Who collects the art: the Daria Vedernikova’s collection

collector stories

By: Anna Merman

Photos: Darina Belonogova

12 December, 2022

Daria Vedernikova is a long-time friend of our project, whose collection consists of the art bought in The Gathering online gallery for almost 90%. She was first talked into buying the young artists’ works by our gallery founder Anna Merman.
We asked them how it all began, how to buy the artworks online and why you need time for certain art objects to get used to them.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Картина «Лед» Миша Никатин

ДАША, КАКАЯ БЫЛА ТВОЯ ПЕРВАЯ ПОКУПКА?

Кажется, первая работа, которую я купила, была картина Миши Никатина и это был подарок для моего друга, который знал, что он хочет на день рождения. Пока я ее покупала, я увидела еще одну Мишину картину, «Лед», которую позже купила уже для себя. В то же самое время мне очень понравилась керамика Маши Егоровой, я увидела ее на выставке Объединения, где все можно было трогать, а керамика Маши очень тактильная, я сразу купила несколько объектов, которые очень люблю до сих пор и постоянно держу в руках, а ведь прошло уже несколько лет.

Я СЧИТАЮ, ЧТО КЕРАМИКА — ЭТО ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ВОВЛЕЧЬ ЛЮДЕЙ В ИСКУССТВО, ПОТОМУ ЧТО К ПОКУПКЕ ЖИВОПИСИ ИЛИ ГРАФИКИ ПОДОЙТИ ЧУТЬ СЛОЖНЕЕ. КЕРАМИКУ, ОСОБЕННО ПОХОЖУЮ НА ВАЗУ, КАК БУДТО БЫ ПРОЩЕ ПРИОБРЕСТИ — ВЕДЬ ЭТО ЧТО-ТО ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ.

Да, холст недостаточно просто купить, ему надо найти свое место. Это не самая простая задача.

КОГДА Я ПРИЕЗЖАЮ ПОМОГАТЬ ТЕБЕ С РАЗВЕСКОЙ ДОМА, МНЕ НРАВИТСЯ, КАК СЕРЬЕЗНО ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ПРОЦЕССУ: КУДА МЫ ПОСТАВИМ РАБОТУ, НА КАКОМ УРОВНЕ, КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ, ПОД КАКИМ УГЛОМ ТЫ БУДЕШЬ НА НЕЕ СМОТРЕТЬ.

Я очень довольна тем, что удалось сделать в моей квартире. Искусство расположено так, что в поле зрения попадает всегда только одна работа. Ты помогла мне повесить работу Миши Никитина, и получилось совершенно гениально: я засыпаю и смотрю на его графику. А потом у меня появилась работа Бориса Чайки, и она уже расположилась с другой стороны кровати.

ПОМНЮ, КАК ТЕБЕ ПОДАРИЛИ РАБОТУ БОРИСА, НО ТЫ ХОТЕЛА ДРУГУЮ, И ЧЕРЕЗ ТРИ НЕДЕЛИ ТЫ МНЕ НАПИСАЛА: «ЗНАЕШЬ, Я, КАЖЕТСЯ, ЕЕ ПОЛЮБИЛА».

Если честно, мне было ужасно обидно от того, что я хотела другую работу, которую собиралась купить сама. А мне подарили не ту. Мы ее потом немножко повредили и реставрировали. Можно сказать, она пережила череду неудач.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ТЫ ПОЛУЧИЛА ПОДАРОК И ТУТ ЖЕ НАЧАЛА ВКЛАДЫВАТЬ В НЕГО ДЕНЬГИ?

Помню, как сначала я на нее смотрела и совсем не могла понять: она казалась такой несуразной, очень наивной. Я подумала: «Почему меня не спросили, что я хочу?». И решила, что теперь всегда буду спрашивать у людей, какое искусство они хотели бы получить в подарок.

Но спустя пару недель жизни с этой работой мое отношение к ней радикально изменилось. Я даже начала думать о том, как буду ее перевозить — она же такая хрупкая. Вообще эта работа достаточно сложная, в ней много значимых мелких деталей, которые ты замечаешь не сразу. Мне кажется, поэтому сложно выбрать ее онлайн, когда просто листаешь каталог.

