Где создается красота: в мастерской у Бориса Чайки
Борис Чайка — новый художник «Объединения»: его нежные керамические объекты напоминают то античные вазы, то нежные букеты цветов. Марина Анциперова поговорила с ним о том, как периоды в творчестве сменяют один другой, а поддержка художников вокруг помогает находить новое.
Холсты Бориса Чайки можно приобрести на сайте галереи SAMPLE.
СКОЛЬКО У ТЕБЯ ТАТУИРОВОК?
Я не считал, что-то около нескольких десятков. Я могу показать любимые, они у меня на коленях: одна и вторая.
САМ РИСОВАЛ ИЛИ ДОВЕРЯЕШЬ ДРУГИМ?
Я вообще не люблю рисовать. Я как раз занимаюсь абстракцией, потому что не хочу создавать никакие сюжеты. Как там у классиков, мысль изреченная есть ложь? В этом смысле керамика примерно то же самое. В татуировках же неизбежен сюжет, поэтому я не рисую их сам. Конечно, можно делать обобщенные формы, но это не мой стиль.
КАК ТЫ ПРИШЕЛ К СВОЕМУ ВИЗУАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ? ИНТЕРЕСНО, ЧТО УЧИЛСЯ НА СВАРЩИКА, А ДЕЛАЕШЬ РОЗОВЫЕ И НЕЖНЫЕ ВЕЩИ.
Конечно, можно поспекулировать на тему того, что мир вокруг довольно долгое время был какой-то брутальный: я работал сварщиком 4 года.
4 ГОДА — ЭТО ЖЕ ПОЧТИ ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ.
Об этом не жалею, скорее о том, что это была вредная работа, которая наверняка скажется на здоровье или уже сказалась. Может быть так, что в нежно-розовом сублимировалось то, чего мне не хватало. А может быть это было связано с характером: по жизни люди склонны воспринимать меня как агрессивного человека. Все, кто меня знает, удивляются контрасту моего характера и работ. Кажется органичным, что если твоя жизнь проходит в розовых тонах, то ты делаешь такие работы. А я веду себя по-другому и выгляжу, может быть, как-то не так.
А У ТЕБЯ ПО ЦВЕТАМ БЫЛ ДРУГОЙ ПЕРИОД, НЕ БЕЛО-РОЗОВЫЙ?
Кстати, розовый закончился. Я столько с ним работал, что можно сказать уже «разобрался с тобой, брат, уже не очень интересно». Смешно, потому что сейчас мне нравится голубой — как у Пикассо. Я много читаю и смотрю про Первую чеченскую войну, погружаюсь в эту тему запоями вот уже последние года три-четыре. И вот в прошлом августе я подумал, что пришло время, и я буду делать проект про войну. Наткнулся на всем известную обложку Vogue за май 1945, и она все во мне перевернула. И сейчас, когда началась (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ), может быть все эти мысли меня догнали, и поэтому голубой.
РАССКАЖИ С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ? ТЫ ИЗ СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВ?
Мне 28, рисовать я начал в 19. Все постоянно спрашивают: «А в детстве?». В детстве я ничего не делал, думаю потому, что у нас в семье не было принято такими штуками заниматься. А по итогу все так или иначе с этим связаны: сестра играет в театре. Но у всех это было как хобби, не более.
А вообще у меня семья рабочая, пролетарии. Когда я поступил в вуз, то учился на сварке. Потом познакомился со своим соседом по подъезду, он был из тусовки фотографов, околотворческая молодежь. Мы насмотрелись кино про стрит чуваков, и под влиянием фильма про «Зачем?» подумали, что тоже хотим заниматься стрит-артом. Довольно быстро выяснили, что для этого было бы довольно неплохо уметь рисовать, и я пошел учиться. Это было так здорово! Я столкнулся с реальностью, с которой не сталкивался: в мастерскую к художнику, у которого я учился, приходили какие-то классные чуваки, и они меня очень вдохновили. Так я решил стать художником.
КАКИЕ СЕЙЧАС У ТЕБЯ ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ? ТЫ ВОТ ЗАНЯЛСЯ КЕРАМИКОЙ.
Я давно этого хотел, а серьезно стал в этом направлении работать два года назад. До того это было больше ремесло. Первую мастерскую я снял лет пять назад, когда занимался живописью. Но иногда что-то лепил: мне вообще нравится пробовать разные медиумы. А потом даже купил свою печь в этом году, чтобы заниматься систематичней: раньше лепил в мастерской Алисы Гвоздевой, но сам себе придумывал бесконечные отговорки, чтобы отлынивать. «Я сегодня не приду, завтра я не могу». А теперь, когда у меня своя печь, могу заставить себя хоть каждый день работать.
