Где создается красота: в мастерской Ritul в Стамбуле

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Иван Ерофеев

30 November, 2022

Всей редакцией давно следим за художницей Ritul и любим ее неповторимых наивных персонажей. Поэтому не упустили шанс побывать в мастерской художницы в Стамбуле, где она сейчас живет и работает. Поговорили о том, каким образом создаются ее картины, как коллаборация с брендом Befree повлияла на ее карьеру и узнали, как гиперфиксация помогла художнице начать работать с печатью на одежде.

ЧТО ЗНАЧИТ ТВОЙ ПСЕВДОНИМ, И КАК ОБЫЧНО ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬСЯ НА ВЕЧЕРИНКАХ?

В 2011 году пришло время заводить Инстаграм! Классной идеей показалось назвать его своим именем, но еще лучше в уменьшительно-ласкательной форме — Ритуля. Во время написания возникли сомнения, как написать окончание «ля» на английском, но плохой интернет и лень прошептали, что нужно избавиться от него вовсе. Немного жаль, что на тот момент я не знала, что Ритул — это популярное индийское имя, и что в 2020 году я буду получать в хорошие дни по 20 новых сообщений в день от индусов. На сегодняшний момент у меня их заблокированных 4354 штуки.

Тем не менее, с кем-то я немного переписывалась, мне присылали фотки сестер (не знаю зачем). Или пару месяцев говорила, что буду общаться, если купите футболку, на что мне один ответил, конечно же, фоткой и сказал, что он студент, а денег у него у него нет. На этом мои вымогательства закончились.

На вечеринки, где надо представляться, — я не хожу. Но вообще представляюсь Ритой, чтобы не вызывать лишних вопросов.

КАК ТЫ РЕШИЛА СТАТЬ ХУДОЖНИЦЕЙ?

Хороший вопрос для рефлексии человека с плохой памятью, в которой я, к сожалению, совсем не конек. Думаю все началось с увлечения фотографией, потом — первый фотошоп, затем — навязчивая идея, что рисовать — это очень прикольно, и я тоже хочу уметь также. Кроме того, сыграла роль моя абсолютно ничем неудержимая тяга к канцелярии, цветным баночкам, палочкам, тетрадочкам. Тетрадочки, конечно же, долгое время были пустыми, как и у каждого уважающего себя художника, но затем что-то началось получаться, что-то стало нравиться мне самой, а потом и зрителям в Инстаграме.

Художественного образования у меня не случилось. Когда надо было поступать в университет, я совершенно не понимала, чего хочу от жизни, поэтому она попыталась сделать из меня профессионального отличителя рафинированного масла от нерафинированного — я закончила технологический институт. Но было несколько художественных курсов, из них самые любимые — подготовительные для поступления в Академию Штиглица. Их я не закончила, но очень любила!

НА КУРСАХ В АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА ПРЕПОДАВАЛИ АКАДЕМИЧЕСКУЮ ЖИВОПИСЬ, ТЕБЕ НРАВИЛОСЬ? СЕЙЧАС ТВОИ РАБОТЫ ДАЛЕКИ ОТ АКАДЕМИЗМА.

Я не фанат академической живописи, но хотелось немного впитать основ. Я ходила на живопись и графику и была приятно шокирована преподавателями — милыми дедулями, обожающими свою работу и полными энергии. Нравилась атмосфера академии: забитые гуашью раковины, запах красок и чьих-то костей в шкафах в коридоре, огромный центральный зал со стеклянной крышей. Конечно же, мое любимое место там было в магазинчике для студентов-художников с цветными баночками и палочками.

Мы рисовали карандашом гипсовые скульптуры, пытаясь понять устройство головы и тела, соблюдая перспективу и светотени. Раз в пару недель были наброски голых мужчин или женщин: им нужно было по таймеру менять позу примерно каждые 30 секунд, а нам — быстро зарисовывать. Такой формат мне нравился больше всего — быстро и сердито.

Живопись была не совсем академическая, это было рисование натюрмортов пятном, без каких-либо правил. В основном, преподаватель корректировал цвета: просил изменить сочетание теплого и холодного в тени и полутени и между предметами.