КАК ТЫ НАЧАЛА ЗАМЕЧАТЬ ВСЕ ЭТИ ДЕТАЛИ?

Я смогла рассмотреть работу. Поняла, что в ней все не случайно, что я вижу в ней свой порядок, что она вовсе не такая несуразная.

  • Борис Чайка
    Борис Чайка
  • Маша Егорова «Лепесток»
    Маша Егорова «Лепесток»
  • Керамика — Маша Егорова
    Керамика — Маша Егорова

LOTALOTA_ «Огонь»

ТЫ ЧАСТО РАССМАТРИВАЕШЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ ИСКУССТВА ДОМА? И О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ, СМОТРЯ, НАПРИМЕР, НА «ОГОНЬ»?

Эта работа очень прямолинейная — если поставить ее на книги, например. Мне нравится, как огонь гармонирует с книгами рядом. Все вместе — идеальная точка постоянного визуального напряжения. Даже Чайка оказался рядом с этим огнем в качестве компромисса — я просто не нашла лучшего места. Эту работу, кстати, случайно повредила уборщица и ее также пришлось реставрировать. Огромное спасибо автору, которая откликнулась и помогла мне ее восстановить.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО У ТЕБЯ ВСЯ КЕРАМИКА НЕЩАДНО БЬЕТСЯ, И БЬЕТСЯ НЕ ТОБОЙ.

Да, да, да. Но повторяю каждый раз: керамика Маши Егоровой — это что-то, сделанное на века.

НЕДАВНО Я РАЗГОВАРИВАЛА С ОДНИМ НАШИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ, И ОН СПРАШИВАЛ, КАК ПЕРЕВОЗИТЬ МАШИНЫ РАБОТЫ. Я СКАЗАЛА, ЧТО С НИМИ ТОЧНО НЕ БУДЕТ ПРОБЛЕМ — ВСЕ РАБОТЫ БУДУТ В ЦЕЛОСТИ И СОХРАННОСТИ.

В моей квартире керамика стоит в доступных точках. Например, я часто трогаю объекты Маши Егоровой, когда сижу на диване. Я не раз роняла «Лепесток» и каждый раз вздрагивала, но радовалась, что он не разбился. Но я не считаю, что если что-то упадет, отколется или появится трещина — это трагедия. Когда ты постоянно взаимодействуешь со своим объектом, в один момент он может, и даже должен, разбиться. Это естественный ход вещей.

ДАША, СЕЙЧАС ТЫ УЕХАЛА ИЗ РОССИИ. КАК Я ЗНАЮ, ВООБЩЕ БЕЗ ИСКУССТВА. ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ПО ЧЕМУ ТЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ СКУЧАЕШЬ?

Честно, я по всему скучаю. Для меня эти работы были напрямую связаны с домом, и сейчас меня преследует ощущение, что его нет. Пока что это временно. Я не собираюсь надолго задерживаться в этом состоянии. Перед отъездом я думала забрать какие-то бытовые вещи, но не решила, что взять. Мне дорого все мое искусство и бокалы, бесконечно дороги солонка и перечница, которые ты мне когда-то подарила. На проблеме выбора я сломалась и осознала, что сейчас еду без понимания, где мой новый дом. Значит, я еду с тем, что необходимо, а потом уже перевожу все, что на самом деле люблю.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ ОБ ОБЩИХ ВЕЩАХ: ТЫ РЕФЛЕКСИРУЕШЬ НА ТЕМУ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКЦИОНЕР, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? МОЖЕШЬ ЛИ СЕБЯ НАЗВАТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ?

Нет, не могу. Это скорее то приятное слово, которое ты несколько раз употребляла рядом с моим именем. Себя я, конечно, никаким коллекционером не считаю. Я просто человек, который в определенный момент понял, что это тоже способ проявить себя. Причем достаточно чувственный и красивый.

А НАСТОЯЩИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР ИСКУССТВА — ЭТО КТО?

Я бы сказала, что это тот, кто всегда находится в поиске искусства.

У ТЕБЯ НЕТ ОЩУЩЕНИЯ, ЧТО ТЫ ПОСТОЯННО ДУМАЕШЬ, ЧТО БУДЕТ СЛЕДУЮЩИМ В ТВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Нет, у меня все еще есть чудо встречи.

