Гид по уличному искусству в России: 18 проектов от Полярного круга до Нижегородских лесов
В разгар летнего сезона и планирования путешествия редакция «Объединения» составила гид из важных точек на карте российского паблик-арта — от спрятанных в лесах инсталляций до привлекающих всеобщее внимание надписей. Собранные проекты выполнены в разных техниках, масштабах и обстоятельствах, имеют разные задумки, но одно главное сходство — городское искусство недолговечно и хрупко, оно требует внимания и заботы.
«Пусть улицы будут праздником искусства для всех», — когда-то писал Владимир Маяковский в «Газете футуристов». С российским уличным искусством за последние десятилетия происходили разные метаморфозы. Некоторое время назад оно считалось достаточно маргинальным способом самовыражения и занимало роль теневой части культурного процесса. Со временем идей и людей, интересующихся уличным искусством, становилось больше. Общий запрос на новые формы способствовал тому, что уличное искусство привлекло внимание культуртрегеров, что в итоге и сделало его частью современной массовой культуры в России.
«Птичий квартал»
Автор: Андрей Сяйлев
Место: город Самара, улица Ленинградская, 23б
С 2020 года художник Андрей Сяйлев развивает проект под названием «Птичий квартал». Это пример уличной инсталляции, которая подразумевает партнерские отношения с городской средой, — автор собирал ненужные почтовые ящики, крепил их на стену, чтобы получились домики для птиц, высаживал вьющиеся растения, создавая в этом месте многогранную среду, в которой могли бы поселиться жители «Птичьего квартала». Уже 4 года Андрей ухаживает за этим проектом, и он не сбудется полностью, пока в нем не поселятся птицы.
Этот проект показывает, что уличное искусство может быть разным и не всегда визуальным. Это ценный пример, потому что он предлагает фокус на то, что городская среда — это гораздо более широкое пространство, в котором есть и архитектурные срезы, и предметные артефакты прошлого, и, в пику антропоцентричной модели городов, другие обитатели — например, птицы, которые часто не учитываются различными службами и девелоперами. Если будете в Самаре, то загляните сюда проверить, живет ли кто-то в «Птичьем квартале». А еще можно вдохновиться этим проектом и сделать в вашем городе что-то подобное.
«Звездные сиги идут на север»
Автор: Ольга Лесникова
Место: город Салехард, новый речной порт
Возможно, единственный арт-объект, расположенный на широте Северного полярного круга. Это абстрактная кинетическая композиция, которая соединяет знаковые символы места, — сюда приезжают увидеть полярное сияние, город стоит на реке Обь, а рыбы, само собой, важная часть всей экосистемы — из сиговой породы здесь водится нельма, ряпушка и щокура. Еще один проект из нашей подборки, центральной идеей которого стала аутентичность места и его природы. Только в этом примере проект выражает поэтическое отношение художницы к месту и создает новую мифологию.
С экспертной точки зрения любопытно то, что и для Северного полярного круга современное искусство стало способом говорить с новой аудиторией. А еще видно, что в идее проекта заложено глубокое уважение к символам места и к жителям, поэтому не удивительно, что арт-объект полюбился всем в городе и его хотят сохранять.
«Остановка»
Автор: Владимир Чернышев
Место: заброшенный садовый массив в Нижегородской области
Если захотите увидеть эту инсталляцию, то сначала ее потребуется найти: координаты можно узнать у художника Владимира Чернышева. Или запишитесь на визит в студию «Тихая», где с вами поделятся картой с описанием всех инсталляций и рисунков (уцелевших и нет) из авторской серии «Загородные практики». Будьте внимательны, следуйте карте и наслаждайтесь прогулкой. Подсказка от редакции: сейчас художник работает над новой инсталляцией и планирует завершить ее к концу лета.
