Где создается красота: в мастерской J.Kim
Объединение любит снимать мастерские художников, и рассказывать из чего рождается искусство. Среди фэшн-дизайнеров встречаются самые настоящие художники, и их мастерские мы давно вам хотели показать. Открывает рубрику Женя Ким, дизайнер и основатель одноименного бренда, которой удается редкое в наши дни: создавать новые силуэты, работать с наследием Кореи и Узбекистана, а также возрождать национальные промыслы.
О тюках и коллекции про канатоходца, поиске своей идентичности и упорном достижении нужного результата мы с ней поговорили в ее новом пространстве, перенесенном из Москвы в Узбекистан.
ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ РАЗГОВОР С ВАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ. КАК ЗДЕСЬ ВСЕ УСТРОЕНО? ПОМНЮ, ЧТО БЫЛИ ПЛАНЫ ПРО БУДУЩИЕ РЕЗИДЕНЦИИ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В J. KIM HOUSE.
В нынешней мастерской расположено наше рабочее место: экспериментальный цех, где мы отшиваем образцы. Рядом — офис, выставочное пространство-шоурум, где мы принимаем наших посетителей по записи.
У нас есть отдельная постройка с летней кухней и комната, которую мы предоставляем для наших сотрудников. По центру основного здания расположена большая комната, которая используется для мероприятий. Слева пространство, где мы проводили съемку, справа — офис. На втором этаже — рабочий зал с портными и конструктором. Есть еще складское помещение, где мы храним ткани.
В будущем мы действительно планируем построить собственный дом-мастерскую, где будет также расположена арт-резиденция, в которой мы будем организовывать различные коллаборации между ремесленниками и современными художниками.
БЫЛО БЫ ЗДОРОВО УЗНАТЬ ПРО САМО ЗДАНИЕ. ОНО ИСТОРИЧЕСКОЕ?
Удивительно, но нет: оно было построено в конце 90-х. А красивая лепнина — дело рук хозяина, который очень любит чертить и вместе с мастером в свободное время работал над дизайном на потолках.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ В МАСТЕРСКОЙ, КАК У ВАС УСТРОЕНА РУТИНА?
С понедельника по среду я занимаюсь всеми организационными вопросами. Со второй половины среды и до конца недели – творческими.
И ЕЩЕ, НАВЕРНОЕ, ВЫРАЖЕНА СЕЗОННОСТЬ? КАК В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПАРИЖСКОЙ НЕДЕЛИ МОДЫ.
Ближе к началу недели моды в Париже все занято творческими делами. У меня все запланировано на полгода вперед: есть заранее известные даты главных событий. Расписание недели моды, например, не меняется. Я точно знаю, что в феврале и сентябре буду в Париже. До этого нужно построить конкретные шаги: создание новой коллекции, подготовка к шоуруму, подготовка медиаматериалов.
КАКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ВЫ ОБЫЧНО РИСУЕТЕ ЭСКИЗЫ?
Механическим карандашом. И в этом я себе не изменяю, потому что в колледже очень любила конструирование и черчение. Мне нравится тонкая линия, порядок и чистота в эскизах, а для этого нужен хорошо заточенный грифель. Я училась в художественной школе и даже на уроках живописи набирала акварельные краски так, чтобы они по консистенции были похожи на гуашь, поскольку не люблю материалы, которые не могу контролировать — мне нужен порядок во всем.
Сейчас у меня есть шаблоны с моделями, на которых я рисую, чтобы не тратить на это время. Я всегда это делаю от руки, потому что так лучше чувствую.
А ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ДУМАЛИ, ЧТО СТАНЕТЕ ДИЗАЙНЕРОМ?
Мама рассказывала, что в возврате двух лет я начала испытывать интерес к тканям и одежде — вырезала кусочки тканей из занавесок и скрепляла между собой, пытаясь создать форму того или иного предмета одежды. Кроме того, меня воспитывала тетя, которая шьет всю жизнь и своим примером привила мне любовь к созданию костюмов.
С детства я любила шить одежду куклам: добавляла карманы на брюках, придумывала сумочки и необычные детали. А по вечерам собирала консилиум, и мы выбирали, в чем я пойду завтра в детский сад. Мне всегда было важно, как я выгляжу.
ВДОХНОВЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕМОЙ, НАВЕРНОЕ, ПРИШЛО УЖЕ В КАКОМ-ТО ОСОЗНАННОМ ВОЗРАСТЕ?
