Как это работает: знакомьтесь, команда «Стрит-арт хранения»
«Стрит-арт хранение» — новая культурная институция в Санкт-Петербурге, главной задачей которой является изучение стрит-арта и «создание условий для научного осмысления» искусства «уличной волны» в России. Сейчас в коллекции САХ представлено уже более 25 художников уличной волны и 350 работ.
Чтобы разобраться в том, из кого состоит и на чем строится институция нового формата, мы попросили членов команды «Стрит-арт хранения» ответить на блиц.
Анна Нистратова
директор Института исследования стрит-арта
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ И В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Моя основная деятельность — Институт исследования стрит-арта, но с появлением «Стрит-арт хранения» я все больше времени посвящаю ему ежедневно. Я сформировала библиотеку «Стрит-арт хранения», где теперь практически ежедневно требуется контроль за ее закупками и ведением файлов со списками изданий библиотеки и закупок. Также я мониторю новые издания для библиотеки. Даю рекомендации по изданиям для продажи. По запросу мы снабжаем «Стрит-арт хранение» контактами, методическими рекомендациями, текстовыми материалами. Также я составляю списки художников для закупок по городам. Еще мы с Алиной Зорей ежедневно обсуждаем и решаем концептуальные и содержательные задачи по «Стрит-арт хранению». Кроме того, я снабжаю теперь внутренними и внешними новостями отдел PR и SMM, а также заверяю новости для телеграма и другие тексты.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ КУРИРОВАНИЯ СТРИТ-АРТА?
Я давно не занимаюсь курированием.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Выделить одну, две или даже три работы не представляется возможным. Я рекомендовала большинство художников для репрезентации в коллекции и просто рада, что они у нас есть.
Пётр Иванов
арт- и PR-директор
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
Мой день начинается в 7 утра с ревизии списка задач и составления адженды дня. Работа ранним утром стала для меня спасением в этом году: в течение дня очень много звонков и встреч и сосредоточиться за компьютером практически не остается возможности.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Я отвечаю за внешние коммуникации и партнерства, курирую всю выпускаемую физическую и диджитальную продукцию: мерч, постеры, имиджи для социальных сетей. Для САХ мы готовим очень классный мерч вместе с Non-Objective. Фирменный стиль и сайт — тоже их рук дело.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ О СТРИТ-АРТЕ?
Самый частый вопрос, с которым приходится сталкиваться: «вы вырезаете куски стен?» — «нет!». Художники «уличной волны» работают на улице, но совмещают это со студийной и выставочной практикой. Этот термин был введен куратором САХ Алиной Зорей и с тех пор широко используется, являясь аналогом английского термина Urban Art.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Моя любимая единица из «Стрит-арт хранения», конечно, самая масштабная по размерам: инсталляция Максима Трулова и Ксюши Ласточки «Rise and Shine». Ее габариты 5,5х18,5 метров, а экспонировалась она лишь раз в галерее Futuro в Нижнем Новгороде. Сейчас инсталляция лежит в запаснике в коробке и ждет подходящего повода. Возможно, он очень скоро наступит.
Мария Ушакова
экскурсовод
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
Я учусь на искусствоведа в магистратуре Европейского университета, поэтому очень редко праздно провожу время. Планирую писать магистерскую диссертацию о студийных работах художников уличной волны, поэтому в фоновом режиме занимаюсь подбором необходимого материала. Ну, а в выходные дни и иногда по будням работаю в «Стрит-арт хранении».
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
В «хранении» я читаю экскурсии и знакомлю посетителей с различными вариациями стрит-арта и другими художественными высказываниями, с которыми мы сталкиваемся на улицах буквально каждый день. На примере работ, представленных в хранении, мы разбираемся с понятиями «граффити», «стрит-арт», «паблик-арт», артикулируем региональные особенности уличного искусства, говорим о специфике коллекционирования работ художников уличной волны — тема непростая, и над ней всегда интересно поразмышлять.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ХРАНЕНИЯ И КУРИРОВАНИЯ СТРИТ-АРТА?
Сложность любой музейной активности в отношении стрит-арта, будь то кураторство, коллекционирование, хранение или экспонирование работ, заключается в том, что многие убеждены — стрит-арт нельзя занести в музей. Когда начинаешь размышлять об этой проблеме, всплывает много вопросов: насколько целесообразно выставлять стрит-арт вообще? Если целесообразно, то каким образом мы должны прибегать к выставочным практикам, чтобы сохранить довольно хрупкую специфику уличного искусства, не нарушить его самостоятельность, не привести к бессмыслице? Нужно ли выставлять стрит-арт в галерее, музее, любом другом закрытом пространстве или его место — на улице? А если его место на улице, то должно ли оно выставляться структурировано в одном месте, как это делается, например, в Музее стрит-арта в Петербурге, или все же должно быть разбросано по городу, находить своего случайного зрителя и добиваться момента-встречи?