Сам Владимир Чернышев в описании к работе говорит о том, что он подчеркивает бессмысленность некоторых способов благоустройства. Продолжая развивать эту мысль, каждый довольно быстро вспомнит аналогичные примеры с заборами, которые стоят там, где это никому не нужно или, противоположно — с дорогами без переходов там, где они как-раз нужны. Почему? Нипочему. Так и с проектом «Остановка», которая возведена где-то в лесу.
С другой стороны, если отходить от авторской версии, то получается тоже довольно интересный сценарий — гуляете вы по лесу и вдруг видите место, которое, в случае долгой прогулки и простой усталости, покажется вам оазисом. Тогда архетипическая форма советского модернизма может быть интерпретирована совсем иначе, здесь и березки, и звезды — просто сказка.
«Все это не сон»
Автор: Тимофей Радя
Место: город Выкса, лесопарк «Посадка»
Тимофей Радя говорит, что самое чистое уличное искусство это то, у которого нет лица. Его личность, сильно повлиявшая на современное искусство России, не подкреплена публичным образом — художник анонимен. Проект «Все это не сон» возведен в одном из самых некогда маргинальных мест города Выкса. В визуальном коде инсталляции как будто есть недосказанность и необъяснимость, обращенная к жителям маленького городка, — она находится в одном из самых темных мест, возникшем когда-то, вопреки житейской логике, в центре между жилым районом и рынком. Есть в этом факте нечто само по себе сюрреалистичное. А еще в этом лесопарке растут мачтовые сосны.
Идея создания этого проекта выросла из урбанистического исследования, которое инициировала творческая группа, работавшая в то время над фестивалем «Арт-Овраг» (прим. ред. — сейчас это фестиваль «Выкса», раньше он назывался «Арт-Овраг»). Куратор Антон Кочуркин и продюсер Юля Бычкова в аннотации к арт-объекту «Все это не сон» пишут, что ключевой пункт техзадания звучал так: «Надо пролить свет на гиблое место». И им вместе с художником это удалось сделать. После того, как установили инсталляцию, лесопарк постепенно стал восприниматься жителями как культурное место, поменялась аудитория, пришла молодежь и туристы. А по степени трансформации пространства и влияния на среду, возможно, это одно из самых сильных высказываний, сделанных проектными группами разных лет для фестиваля «Арт-Овраг» в Выксе.
В Выксе есть и другие примеры уличного искусства — например, муралы Эрика Булатова, арт-группы «ТОЙ» и Яна Посадского. Найти всю актуальную информацию о работах можно на сайте фестиваля.
«Зона для курения»
Автор: группировка ЗИП
Место: город Владивосток, территория ЦСИ «Заря»
Работа группировки ЗИП была создана во Владивостоке в 2018 году. Это открытая уличная скульптура-беседка, которая служит местом для курения и, конечно же, защищает от приморского ветра. Беседка напоминает китайские павильоны с яркими, неоновыми огнями, а на каждой из восьми граней на разных языках написана фраза «Место для курения».
Вокруг ЦСИ «Заря» создан и сохранен целый Музей под открытым небом. Здесь можно найти работы Валерия Чтака, Дмитрия Аске, Тимофея Ради и многих других. Все работы и информация о них собраны на сайте фабрики «Заря».
«Мы живем, под собою не чуя страны»
Автор: Ян Посадский
Место: город Воронеж, улица Пятницкого, 52
В 2020 году в Воронеже рядом с последним местом, где жил Осип Мандельштам, появился стрит-арт Яна Посадского со словами из эпиграммы поэта:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
Две строчки с двух сторон забора написаны как бы почерком Осипа Мандельштама. Чтобы его повторить, художник пользовался рукописью, сохранившейся из допроса поэта в тюрьме. Первоначально надпись была сделана на белом фоне черными буквами, а позже Ян Посадский ее перекрасил и сделал инверсию — теперь это черный фон и белые буквы. В доме, рядом с которым находится стрит-арт, Осип Мандельшам прожил с октября 1936 года по май 1937 года. В Воронеже он был в ссылке.