КАК ДАВНО ТЫ В СТАМБУЛЕ?

Я здесь с конца марта-апреля. Долго не получалось уехать, потому что у нас коты: рейсы постоянно переносились или отменялись. В итоге, я просто отстояла в живой очереди и купила билеты на Turkish Airlines. Изначально я хотела поехать со своей подругой в Грузию, но билетов уже не было. Мы решили перекантоваться в Стамбуле, но так тут и остались.

И КАК ТЕБЕ ГОРОД?

Не то, чтобы я много гуляю по городу. До переезда мы здесь были уже несколько раз. Мне нравится район Атакёй, где мы живем.

В другом месте я бы скорее всего не смогла так долго оставаться, и было бы больше мотивации суетиться насчет виз в другую страну. Мы тут как-то хорошо осели: здесь зелено, окна в пол, нет никакого шума и толп людей. А еще во дворе два уличных пушистых вдохновителя — коты Олуш и Мясик.

ТЫ ХОДИЛА В СТАМБУЛЕ В МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ?

Да, был какой-то заход в начале лета. Я прошлась по современным музеям, и больше всего мне понравилась выставка Хокни. Я не много знала о его искусстве. Но мне очень понравилось, что это была выставка его работ, сделанных на IPad — это не были картины в классическом понимании, а просто классно напечатанные холсты с деревьями в разное время года. Мне очень нравится, что он уже дедуля, но активный, что-то делает, сидит с сигарой в кустах и рисует. Мне бы тоже хотелось себе такую неунывающую старость.

А ГДЕ ТЫ ХОЧЕШЬ ЕЕ ВСТРЕТИТЬ?

Наверное мне особо без разницы, где ее встречать. Главное, чтобы была почта, интернет и условный Озон. Кстати, хорошо, что в Турции есть Trendyol, он помогает мне с моей тягой и склонностью к накопительству: уже купила кучу красок и косметики!

Я СЛЫШАЛА, ЧТО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СТАМБУЛЕ НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В РОССИИ.

Да, больше всего я здесь трачусь на краску. Раньше я часто использовала колерованную Tikkurila, обожаю ее консистенцию, приятный запах, матовый финиш и возможность запустить руку в банку. А здесь покупаю профессиональные бренды и пробую рисовать какими-то смешными турецкими марками. В магазине рядом с домом баночка Polycolor стоит 100 рублей, в то время как в Питере я покупала ее где-то за 1000! Краски здесь значительно дешевле. Холсты я тоже покупала здесь примерно за 800 рублей, в Питере это стоило около 1200, поэтому я на них особо не рисовала. Так получилось, что Befree заказали у меня большие картины для их офиса — пять штук размером около метра. Я купила здесь огромный кусок холста длиной 10 метров!

Кстати, быть в магазинах для художников мне нравится больше, чем в музее: те самые цветные баночки меня будоражат больше, чем картины. И даже когда я смотрю на работы других, то больше обращаю внимание не на то, как они в целом выглядят, а на то, как это сделано. Мне нравится подходить близко и рассматривать детали, думать о том, как это сделано. Нравится узнавать что-то новое: как льют эпоксидку, как дуть стекло или даже как делают накладные ногти.

У меня есть небольшая гиперфиксация на новых увлечениях. В один зимний вечер в прошлом году я решила делать ногти, поэтому в Стамбул переезжала с чемоданом, набитыми гель-лаками. Или, например, когда я начала вязать крючком балаклавы, то полностью выпала из жизни на месяц — просто не могла остановиться. Или еще раньше я отливала кашпо из бетона: все вокруг было испачкано, в пыли, меня не смущало, что я могу обнаружить себя на лестнице с 25-килограммовым мешком цемента, который я несу домой. Мой муж, конечно, обладает удивительным терпением! Сейчас тяжело погрузиться во что-то новое с головой, потому что в Стамбуле мы не навсегда и тяжело будет снова прощаться с моими сокровищами

КСТАТИ, А КАК ТВОЙ МУЖ РЕАГИРУЕТ НА ЭТИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ?

