Кто собирает искусство: коллекция Дарьи Ведерниковой

Коллекционеры

Автор: Анна Мерман

Фото: Дарина Белоногова

12 December, 2022

Дарья Ведерникова — давний друг нашего проекта, чья коллекция практически на 90% состоит из искусства, купленного в Объединении. К тому, чтобы начать покупать молодых художников, ее подтолкнула основательница площадки Анна Мерман.
Редакция журнала попросила поговорить героинь о том, с чего все началось, как покупать искусство онлайн, и почему для некоторых арт-объектов требуется время, чтобы к ним привыкнуть.

Картина «Лед» Миша Никатин

ДАША, КАКАЯ БЫЛА ТВОЯ ПЕРВАЯ ПОКУПКА?

Кажется, первая работа, которую я купила, была картина Миши Никатина и это был подарок для моего друга, который знал, что он хочет на день рождения. Пока я ее покупала, я увидела еще одну Мишину картину, «Лед», которую позже купила уже для себя. В то же самое время мне очень понравилась керамика Маши Егоровой, я увидела ее на выставке Объединения, где все можно было трогать, а керамика Маши очень тактильная, я сразу купила несколько объектов, которые очень люблю до сих пор и постоянно держу в руках, а ведь прошло уже несколько лет.

Я СЧИТАЮ, ЧТО КЕРАМИКА — ЭТО ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ ВОВЛЕЧЬ ЛЮДЕЙ В ИСКУССТВО, ПОТОМУ ЧТО К ПОКУПКЕ ЖИВОПИСИ ИЛИ ГРАФИКИ ПОДОЙТИ ЧУТЬ СЛОЖНЕЕ. КЕРАМИКУ, ОСОБЕННО ПОХОЖУЮ НА ВАЗУ, КАК БУДТО БЫ ПРОЩЕ ПРИОБРЕСТИ — ВЕДЬ ЭТО ЧТО-ТО ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ.

Да, холст недостаточно просто купить, ему надо найти свое место. Это не самая простая задача.

КОГДА Я ПРИЕЗЖАЮ ПОМОГАТЬ ТЕБЕ С РАЗВЕСКОЙ ДОМА, МНЕ НРАВИТСЯ, КАК СЕРЬЕЗНО ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ПРОЦЕССУ: КУДА МЫ ПОСТАВИМ РАБОТУ, НА КАКОМ УРОВНЕ, КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ, ПОД КАКИМ УГЛОМ ТЫ БУДЕШЬ НА НЕЕ СМОТРЕТЬ.

Я очень довольна тем, что удалось сделать в моей квартире. Искусство расположено так, что в поле зрения попадает всегда только одна работа. Ты помогла мне повесить работу Миши Никатина, и получилось совершенно гениально: я засыпаю и смотрю на его графику. А потом у меня появилась работа Бориса Чайки, и она уже расположилась с другой стороны кровати.

ПОМНЮ, КАК ТЕБЕ ПОДАРИЛИ РАБОТУ БОРИСА, ХОТЯ ТЫ ИЗНАЧАЛЬНО ХОТЕЛА ДРУГОЙ ЕГО ОБЪЕКТ, А ЧЕРЕЗ ТРИ НЕДЕЛИ Я ПОЛУЧИЛА ОТ ТЕБЯ СООБЩЕНИЕ: «ЗНАЕШЬ, Я, КАЖЕТСЯ, ЕЕ ПОЛЮБИЛА».

Если честно, мне было ужасно обидно от того, что я хотела другую работу, которую собиралась купить сама. А мне подарили не ту. Мы ее потом немножко повредили и реставрировали. Можно сказать, она пережила череду неудач.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ТЫ ПОЛУЧИЛА ПОДАРОК И ТУТ ЖЕ НАЧАЛА ВКЛАДЫВАТЬ В НЕГО ДЕНЬГИ?

Помню, как сначала я на нее смотрела и совсем не могла понять: она казалась такой несуразной, очень наивной. Я подумала: «Почему меня не спросили, чего я хочу?». И решила, что теперь всегда буду спрашивать у людей, какое искусство они хотели бы получить в подарок.