В этом же городе есть еще одна работа Яна Посадского, которая символически продолжает предыдущую и в которой художник изобразил силуэт Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой, приезжавшей навещать поэта. Этот стрит-арт называется «Поэт» и содержит строчки из стихотворения «Воронеж», написанного Анной Ахматовой:
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
«Мы — буквы, с нами текст»
Автор: Владимир Абих
Место: город Томск, проспект Ленина, 34а
«Русская культура особенно текстоцентрична» — говорит об этой работе автор Владимир Абих, и это действительно так. Текст в нашей стране всегда наделялся сакральным значением, он и исповедь, и проповедь. Возможно будет затруднительно подвести к глобальному обобщению, чтобы сказать о том, что российское уличное искусство текстоцентрично в целом, да и время меняется. Сегодняшние тенденции говорят о другом. Но последние 5-10 лет текстов в нем было действительно много и их очень любит аудитория — с уверенностью можно сказать, что каждый по памяти легко перечислит ряд названий.
Эта работа Владимира Абиха в определенном смысле стала канонической, потому что объединила несколько паттернов, — это текст о тексте, который играет со нескольким сверхценностями и включает в контекст среду, наделяя идею концептуальным прочтением. Работа расположена на научной библиотеке Томского государственного университета.
«Завтра мы попробуем снова»
Автор: арт-группа Явь
Место: город Санкт-Петербург (сейчас сохраненных проектов нет, следите за появлением новых в соцсетях арт-группы)
Арт-группа Явь известна политическим и социальным стрит-артом, ее авторы дают простые и точные визуальные определения настроениям в обществе. О новых проектах арт-группа сообщает в социальных сетях, но работы долго не живут, потому что городские службы их быстро закрашивают. Их проекты это, в первую очередь, способ коммуникации и зачастую, опять же, текстовые сообщения.
Среди самых известных работ арт-группы Явь — снеговики на Марсовом поле в 2016-м, символически заканчивающийся заряд батарейки в сопровождении слова «Терпение» в 2021-м, работа «Сигнал» с надписью «Пришельцы, прием, к нам пока не надо» на малом радиотелескопе в Пулковской обсерватории в 2022-м.
«Тюмень Южная» / «Тропические сны»
Автор: арт-группа «Фрукты»
Место: город Тюмень, улица Орджоникидзе, 3
«Тюмень — сибирский город, не избалованный тропическим южным солнцем. Находится в средних широтах, как и Пермь. И наверняка у жителей Тюмени, как и у пермяков, возникает потребность в тепле, солнце и море», — рассказывают участники группы.
Художники умело использовали пространство и с некоторой долей иронии изобразили тень от привычного всем городского дерева в виде пальмы. В работе тень одновременно и продолжение того, что уже есть, и что-то противоположное, радикально отличающееся от своего носителям. Тень появляется и исчезает, она не может существовать сама по себе, но многое рассказывает об объекте.
Работа была создана в рамках фестиваля «Морфология улиц», а в 2021 году арт-группа «Фрукты» выиграли с ней премию Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве». За 7 лет проведения фестиваля в Тюмени появилось 118 работ уличного искусства, все они нанесены на карту. Будьте внимательны, к сожалению, не все работы удалось сохранить.
«Агата»
Автор: Григорий Орехов
Место: город Москва, Столешников переулок, 10
В Столешниковом переулке скрыта инсталляция «Агата» Григория Орехова — пятиметровая скульптура из отполированной до блеска стали. Проект посвящен дочке художника и вдохновлен формой ее детской игрушки. «Когда родилась дочь Агата, меня пронзила мысль о том, что я обязан так выразить свою любовь к ней, чтобы это осталось навсегда. Четыре года назад я увидел на веранде неваляшку дочки — так появилась гигантская стальная игрушка: скульптура, совершенно непохожая на то, чему я учился», — рассказывает Орехов.