Он очень пунктуальный, любящий порядок, и ему тяжело дается мой хаос. У нас очень много ссор по этим поводам: почему я оставила канцелярский нож открытым, ножницы на полу, почему что-то недоделанное лежит уже неделю посреди комнаты, ну и почему я поела, раскрошив еду и облив диван. Это не совсем про мои эксперименты, но в периоды гиперфиксаций все гораздо активнее хаусоционирует. Мы уже давно живем вместе, и он привык, но иногда прорывается.

У ТЕБЯ ЖЕ БЫЛО ЕЩЕ УВЛЕЧЕНИЕ КЕРАМИКОЙ: ТЫ ДЕЛАЛА БРОШКИ, ТАРЕЛОЧКИ И ДРУГИЕ ВЕЩИ.

Да, я ходила в студию «Бисквит» в Питере: у них есть отличные курсы для скучающих домохозяек и после их прохождения дают безлимитные абонементы на лепку в студии. В какой-то момент я подумала, зачем мне ходить к ним, ведь я очень экономная, — куплю 30 килограмм глины и буду делать это дома. А также учиться гончарному мастерству не на профессиональном круге в студии, а дома на приспособлении с механизмом из стиральной машины, купленным на авито. Он стоял в так называемой комнате страха, вместе с бетоном. Я помню, что все было жутко расцентрованно, и у меня ничего не получалось, хотя в студии все было хорошо. Потом круг, к сожалению, пошел на помойку, потому что я кучу раз залила его водой и боялась, что что-то коротнет.

Последнее, что заняло меня до сегодняшнего момента — это трафаретная печать на футболках. Мне очень хотелось попробовать шелкографию, — конечно же самой. В классическом способе печати разобраться у меня не получилось, и я использовала альтернативный вариант, где вместо эмульсии на сетке берется самоклейка с вырезанным контуром иллюстрации.

В ИТОГЕ ОДЕЖДА С ТОБОЙ ОСТАЛАСЬ НАДОЛГО?

Она осталась надолго, потому что ее покупают, а меня это мотивирует. Вообще у меня недостаток самооценки — достаточно похвалить или посмеяться над моей шуткой, чтобы я расплылась. Плюс, мне очень нравится тиражировать: я люблю однообразную и монотонную работу, что-то повторять, чтобы этого было много, ну и чтобы покупали или хвалили.

С футболками я совсем погрузилась в печать. Довольно мало рисовала, потому что для печати достаточно придумать одну иллюстрацию и тиражировать. Некоторые принты вообще были придуманы с мыслью утром «надо напечатать что-то новое».

ТЕБЕ ТЯЖЕЛО РАССТАВАТЬСЯ СО СВОИМИ РАБОТАМИ?

Нет, я очень рада, что могу отправить их в лучший мир и делать что-то новое.

А ДЛЯ ТЕБЯ САМОЙ ВАЖНО НАРЯЖАТЬСЯ ИЛИ ПРОДУМЫВАТЬ СТИЛЬ?

Нет, я как Стив Джобс. Мне нравится совершенно простая одежда, я не люблю принты на себе. У меня есть пара футболок из коллаборации с Befree, но и то я их выворачиваю наизнанку, потому что мне не нравятся рисунки на себе, как будто они отвлекают. Круто, когда у тебя в шкафу всего три вещи и их не надо выбирать, не надо париться, с чем комбинировать. Так что наряжаться мне не нравится.

ЧТО ПРОИСХОДИЛО ПОСЛЕ ТВОЕЙ КОЛЛАБОРАЦИИ С BEFREE: ТЫ ПОЧУВСТВОВАЛА, ЧТО ПОЯВИЛСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ТЕБЕ?

Я не считала, но человек 200 точно подписалось в Инстаграме. Было приятно, такой неожиданный бонус. Также приятно, что мои знакомые и друзья что-то покупали. Все скидывали фотки в футболках и отмечали меня. Теперь все вернулось на круги своя, все как обычно. Чувства уверенности после коллаборации хватило примерно на месяц. Не знаю, через сколько лет я смогу оформить портфолио на своем сайте, но точно добавлю это как хороший кейс.

ПЛАНИРУЕШЬ ЛИ ЕЩЕ С КЕМ-НИБУДЬ КОЛЛАБОРИРОВАТЬСЯ?