Но спустя пару недель жизни с этой работой мое отношение к ней радикально изменилось. Я даже начала думать о том, как буду ее перевозить — она же такая хрупкая. Вообще эта работа достаточно сложная, в ней много значимых мелких деталей, которые ты замечаешь не сразу. Мне кажется, поэтому сложно выбрать ее онлайн, когда просто листаешь каталог.

КАК ТЫ НАЧАЛА ЗАМЕЧАТЬ ВСЕ ЭТИ ДЕТАЛИ?

Я смогла рассмотреть работу. Поняла, что в ней все не случайно, что я вижу в ней свой порядок, что она вовсе не такая несуразная.

  • Борис Чайка
    Борис Чайка
  • Маша Егорова «Лепесток»
    Маша Егорова «Лепесток»
  • Керамика — Маша Егорова
    Керамика — Маша Егорова

LOTALOTA_ «Огонь»

ТЫ ЧАСТО РАССМАТРИВАЕШЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ ИСКУССТВА ДОМА? И О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ, СМОТРЯ, НАПРИМЕР, НА «ОГОНЬ»?

Эта работа очень прямолинейная — если поставить ее на книги, например. Мне нравится, как огонь гармонирует с книгами рядом. Все вместе — идеальная точка постоянного визуального напряжения. Даже Чайка оказался рядом с этим огнем в качестве компромисса — я просто не нашла лучшего места. Эту работу, кстати, случайно повредила уборщица и ее также пришлось реставрировать. Огромное спасибо автору, которая откликнулась и помогла мне ее восстановить.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО У ТЕБЯ ВСЯ КЕРАМИКА НЕЩАДНО БЬЕТСЯ, И БЬЕТСЯ НЕ ТОБОЙ.

Да, да, да. Но повторяю каждый раз: только керамика Маши Егоровой — это что-то, сделанное на века.

НЕДАВНО Я РАЗГОВАРИВАЛА С ОДНИМ НАШИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ, И ОН СПРАШИВАЛ, КАК ПЕРЕВОЗИТЬ МАШИНЫ РАБОТЫ. Я СКАЗАЛА, ЧТО С НИМИ ТОЧНО НЕ БУДЕТ ПРОБЛЕМ — ВСЕ РАБОТЫ БУДУТ В ЦЕЛОСТИ И СОХРАННОСТИ.

В моей квартире керамика стоит в доступных точках. Например, я часто трогаю объекты Маши Егоровой, когда сижу на диване. Я не раз роняла «Лепесток» и каждый раз вздрагивала, но радовалась, что он не разбился. Но я не считаю, что если что-то упадет, отколется или появится трещина — это трагедия. Когда ты постоянно взаимодействуешь со своим объектом, в один момент он может, и даже должен, разбиться. Это естественный ход вещей.

ДАША, СЕЙЧАС ТЫ УЕХАЛА ИЗ РОССИИ. КАК Я ЗНАЮ, ВООБЩЕ БЕЗ ИСКУССТВА. ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ПО ЧЕМУ ТЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ СКУЧАЕШЬ?

Честно, я по всему скучаю. Для меня эти работы были напрямую связаны с домом, и сейчас меня преследует ощущение, что его нет. Пока что это временно. Я не собираюсь надолго задерживаться в этом состоянии. Перед отъездом я думала забрать какие-то бытовые вещи, но не решила, что взять. Мне дороги все мое искусство и бокалы, бесконечно дороги солонка и перечница, которые ты мне когда-то подарила. На проблеме выбора я сломалась и осознала, что сейчас еду без понимания, где мой новый дом. Значит, я еду с тем, что необходимо, а потом уже перевожу все, что на самом деле люблю.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ ОБ ОБЩИХ ВЕЩАХ: ТЫ РЕФЛЕКСИРУЕШЬ НА ТЕМУ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКЦИОНЕР, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? МОЖЕШЬ ЛИ СЕБЯ НАЗВАТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ?

Нет, не могу. Это скорее то приятное слово, которое ты несколько раз употребляла рядом с моим именем. Себя я, конечно, никаким коллекционером не считаю. Я просто человек, который в определенный момент понял, что это тоже способ проявить себя. Причем достаточно чувственный и красивый.

А НАСТОЯЩИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР ИСКУССТВА — ЭТО КТО?

Я бы сказала, что это тот, кто всегда находится в поиске искусства.

