Хороший пример: «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» в Русском музее

ВЫСТАВКИ

Автор: Анжела Гурциева

Фото: Предоставлены пресс-службой Русского музея

24 March, 2023

3 марта в Русском музее открылась выставка с произведениями 36 художников второй половины ХХ века из масштабного собрания генерального директора Музея AZ в Москве Наталии Опалевой.

Опираясь на комментарий художника-постановщика Анатолия Голышева, рассказываем подробнее об экспозиции в Мраморном дворце.

Присутствие личности коллекционера на выставке ощущается повсеместно — в выборе работ, в экспликациях, в организации и дизайне выставки. Как подчеркивает заведующий отделом новейших течений музея Александр Боровский, личное отношение, уважение и персональная близость к собираемым художникам стали главным коллекционерским принципом Наталии, который и был отображен в пространстве Мраморного дворца.

На выставке фигурируют работы мастеров андеграунда 1960–1980-х годов, которые московские посетители Музея AZ уже могли встречать, но в намного менее масштабных групповых проектах: помимо Анатолия Зверева, среди художников фигурируют такие большие имена, как Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Эрнст Неизвестный, Владимир Янкилевский, Эрик Булатов, Гриша Брускин и другие. Помимо живописных и графических работ, на выставке представлены медиа-инсталляции художника Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели.

Анатолий Голышев, художник-постановщик:
«В самом названии выставки «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» дан вектор построения экспозиции. Пластическое решение пространства представляет некий образ “ковчега” избранных произведений, плывущий во времени и пространстве по воображаемому млечному пути. Мягкий, нейтральный, ровный цвет всех поверхностей, создает ощущение словно “подвешенных в невесомости” картин и объединяет пространство. Лишь анфилада активных цветовых порталов как навигация с современной типографикой ведет посетителей все дальше и дальше. На архитектурную “ось” нанизаны разные по назначению залы, подготавливающие зрителя к восприятию коллекции. Перемещаясь сквозь порталы и обновляясь, мы каждый раз оказываемся в новой вселенной, где множественные миры созданы картинами художников».

При этом, основным ядром экспозиции является абстракция, порицаемая в те времена официальной властью, из-за чего многие художники-шестидесятники выталкивались на задворки культурной повестки. В то время как Лидия Мастеркова и Юрий Злотников оставались верны абстракции в своем творчестве, для многих из художников она была временным стилистическим пристанищем, необходимым для формирования последующего стиля. Отсылки к абстракции как нити, в разные периоды соединяющих художников как между собой, так и с поколением ранних авангардистов, считываются в конструктивистском экспозиционном дизайне.

Выставка продлится до 29 мая. Стоимость билета от 200 рублей.

ВЫСТАВКИ

Автор: Анжела Гурциева

Фото: Предоставлены пресс-службой Русского музея

24 March, 2023