Пока нет. Я постоянно занята чем-то важным: баночками с красками, заказами, уборкой кошачьих волос, приготовлением еды, — и вообще не могу сосредоточиться и кому-то написать, или оформить свое BIO и CV на сайте. Обычно все коллаборации у меня происходят с теми, кто сам мне что-то предлагает.

РАССКАЖИ, КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЕШЬ СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ НА КАРТИНАХ?

Знаешь, как будто, когда к любому пятну добавляешь глаза и рот, — оно становится живым. Я очень редко что-то придумываю заранее, у меня очень плохо получается рисовать по заданному сюжету. Если я хочу создать что-то определенное, то у меня какой-то ступор. В основном то, что я создаю, это что-то спонтанное, к чему потом я добавляю эмоции.

КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТИ МОРДОЧКИ ПОВТОРЯЮТСЯ.

Как будто это что-то плохое! Я думаю, что это нормально. Мне они пока не надоели. В целом, возможно, я уйду во что-то более абстрактное, неаккуратное и, может быть, даже без лиц.

Прорисовка стикеров Ritul для телеграма

ТЫ НЕ ХОЧЕШЬ УЙТИ В БОЛЬШИЕ ФОРМЫ? У ТЕБЯ БЫЛИ ПОПЫТКИ В УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО — Я ДАЖЕ НАШЛА ТВОЙ МУРАЛ В БАРСЕЛОНЕ.

Да, там была идея в том, чтобы я приехала и нарисовала еще внутри помещения свои работы. В итоге, все не сложилось, и я сделала только эскиз для двери, который потом их администратор вырезал из бумаги, распечатанной на А4, склеивал листы, вырезал и переносил — это не мой личный рисунок.

После переезда не хочется быть депортированной за уличный рисунок, но в Петербурге это было весело, хоть и тревожно. Я получала от этого удовольствие — на улицах было что-то помеченное мной, ощущала свой дом шире съемной квартиры. Еще я познакомилось с ребятами, которые рисуют на улицах, ходила пару раз на граффити-тусовки. Забавно окунуться совершенно в другую атмосферу.

В ОСНОВНОМ ТЫ СОЗДАЕШЬ МАЛЕНЬКИЕ КАРТИНКИ. В «ГАЛЕРЕЕШНОЙ» Я ПОКУПАЛА КАК РАЗ ТВОЮ МАЛЕНЬКУЮ КАРТИНКУ!

Обожаю маленький формат. Хотя в этом году я попробовала на вкус большой, рисуя на ненатянутом холсте. Натянутый холст, — он как будто демотивирует своей серьезностью

МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЭТОТ ГЛУБОКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ В СОЧЕТАНИИ С РОЗОВЫМ И БЕЖЕВЫМ НА ТВОЕМ НОВОМ ХОЛСТЕ.

Спасибо, я долго не могла придумать это сочетание. Сначала был черный, потом серый, потом сделала зеленый, припорошила его аэрографом и стало получше.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТВОИМ ПЕРСОНАЖАМ: МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ ВМЕСТЕ С НИМИ СОЗДАЕШЬ КАКУЮ-ТО ОТДЕЛЬНУЮ ВСЕЛЕННУЮ?

В основном, это что-то спонтанное и просто какие-то пятна. Иногда я делаю что-то на IPad, если получается, то сохраняю, либо рисую сразу на маленьких кусочках бумаги: если что-то не получается, то не жалко их выкинуть.

НАД ЧЕМ, ПОМИМО ХОЛСТОВ ДЛЯ BEFREE, ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Я активно туплю над созданием рисунков для благотворительного фонда «Гуманитарное действие» в Петербурге. Они хотят сделать мерч. Еще мы договорились, что я переделаю их презентационное видео. Также для своей мануфактуры в Питере я оставила подружке пустые футболки, краски, плоттер, пленку, чтобы она могла сама все печатать по моим рисункам. Мы решили, что заведем совместный аккаунт, чтобы она, по мере своих сил, сама выкладывала фото, а мой аккаунт не превращался совсем уж в магазин.

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Иван Ерофеев

30 November, 2022