Да, конечно. В моем случае это произошло в 2015 году. А уже в 2016 я делала худи с бахромой на капюшонах и бисерной отделкой на шнурках. Мы снимали эту коллекцию здесь, в Узбекистане, на местных жительницах. На тот момент это не было так популярно и даже вызывало удивление, мне многие говорили, что съемка больше напоминает журнал National Geographic. Это был смелый поступок: можно сказать, я шла против того, что считалось модным в фэшн-индустрии. Но для меня это было важно, поскольку уже тогда была сильная потребность обратить внимание к тому месту, где я родилась, посредством творчества и поменять отношение в России к Узбекистану и узбекам, в частности.
ИНТЕРЕСНО, ИЗ ТОЧКИ СЕЙЧАС ВСЕ КАЖЕТСЯ ЛОГИЧНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ШАГОВ.
Трудно оценить правильность выбранных шагов, потому что интереса к моей работе было сильно меньше, чем я того желала. Я начала создавать коллекцию корё-сарам после поездки в Лондон и курсов в Сент Мартинсе. Там я впервые столкнулась с тем, что все очень удивлялись, что я азиатка, но говорю с сильным русским акцентом. Я училась с японцами и китайцами с ясной национальной идентичностью, они четко осознавали свое происхождение и свой родной язык. А я даже не знаю корейский!
Один парень спросил, кем я себя ощущаю, но я не смогла ему ответить и даже не поняла, что значит этот вопрос. Зато эта мысль сильно засела в голове и не давала покоя. Тогда я начала делать коллекцию, потому что это было мое личное исследование о таких же, как я. Я спрашивала других людей, кем они себя ощущают, чтобы лучше понять себя. В тот момент я начала больше узнавать про корё-сарам, так и сложилась коллекция.
А СРАЗУ ЛИ ВЫ НАШЛИ СЕБЕ ТЕХ МАСТЕРОВ, С КОТОРЫМИ РАБОТАЕТЕ И СОЗДАЕТЕ КАЖДУЮ ВЕЩЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА?
Это было долго и сложно. В Узбекистане я работала одна и хотела научить местных мастеров создавать более сложные вещи, к которым здесь не привыкли. Я тратила по 4-5 месяцев работы с ними в цехах, обучая, рассказывая, но это ничем не заканчивалось. Я наивно полагала, что это можно сделать за короткий период времени, но для таких перемен нужны годы.
Я потратила много времени: год искала портных, а мастеров-ремесленников еще дольше. У нас есть худи, которые обшиты бисером вручную крючком. Полгода потребовалось, чтобы обучить людей делать ручную обвязку качественно и одинаково: каждый раз я получала разную длину стежков и разное количество бисера. Но я точно знала, чего хочу, и приезжала к мастерам в область, где мы совместными усилиями добивались нужного результата. Суммарно работа по созданию коллекции, в которую вошли знаковые для бренда вещи с ручной работой, заняла год. Иногда я сама забываю, сколько прошла и сделала, чтобы все было так.
И ЭТО МЕСТНЫЕ МАСТЕРА? КАК ВЫ ИХ НАХОДИЛИ?
Да, это местные мастера. Я ездила по разным городам в Узбекистане и выбирала тех, кто может мне помочь и кто был заинтересован создать что-то новое. Я искала продавцов предметов ремесленного труда, знакомилась и с их помощью искала контакты. Узбекистан достаточно маленький, особенно если говорить об определенной сфере — все знают друг друга через 2-3 рукопожатия. В этом процессе помимо очевидных трудностей было очень много вдохновения.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ВЫ СОХРАНЯЕТЕ АРТИЗАНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ УЗБЕКИСТАНА.
И да, и нет. То, что делаем мы в бренде, едва ли можно назвать сохранением артизанальных практик, для этого нужно привлекать очень большие деньги для того, чтобы помочь мастерам хорошо зарабатывать на своем ремесле, которых у нишевого бренда просто нет. Все, что создается вручную, занимает много времени и сил. Нужно обеспечить ремесленников оборудованием, качественными условиями труда, оптимизировать процесс и внедрить систему для того, чтобы понизить количество брака. Есть очень сложные вопросы, над которыми нужно работать. Я хотела бы прийти к тому, чтобы помогать им. Не просто давать работу, а чтобы они понимали, как на этом можно зарабатывать и развивать свой труд, передавать это от поколения к поколению.