Не так давно я прочла работу Мартина Хайдеггера под названием «Искусство и пространство». Если кратко, он пишет о том, что пространство само по себе не обладает никакой семантикой, оно, прежде всего, является вместилищем мест (читай вещей), дает им возможность не только внутри пространства пребывать, но и позволяет вещам «проявляться», выражать свою собственную сущность. Произведение искусства есть физическое воплощение места в пространстве, которое как раз и наделяет его смыслом. По этой логике выходит, что произведения стрит-арта в состоянии «творить пространство» вне своего изначального контекста. В отрыве от него работа остается самобытной и способна творить новую личную историю. На этот счет у Хайдеггера есть классная фраза: «Нам следовало бы научиться сознавать, что вещи сами суть места, а не только принадлежат определенному месту».
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Мне тяжело выбрать фаворита среди работ в коллекции хранения. Чем больше я знаю о произведении и об авторе, тем мне интереснее, а работа экскурсовода обязывает знать много. Нравятся художники, которые трепетно и подробно описывают работы, тем самым ограничивая безудержный поток вольных интерпретаций — в этом случае особенно ценишь авторскую позицию (например, «Станция конечная» художника Spater. Я также люблю работы вообще без какого-либо описания, которые наоборот постоянно побуждают зрителя по-своему прочитывать их, находить аналогии (произведения из цикла «Части целого» Никиты Nomerz).
Дарья Маркосян
хранитель
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
Мой рабочий день точно начинается с кофе, потом уже либо с осмотра помещений хранения и проверки температурно-влажностного режима, либо с работы в музейной системе КАМИС.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Я тот человек, на чьей ответственности лежит сохранение коллекции «Стрит-арт хранения». При работе с предметами искусства, будь то работы старых мастеров или современных, нужно знание того, как с ними обращаться: разный материал требует разного характера действий (как хранить, как взять, куда расположить, на сколько по времени и так далее).
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ХРАНЕНИЯ СТРИТ-АРТА?
Сложность хранения стрит-арта в том, что не все художники «уличной волны» ставят перед собой задачу сохранения работ для следующих поколений. От этого идут эксперименты с холстами разного качества и техниками, что потом немного усложняет работу.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Моя любимая работа Саши Sam «Питухи». Не уверена, что готова точно сказать почему, возможно, при первом просмотре она подняла мне настроение на весь день, и теперь каждый раз, когда вижу ее, улыбаюсь.
Алина Зоря
куратор
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Наверное, суть моей работы можно сформулировать так — в первую очередь, это коммуникация. С посетителями «Стрит-арт хранения», с художниками, внутри команды. Плюс, я участвую в отборе работ, продумываю принципы развески, разрабатываю программы и экскурсии для проекта. Задач много и очень разных, но, в любом случае, результатом моей работы является то, что видят посетители.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ КУРАТОРСТВА СТРИТ-АРТА?
Самый сложный и в то же время интересный момент — это сам факт того, что у нас есть возможность общаться с художниками напрямую. В классических художественных музеях такой возможности нет в большинстве случаев. Наши авторы могут от первого лица рассказать о своих работах, иногда участвуют в обсуждении того, как экспонировать их работы, порой помогают разместить работу в пространстве «Стрит-арт хранения» или временной выставки.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Для меня самые любимые работы — те, у которых есть какая-то предыстория того, как они к нам попали. В этом смысле мне особенно дороги работы Миши Маркера 2014 года, которые мы почти 3 месяца старались заполучить: изначально они были выставлены на временной выставке, потом они долгое время находились в отделении полиции, а сейчас переданы художником нам в «хранение». Ассамбляж Миши Верта — тоже особенная для меня работа, так как художник почти неделю реставрировал работу перед тем, как передать нам.
Екатерина Синадино
дизайнер
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
На «Стрит-арт хранение» я работаю в удаленном режиме.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Я готовлю дизайн материалов для «Стрит-арт хранения»: сертификаты, провенансы, описания, этикетки и так далее.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ О СТРИТ-АРТЕ?