У ТЕБЯ НЕТ ОЩУЩЕНИЯ, ЧТО ТЫ ПОСТОЯННО ДУМАЕШЬ, ЧТО БУДЕТ СЛЕДУЮЩИМ В ТВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Нет, у меня все еще есть чудо встречи.

В ТВОЕМ СЛУЧАЕ, ЭТО ВСЕГДА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОКУПКА?

Да, абсолютно. Но есть сайт «Объединения», который у меня в топ-5 открываемых, поэтому чудо происходит относительно часто.

МНЕ КАЖЕТСЯ, 90% ТОГО, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ — ИЗ «ОБЪЕДИНЕНИЯ».

Это еще одно доказательство, что у меня нет потребности искать в другом месте. Мне нравится «Объединение», и я неизбежно на нем что-то встречаю. Сначала вижу предмет, потом формируется какая-то фантазия, а дальше я начинаю хотеть эту вещь.

  • Анастасия Цайдер
    Анастасия Цайдер
  • Миша Никатин
    Миша Никатин
  • Кир Эсадов
    Кир Эсадов

Коля Дыхне

ТЫ УПОМИНАЛА, ЧТО КЕРАМИКУ СЛОЖНО ПОКУПАТЬ ОНЛАЙН. ПРИ ЭТОМ ТЕБЕ ВСЕ РАВНО ПРОЩЕ ЗАЙТИ НА САЙТ, ПОСМОТРЕТЬ И ЧТО-ТО ВЫБРАТЬ. ЖЕЛАНИЕ «ХОЧУ С ЭТИМ ЖИТЬ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ОНЛАЙН ТОЖЕ?

Фотография передает только часть. Как минимум, по ней можно сформировать первое впечатление, но дальше очень важно увидеть вживую. Машу Егорову я купила, только когда потрогала ее объекты. «Огонь» LotaLota_ — прекрасно выполненная и, как я уже сказала, прямолинейная вещь. Ее работы не обязательно трогать, чтобы принять решение — они должны резонировать, должна быть понятна ирония автора.

ТЫ ГОВОРИШЬ, ЧТО ПОКУПАЕШЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО. А БЫВАЕТ ТАКОЕ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ КУПИТЬ РАБОТУ, НО У ТЕБЯ ЕСТЬ СУММА, ЗА КОТОРУЮ ТЫ НЕ ВЫЙДЕШЬ?

Художник может назначить за свое искусство любую стоимость, какую сочтет нужной. Если цена меня удивляет, то я скорее ругаю себя. При этом я люблю жить с ощущением избытка, нежели недостатка. Недоступные для меня вещи — меня фрустрируют.

Конечно, я знаю, что в мире есть огромное количество прекрасного искусства, которое я не могу себе позволить. Но хочу ли я с ним сталкиваться на ежедневной основе? — нет. И я благодарна художникам, которые назначают ту цену, которая мне подходит. То, что есть искусство, которое ты можешь купить, которое тебе нравится, которое с тобой резонирует и которое не стоит всех твоих денег — это прекрасно.

А КАКАЯ СУММА ДЛЯ ТЕБЯ ОПТИМАЛЬНА? У МЕНЯ РАНЬШЕ БЫЛО ОГРАНИЧЕНИЕ — Я НЕ ПОКУПАЛА НИЧЕГО ДОРОЖЕ 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. И Я НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПОДРЯД ПОКУПАЛА ТОЛЬКО ТО, ЧТО УКЛАДЫВАЛОСЬ В МОЮ СУММУ. ЕСЛИ БЫЛО ДОРОЖЕ — ОТКАЗЫВАЛАСЬ. ПОТОМ, ЕСТЕСТВЕННО, ЭТО ВСЕ ПОЛЕТЕЛО В ТАРТАРАРЫ, НО ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ДЕРЖАЛОСЬ ТАК. ОГРАНИЧЕНИЕ — ИНТЕРЕСНОЕ УСЛОВИЕ ИГРЫ. ЕСТЬ ЛИ ОНО У ТЕБЯ?