СЛУШАЯ ВСЮ ЭТУ ЧЕРЕДУ ЛОГИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ, ХОЧЕТСЯ ВАМ ЗАДАТЬ ТАКОЙ ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС. СЛУЧАЮТСЯ ЛИ У ВАС ДНИ, КОГДА ВЫ ВООБЩЕ НЕ МОЖЕТЕ НИЧЕГО СДЕЛАТЬ. НАПРИМЕР, НЕ ПРИХОДИТ ВДОХНОВЕНИЕ?
Я очень предусмотрительная, у меня на все всегда должен быть ответ. Творческий кризис, когда я ничего не могу нарисовать, — происходит иногда, но на этот случай у меня есть список задач, которые можно делать в пассивном состоянии. Если творчество не идет, то в этот момент я могу назначить встречу и решить какие-то организационные вопросы. Если все совсем плохо, то у меня есть список фильмов, которые нужно просмотреть, или выставок, которые нужно посетить. Я считаю, что это тоже часть моей работы.
ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ПРО ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ — НАВЕРНОЕ, ЭТО ТОЧНО НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЕИ?
Мне важно выезжать куда-то путешествовать из Узбекистана. Сейчас я работаю над тем, чтобы команда стала более независимой, и я могла больше времени посвящать экспедициям. Недавно я съездила на два дня в Андижан и несколько часов провела в доме у одного мужчины. Разговор с ним вдохновил на следующую коллекцию. Он был канатоходцем в передвижном цирке, которого сейчас уже нет, но он проводит представления у себя дома. Это человек, который очень увлечен своей профессией, и это мотивирует его каждый день. Если говорить о моем вдохновении, то это точно люди, которые выстраивают свой собственный мир и со страстью относятся к своему делу.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ПОГОВОРИТЬ ПРО ОБЪЕКТЫ: КАК РАЗ ВАШИ НАРЯДЫ Я ВОСПРИНИМАЮ КАК ТАКИЕ ДОВОЛЬНО АБСТРАКТНЫЕ СКУЛЬПТУРНЫЕ ФОРМЫ. ДОЛГО ЛИ НАХОДЯТСЯ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ И ЭЛЕМЕНТЫ? НАПРИМЕР, ВОТ ЭТОТ ВАЖНЫЙ ДЛЯ ПОСЛЕДНЕЙ КОЛЛЕКЦИИ КАРМАШЕК?
Каждый раз, когда я видела тюки, они вызывали у меня внутри очень теплое чувство. В наших архивных семейных видео я увидела эти картюки, которые у нас (прим. у корё-сарам) называются кундыми. И поняла, откуда у меня к ним необъяснимая любовь: моя бабушка делала точно такие же тюки по цвету, как мой первый пуховик. Меня даже в дрожь бросило — на том видео мне лет пять, но я этого не помню. Видимо, меня это так впечатлило, что потом через 20 лет я сделала такую куртку.
Вот так родилась эта форма. Новую форму тяжело создавать, но еще сложнее сделать так, чтобы она за тобой закрепилась. В случае с тюками получилось искренне и концептуально: это детская история, наполненная многими смыслами. Я делала коллекцию про корейцев, про передвижение. Все самые ценные вещи они переносят в этих тюках. Так родился и этот пуховик, который выглядит так, как будто на тебе много-много этих тюков.
КАКОЕ МЕСТО У ВАС В СЕРДЦЕ ЗАНИМАЕТ МАСТЕРСКАЯ И УЗБЕКИСТАН КАК СТРАНА, В КОТОРОЙ БРЕНД ПОЛНОСТЬЮ СУЩЕСТВУЕТ?
Когда началась (здесь было слово, запрещенное в РФ), я планировала переезд в Нью-Йорк и получение визы талантов, однако все пошло по другому сценарию — я почувствовала, что хочу остаться здесь, в Узбекистане, поскольку это действительно то, что придает смысл моей работе — понимание того, что ты действительно на что-то влияешь. Это мое осознанное желание вкладывать силы в развитие дизайна здесь.
Кроме того, нам удалось найти этот чудесный дом, где, на мой взгляд, создана атмосфера сплоченности и семьи, в которой команде комфортно находиться и взаимодействовать друг с другом.