Созданная в 2017 году инсталляция дважды участвовала в Cosmoscow, выставлялась в галерее Saatchi в Лондоне, а с 2019 года обрела дом в переулке в центре столицы.
«АЯ»
Авторы: Дмитрий Пригов, команда художников Zukclub
Место: город Москва, улица Профсоюзная, 102/47
Масштабный мурал украшает торец одного из домов в «герцогстве Беляевском»— так называл свой любимый район Пригов — и является репликой стихограммы художника и поэта 80-х годов. Работа «АЯ» отсылает к самиздату, его перепечатанным на машинке и от того визуально искаженным текстам. Буквы, составляющие стихограмму, сходятся и расходятся, приоткрывая ответ на многократно повторенное «а я» — «не ты не он не они не вы».
Мурал появился в Беляево в 2014 году — его создали художники Zukclub по согласованию с московским департаментом культуры. Мурал нравился местным жителям, стал важной частью идентичности района, но оказался в уязвимой позиции уличного искусства. В 2022 году, несмотря на сбор подписей и протесты местных жителей и активистов, работа «АЯ» была закрашена во время ремонта фасада. Спустя некоторое время мурал был восстановлен командой других художников.
«Горький опыт»
Авторы: Артем Филатов, Иван Серый
Место: город Нижний Новгород, сквер имени Свердлова
Инсталляция расположена в городском сквере и притворяется непримечательной будкой, где продаются билеты. Светящаяся вывеска заигрывает с псевдонимом родившегося здесь известного писателя и отсылает к истории Нижнего Новгорода, переименованного в город Горький в честь литератора еще при его жизни. Авторы проекта заметили, как часто городские фестивали и события проходят под именем Горького, чья фигура до сих пор вызывает противоречия и споры. Продолжая традицию ссылок на писателя, художники создали альтернативную вселенную, фильмы, концерты и путешествия в которой связаны с его биографией.
«Мы взяли за основу отношения Горького с русским крестьянством, организованные писателем благотворительное кафе "Столбы" и новогодние елки для сирот, материалы из "Клинического архива гениальности и одаренности", идеи богостроительства, а так же очерки Горького о Соловках и "музыке толстых" — джазе», — говорят авторы проекта.
Киоск «Горький опыт» некоторое время находился в московском парке Горького, будучи частью местной паблик-арт программы, но в 2020 году переехал в Нижний Новгород, где он стоит по сей день.
«Я не хочу, чтобы было легко, я хочу ни о чем не жалеть»
Автор: проект «Это знак»
Место: город Санкт-Петербург, Севкабель Порт
Проект «Это знак» известен своими мотивирующими надписями, которые начали появляться в социальных сетях в 2021 году, в период пандемии. Основатели, Аслан Ибрагимов и Марат Богдалов, рассказывают, что главная цель проекта — поддержать и ободрить людей, ощущающих одиночество и тяжесть жизни в большом городе.
Одна из надписей — «Я не хочу, чтобы было легко, я хочу ни о чем не жалеть» — создана в коллаборации с Фондом борьбы с лейкемией. Это фраза врача-гематолога городской больницы им. Боткина. Работа размещена в спрятанной нише на набережной Севкабель Порта, чтобы зрители неожиданно сталкивались с ней: художники хотели побудить людей остановиться, поразмышлять над ее значением и задуматься о возможности помочь другим.
На территории Севкабель Порта можно увидеть и другие работы уличных художников. Подробный гид об этом составили «Стрит-арт хранение».
«Компас»
Автор: Nikita Nomerz
Место: город Астрахань, улица Коммунистическая, 9б
В 2013 году художник создал первую работу с образами «каменных» людей, которая стала отправной точкой в проекте «Части Целого». Графичные лица и фигуры, сложенные из множества деталей, символизируют процесс формирования личности человека благодаря накопленному опыту и взаимодействию с миром. Каждый образ в этой серии можно рассматривать как «пазл», вносящий свой вклад в абстрактный сюжет единой истории.