ЧЕМ БЫ ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ ТЕПЕРЬ ЗАНЯТЬСЯ?
Все хочу цементом позаниматься, но для него нужно другое помещение. Вообще идей миллион: ткани, цемент, керамика. Хочется теперь большую печь. У меня маленькая — 40-50 литров, а хочется, чтобы 350! Гигантскую керамику делать.
КАЖЕТСЯ, ЧТО У ВАС В ПИТЕРЕ ЕСТЬ КАКОЙ-ТО КРУЖОК КЛАССНЫХ ХУДОЖНИКОВ. ВЫ ДРУЖИЛИ С МАШЕЙ КОРОЛЕВОЙ, АЛИСОЙ ГВОЗДЕВОЙ, ПОКА ОНА У ВАС ЖИЛА.
Я общаюсь с ними, да. Мы часто друг другу что-то подсказываем: сейчас Алиса красит деревянные штуки маслом, и я посоветовал посмотреть ей про холодный воск и в принципе про энкауистику. С Машей мы тоже что-то обсуждаем, общаемся как профессионалы про технические моменты. Конечно, то, что тебя окружает, на тебя влияет: как минимум узнаешь какие-то новые способы работы. Вот я губкой красил, потому что Маша тоже так красила, и я подумал, что нужно попробовать: вдруг так тушуется лучше. А потом перестал пользоваться губкой.
ЕЩЕ ИНТЕРЕСНО, ЧТО В ПИТЕРЕ ОЧЕНЬ ЗДОРОВО РАЗВИВАЕТСЯ АБСТРАКЦИЯ.
На такие вопросы мне сложно отвечать, потому что я вообще ни с кем не общаюсь, никуда не хожу. Живу в 10 минутах от мастерской, помогаю в одном месте про инклюзию, потом иду в студию, прихожу домой, гуляю с собаками и ложусь спать. Вот так я живу.
А ГДЕ ТЫ ПОМОГАЕШЬ?
В «Простых вещах». Как мы с тобой договорим, я поеду к Маше Королевой, она как раз сейчас монтирует фестиваль «Антон тут рядом», я буду тоже ей помогать в работе.
КСТАТИ, КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ НА ТЕБЯ ПОВЛИЯЛ?
Сложно сказать, но как будто бы все любят этого Ричи Кулвера. Он безумно крутой чувак. И почему-то мне вспомнился Фабр. Чуваки просто угорают и не парятся: только представьте, что происходит в голове у Фабра, как он думает «Я вам сейчас здесь все жуками обклею». Конечно, мне очень нравятся работы с крыльями — и в целом вся эта история про приколы и хорошее безумие.
А ТВОЯ ИСТОРИЯ КАКАЯ? ПРО ЧЕСТНОСТЬ С САМИМ СОБОЙ — ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ, НЕ ТО, ЧТО ОТ ТЕБЯ ЖДУТ?
Наверное, да, но это тоже растет из неуверенности в себе. Еще я довольно поздно стал заниматься искусством. А сейчас даже про синдром самозванца стремно говорить, потому что я, может быть, недостоин говорить про него! Поэтому и ничего не пишу в соцсетях. Понимаю, что люди, которые покупают твои работы и следят за тобой, хотели бы понимать, что вообще это, что такое? Но как будто бы все, что ты скажешь, будет неправда. И еще есть такой момент: что если они покупают мои работы и считают их клевыми, не потому что они клевые, а потому что я клево сказал?
ТЫ ДРУЖИШЬ СО СВОИМИ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ? ЗНАЕШЬ, ЧТО ЗА ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ТВОИ РАБОТЫ?
Если мы общаемся лично или покупают люди из инстаграма, то более-менее знаю. Мне почему-то запомнилась только одна девушка, она купила у меня вышивку. И у нее такая странная жизнь: она клоун-терапевт в хосписе. Я даже не ожидал такого, что у нее будет работа не самая легкая. Даже стало стыдно просить у нее деньги.
У МЕНЯ ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ АККАУНТ С СОБАЧКОЙ В ИНСТАГРАМЕ, ЕЕ ХОЗЯЙКА ПЕРЕОДЕВАЕТ И ВСЕ ВРЕМЯ СНИМАЕТ. МНЕ ВСЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, КТО ЖЕ ЭТА ХОЗЯЙКА! ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО СУДЕБНЫЙ ЮРИСТ.
К слову, я обожаю собак, у нас их две. И я помню, что когда мы тусовались, Алиса Гвоздева очень удивилась, до чего я нежный с собачками. А я на самом деле такой! Я плачу, когда смотрю на своих собачек, они такие прекрасные!