Мне кажется, многие люди не воспринимают всерьез стрит-арт и все с ним связанное как искусство.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Моя любимая работа «Гнев» Миши Маркера — она полностью отражает настроение и то, что сейчас происходит в стране.
Алёна Старостёнкова
PR-менеджер
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
Это сильно зависит от того, нужно ли быть в «Стрит-арт хранении» — большую часть работы я делаю из дома. Исключения — дни, когда есть совещания и когда есть необходимость в личном присутствии. Чаще всего я нахожусь в «Стрит-арт хранении» перед мероприятиями или когда нужно взаимодействовать с прессой и фотографами.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Задачи по «Стрит-арт хранению» не единственные, которые есть в моей работе, но им я чаще всего уделяю одну треть дня. Чаще всего это операционные вопросы, которые решаются в процессе взаимодействия с коллегами. В среднем за день я могу присутствовать на совещании, дать обратную связь нашему SMM-отделу, собрать информацию и написать необходимые тексты. Также я общаюсь с прессой.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ О СТРИТ-АРТЕ?
За время работы с искусством «уличной волны» я поняла, что многие люди плохо понимают, что оно из себя представляет. Здесь очень много подводных камней: от того, что далеко не каждый современный автор имеет уличный бэкграунд, до того, что «граффити» это не просто мазня на стенах. Но именно в этот момент появляемся мы — «Стрит-арт хранение» — с готовностью и желанием рассказывать об уличных художниках и их творчестве. Также искусство «уличной волны» только встает на рельсы институционализации, поэтому у наших посетителей всегда много вопросов, а мы сами, даже несмотря на опыт в искусстве, каждый день узнаем что-то новое.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Я нахожусь в постоянном взаимодействии с авторами, чьи работы есть в «Стрит-арт хранении», поэтому часто в отношении работ вперед выходит личное отношение — чем комфортнее общаться с художниками, тем понятнее и интереснее мне кажутся его работы. Но если не отталкиваться от человеческого фактора, могу выделить: работы самарского художника Spater, потому что они выглядят будто это куски стен, они сохраняют вот эту самую «уличность»; работы нижегородского автора Никиты Nomerz, потому что они в том числе про осмысление уличного искусства; православный стрит-арт Цыпковых.
Полина Чиковани
управляющая
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
День проходит в постоянном поиске решений текущих задач. Всегда что-то новое появляется в работе, и это мотивирует на большие свершения.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Моя работа заключается в том, чтобы «Стрит-арт хранение» работало и ни в чем не нуждалось. Операционные и административные задачи — постоянные процессы, которые надо регулировать и контролировать.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Наверное, работа, которую я еще в мастерской увидела у Турбена — «Чёрный кот на розовом». Чем-то зацепила, что еще долго стояла на заставке компьютера.
Александра Стельмах
научный сотрудник
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ДЕНЬ?
На мой взгляд, размеренных рабочих часов при взаимодействии с искусством не существует, и единого расписания дня нет. В каком-то фристайл режиме мне удается уделять время своим делам, но на данный момент искусство, художники — это и есть моя личная жизнь, потому что я очень эмоционально отношусь к своей работе.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?
Я участвую больше во внешних проектах от «Стрит-арт хранения», в коллаборациях, например, с художниками из коллектива 10.203, арт-менеджером которых я являюсь. Кстати, мастерская 10.203 находится недалеко от «Стрит-арт хранения» — на территории Исткабеля.
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ КУРИРОВАНИЯ СТРИТ-АРТА?
Стрит-арт, граффити как таковые курировать невозможно, ведь чаще всего это анонимные, нелегальные работы на улице. Если имеется в виду «Стрит-арт хранение», где находятся работы художников с уличным бэкграундом, то курирование в данном случае — это выстраивание экспозиции, которая имеет определенные принципы формирования коллекции — по городам.
ВАША ЛЮБИМАЯ РАБОТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ПОЧЕМУ?
Очень сложно выбрать любимую работу из большой коллекции, но сегодня у меня настроение остановиться на работе-перевертыше Максима Има. Называется она «Дела подождут», а если перевернуть ее — «Как это всё успеть-то? Я же не робот». Я периодически напряженно отношусь к иронии и сарказму из-за собственной чувствительности, но иронию Максима я люблю — он ее применяет как в своем творчестве, так и в личном общении, и всегда очень точно и красиво. Для меня этот холст и про откладывание дел, которое в итоге превращается в хаос из накопившихся долгов (многим из нас знакомый сюжет), а с другой стороны, он напоминает мне о важном — что иногда надо отдаться какому-то флоу и дела, правда, могут подождать.