Работа «Компас» была создана в 2017 году в Астрахани и содержит собственные координаты — цифры, расположенные внизу, указывают на местоположение мурала.
«Частная луна» и «Частное солнце»
Автор: Леонид Тишков
Место: город Одинцово, парк Малевича
«Частная луна» — визуальная поэма Леонида Тишкова, продолжающаяся с 2003 года — история любви человека к луне в духе сюрреалистов. Образ луны художник позаимствовал у Рене Магритта и провел через серию фотографий и световых инсталляций.
Другая работа Тишкова — «Частное солнце» — сделана специально для парка Малевича и вновь навеяна Магриттом. Круг красного солнца ловит закатные лучи и светится, будто запутавшись в ветвях деревьев. Балюстрада, установленная на поляне, подчеркивает театральность и абсурдность зрелища.
«Яблоко»
Автор: Жанна Кадырова
Место: город Пермь, улица Ленина, 70
Инсталляция Жанны Кадыровой была установлена в 2011 году, в разгар пермской культурной революции, и стала первым объектом паблик-арт-программы Музея современного искусства PERMM. «Кожура» яблока сделана из зеленого кафеля, а основой объекта являются кирпичи, из которых были сложены стены старых пермских домов, снос которых наблюдала художница.
Надкушенное яблоко находится напротив городской библиотеки и подсвечивает хрупкость и значимость истории города. «Надкушенное яблоко — это город. В городе все чаще уничтожается старое. Коммерческие новостройки – это эстетическая травма в жизни горожан. Таким образом, в "яблоке-городе", от которого откусывают хаотично, по частям многочисленные инвесторы, девелоперы и прочие бизнесмены легкой руки, начинает проступать изъеденный временем исторический слой, его руины. Современные реконструкции городского пространства, не учитывающие историю места, вопреки своей функции благоустройства, воспринимаются как грубые "укусы", от которых тело города теряет свою целостность», — рассказывает художница.
«Забейка»
Автор: партизанское уличное движение сопротивления городским границам/ все
Место: везде, где есть заборы
Забейка — небольшая самодельная скамейка, позволяющая сесть на забор. Эта конструкция придумана как способ переосмыслить устройство и границы города — забейка позволяет сделать паузу, перевести дух и выразить протест против растущего количества заборов. Задумка проекта лежит на стыке уличного искусства и городского активизма, напоминая «партизанинг» Игоря Поносова, художника и исследователя уличного искусства. Однако если для Поносова важно конструктивное изменение среды, ее облагораживание, то адепты забеек, напротив, стремятся к деконструкции городского пространства, к ситуативному захвату.
Авторы проекта уже собрали и разместили забейки на заборах Екатеринбурга, Воронежа, Зеленограда и Москвы. Забейку можно собрать самостоятельно, следуя этой инструкции, или прийти на один из открытых распилов, которые регулярно организовывают авторы.
«Зачем»
Автор: все
Место: в Москве и всюду
В этом разделе не будет имен и не будет локаций, потому что «Зачем» это, в первую очередь, феномен. Явление без начала и без конца, свою сопричастность с которым может выразить в общем-то любой желающий. Тэги «Зачем» начали появляться в Москве в 1990-е, позже в других городах по всей России, а со временем и в мире. Надпись «Зачем» в разном контексте может выражать разный характер высказывания — социальный, абсурдистский, игровой. По сути, «Зачем» — это сложившееся самоорганизующееся сообщество, о каких мечтают современные новаторы-мыслители.
Тэги «Зачем» всюду и при этом у них нет лица — как с точки зрения имен, так и с точки зрения городской среды — это и есть слон в комнате, что-то очевидное, что люди не замечают. Есть несколько имен современных художников, которые фигурируют в числе основателей этой команды, но они не точные и отсутствие конкретики добавляет концептуальной остроты. А со временем у тэга «Зачем» появилось ироничное продолжение — «Затем» и «Загул».