и полностью переняла эстетику стекла во FRESH.GLASS и с первого дня погрузилась в ценности и смыслы, которые ребята вкладывают уже много лет. Стекло — это определенно гигантский этап в моей жизни, который пока продолжается!

ЧТО САМОЕ ОБИДНОЕ РАЗБИВАЛОСЬ ИЗ СОЗДАННЫХ ТОБОЙ ПРЕДМЕТОВ?

Я не мастер и редко бывает, что я помогаю в печных. В редких случаях меня просят подать ведро с гипсом или протереть салфеткой стекло, но, что касается разрушения или случайных разбиваний, — это точно про меня!

Однажды из печи вышли просто космические длинные полукруглые плафоны с невероятно красивыми затеками. Когда их подсвечивали, было ощущение, что в них таится космос!
Ребята благополучно поставили их на пол вертикально и подсветили снизу (надо еще уточнить, что они были максимально хрупкие, стекло тончайшее). И вот в один из вечеров мы игрались с синей подсветкой от проектора, делали красивые снимки, я решила сделать очередную фотографию, встала на одну ногу и запрокинула голову назад. Естественно я потеряла равновесие и рухнула на стекло. Плафон разлетелся на мельчайшие крупицы!Занавес! Это был самый первый стеклянный предмет, который меня тогда впечатлял своей необыкновенностью. До сих пор сохранились только снимки и то самое эпичное видео, как я разбиваю свою первую любовь.

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Я через соцсети и журналы слежу за очень большим количеством дизайнеров, художников, причем из разных сфер. Мне нужно быть в курсе всех событий. Но при этом я задумалась, кого же могу выделить и затрудняюсь ответить. Я бы сказала, что в разные периоды тот или иной творческий человек создает то, что горячо откликается и это достойно того, чтобы переслать десяти ближайшим друзьям, сделать скрин, сохранить и потом пересматривать еще несколько дней. Либо это просто останется у меня в памяти для галочки.

ЧТО ТЕБЕ БЛИЖЕ — ДИЗАЙН ИЛИ ИСКУССТВО?

Дизайн и искусство! Я люблю глазами. Дизайн — это про понятность, про человека и для человека, он направлен на потребности. Когда проектируют стул, его эргономика диктует дизайн. Когда дизайн и концепция диктует эргономику — это искусство. В обоих случаях мне будет это интересно!

Искусство про глубину, про то, что не лежит на поверхности. Когда нужно сначала прочитать, потом перечитать, и понять, что хотел сказать автор и насладиться искусством. И это я не только про современные искусство. Особенно обожаю когда дизайн и искусство пограничны, это прям высшая степень любви! Пример — соковыжималка Филиппа Старка для бренда Alessi.

мастерская

Фото: Варвара Топленникова

26 January, 2023