A good example: “Parallel universes. From abstraction to artifact” exhibition at the Russian museum
Author: Angela Gurtsieva
Photos: provided by the press service of the Russian Museum
24 March, 2023
The Marble Palace is currently hosting an exhibition showcasing works from the extensive collection of Natalya Opaleva, the head of Moscow's AZ Museum. The exhibition, which opened on March 3rd, features works from 36 artists who rose to prominence in the latter half of the 20th century.
In this article, we will be sharing details about the exhibition as provided by Anatoly Golyshev, the production designer.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Присутствие личности коллекционера на выставке ощущается повсеместно — в выборе работ, в экспликациях, в организации и дизайне выставки. Как подчеркивает заведующий отделом новейших течений музея Александр Боровский, личное отношение, уважение и персональная близость к собираемым художникам стали главным коллекционерским принципом Наталии, который и был отображен в пространстве Мраморного дворца.
На выставке фигурируют работы мастеров андеграунда 1960–1980-х годов, которые московские посетители Музея AZ уже могли встречать, но в намного менее масштабных групповых проектах: помимо Анатолия Зверева, среди художников фигурируют такие большие имена, как Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Эрнст Неизвестный, Владимир Янкилевский, Эрик Булатов, Гриша Брускин и другие. Помимо живописных и графических работ, на выставке представлены медиа-инсталляции художника Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели.
Анатолий Голышев, художник-постановщик:
«В самом названии выставки «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» дан вектор построения экспозиции. Пластическое решение пространства представляет некий образ “ковчега” избранных произведений, плывущий во времени и пространстве по воображаемому млечному пути. Мягкий, нейтральный, ровный цвет всех поверхностей, создает ощущение словно “подвешенных в невесомости” картин и объединяет пространство. Лишь анфилада активных цветовых порталов как навигация с современной типографикой ведет посетителей все дальше и дальше. На архитектурную “ось” нанизаны разные по назначению залы, подготавливающие зрителя к восприятию коллекции. Перемещаясь сквозь порталы и обновляясь, мы каждый раз оказываемся в новой вселенной, где множественные миры созданы картинами художников».
При этом, основным ядром экспозиции является абстракция, порицаемая в те времена официальной властью, из-за чего многие художники-шестидесятники выталкивались на задворки культурной повестки. В то время как Лидия Мастеркова и Юрий Злотников оставались верны абстракции в своем творчестве, для многих из художников она была временным стилистическим пристанищем, необходимым для формирования последующего стиля. Отсылки к абстракции как нити, в разные периоды соединяющих художников как между собой, так и с поколением ранних авангардистов, считываются в конструктивистском экспозиционном дизайне.
Выставка продлится до 29 мая. Стоимость билета от 200 рублей.
Author: Angela Gurtsieva
Photos: provided by the press service of the Russian Museum
24 March, 2023