Существуют обязательные вещи, за которые надо заплатить, условно — аренда квартиры, а все остальное идет на то, что делает меня счастливой в моменте: одежда, путешествия, посуда, искуство... Я не отношу искусство к вещам первой необходимости, но все, что я не трачу на базовое, идет на счастье и красоту, тут я уже не экономлю просто так. Что касается стоимости, наверное, мне было бы сложно заплатить за что-то сумму большую чем мой ежемесячный доход, но, к счастью, я и не встречаю такого дорогого искусства каждый день.

На «Объединении» был наш текст про то, что нужно тратить, даже когда это кажется нерациональным поведением, чтобы то, что тебе дорого — сохранялось. Я говорила об этом искренне и верила в это: специально покупала цветы в магазинах, где делала это раньше, во время пандемии. Понимала, что если сейчас я могу себе это позволить, то надо это делать. Иначе потом этих мест не будет, ведь им нужны покупатели. Я помню, как мы с тобой это обсуждали где-то в апреле-мае.

Сейчас я могу сказать, что дойти до той степени отчаяния, когда все желания и удовольствия пропадают, — тоже можно. Это особенно страшно для меня, ведь я считаю, что жизнь — для счастья. В этом году я столкнулась с новым для себя опытом, когда мне не хотелось ничего — и искусства тоже. Надеюсь, это скоро пройдет.

У ТЕБЯ ЕСТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, КОТОРЫЕ ТЕБЕ НРАВИТСЯ, ЗА КОТОРЫМИ СЛЕДИШЬ?

Помню, ты мне подарила прекрасную книжку про коллекционера Эрлинга Кагге «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться», которую я прочитала за один вечер. Одна из главных мыслей в ней заключалась в том, что коллекционирование — это просто и доступно каждому, а еще очень весело. Мне кажется, одни люди играют, создавая что-то, а другие — становятся частью игры, приобретая эти объекты. Играть вообще очень приятно. Это нечто естественное.

Помню, я случайно, будучи в Белграде, сходила на выставку Эрвина Вурма и испытала большой прилив счастья. Тогда я еще раз подумала, что люди ходят на выставки за эмоциями. У меня было ощущение, что я во взрослом Диснейленде.

ТЫ ВЕДЕШЬ КАКОЙ-ТО УЧЕТ КОЛЛЕКЦИИ? ТАБЛИЧКУ С ТЕМ, СКОЛЬКО ТЫ ТРАТИШЬ?

Аня, ведь ты ее ведешь! Зачем двойная работа? Все под контролем у тебя!

ЭТО ТАК. ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНИМАЮ, ЧТО ДО НАШЕГО ЗНАКОМСТВА, ТЫ НЕ ПОКУПАЛА ИСКУССТВО?

Нет, и даже не думала! У нас с тобой есть смешная версия этой истории: помню, ты мне сказала, что искусство — это еще и инвестиция, а я на тот момент интересовалась возможной годовой доходностью чего бы то ни было. Ты назвала неплохие проценты, на которые искусство может подорожать за год. Я помню свою реакцию: «Вау. Надо об этом подумать!».
Я человек прагматичный, если слышу что-то подобное, то потом пробую. Но это, конечно, смешная версия истории.

ПОТОМ ТЫ БЫСТРО ПОНЯЛА, ЧТО ВЕРИТЬ МНЕ НЕЛЬЗЯ — В ЦИФРАХ Я НЕ ОЧЕНЬ.

Нет, потом я поняла, что не хочу кому-то отдавать свое искусство! Я почти не могу представить, что беру и продаю свои любимые вещи. Хотя я много с чем готова расстаться, но только не с искусством.

ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО ЕСТЬ СМЕШНАЯ ВЕРСИЯ, А КАКАЯ ДРУГАЯ?

Конечно, все было не так просто. Было несколько разговоров с тобой, которые сфокусировали меня. Потом была ваша студия рядом с Лялиным переулком. Там я первый раз увидела вживую ваших художников. Помню работу Миши Никатина «Лед». У меня тогда не было никаких устремлений собирать живопись. Но с того момента я постоянно про нее думала, пока не купила, а прошло ведь несколько месяцев. Эта картина мне очень дорога, она что-то рассказывает про меня, и я чувствую, что у нас с ней есть связь.

Коллекционеры

Автор: Анна Мерман

Фото: Дарина Белоногова

12 December, 2022