В ТВОЕМ СЛУЧАЕ, ЭТО ВСЕГДА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОКУПКА?

Да, абсолютно. Но есть сайт «Объединения», который у меня в топ-5 открываемых, поэтому чудо происходит относительно часто.

МНЕ КАЖЕТСЯ, 90% ТОГО, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ — ИЗ «ОБЪЕДИНЕНИЯ».

Это еще одно доказательство, что у меня нет потребности искать в другом месте. Мне нравится «Объединение», и я неизбежно на нем что-то встречаю. Сначала вижу предмет, потом формируется какая-то фантазия, а дальше я начинаю хотеть эту вещь.

  • Анастасия Цайдер
    Анастасия Цайдер
  • Миша Никатин
    Миша Никатин
  • Кир Эсадов
    Кир Эсадов

Николай Дыхне

ТЫ УПОМИНАЛА, ЧТО КЕРАМИКУ СЛОЖНО ПОКУПАТЬ ОНЛАЙН. ПРИ ЭТОМ ТЕБЕ ВСЕ РАВНО ПРОЩЕ ЗАЙТИ НА САЙТ, ПОСМОТРЕТЬ И ЧТО-ТО ВЫБРАТЬ. ЖЕЛАНИЕ «ХОЧУ С ЭТИМ ЖИТЬ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ОНЛАЙН ТОЖЕ?

Фотография передает только часть. Как минимум, по ней можно сформировать первое впечатление, но дальше очень важно увидеть вживую. Машу Егорову я купила, только когда потрогала ее объекты. «Огонь» LotaLota_ — прекрасно выполненная и, как я уже сказала, прямолинейная вещь. Ее работы не обязательно трогать, чтобы принять решение — они должны резонировать, должна быть понятна ирония автора.

ТЫ ГОВОРИШЬ, ЧТО ПОКУПАЕШЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО. А БЫВАЕТ ТАКОЕ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ КУПИТЬ РАБОТУ, НО У ТЕБЯ ЕСТЬ СУММА, ЗА КОТОРУЮ ТЫ НЕ ВЫЙДЕШЬ?

Художник может назначить за свое искусство любую стоимость, какую сочтет нужной. Если цена меня удивляет, то я скорее ругаю себя. При этом я люблю жить с ощущением избытка, нежели недостатка. Недоступные для меня вещи — меня фрустрируют.

Конечно, я знаю, что в мире есть огромное количество прекрасного искусства, которое я не могу себе позволить. Но хочу ли я с ним сталкиваться на ежедневной основе? — нет. И я благодарна художникам, которые назначают ту цену, которая мне подходит. То, что есть искусство, которое ты можешь купить, которое тебе нравится, которое с тобой резонирует и которое не стоит всех твоих денег — это прекрасно.

А КАКАЯ СУММА ДЛЯ ТЕБЯ ОПТИМАЛЬНА? У МЕНЯ РАНЬШЕ БЫЛО ОГРАНИЧЕНИЕ — Я НЕ ПОКУПАЛА ДОРОЖЕ 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. И Я НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПОДРЯД ПОКУПАЛА ВСЕ, ЧТО УКЛАДЫВАЛОСЬ В МОЮ СУММУ. ЕСЛИ БЫЛО ДОРОЖЕ — ОТКАЗЫВАЛАСЬ. ПОТОМ, ЕСТЕСТВЕННО, ЭТО ВСЕ ПОЛЕТЕЛО В ТАРТАРАРЫ, НО ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ДЕРЖАЛОСЬ ТАК. ОГРАНИЧЕНИЕ — ИНТЕРЕСНОЕ УСЛОВИЕ ИГРЫ. ЕСТЬ ЛИ ОНО У ТЕБЯ?

Существуют обязательные вещи, за которые надо заплатить, условно — аренда квартиры, а все остальное идет на то, что делает меня счастливой в моменте: одежда, путешествия, посуда, искуство... Я не отношу искусство к вещам первой необходимости, но, все, что я не трачу на базовое, идет на счастье и красоту, тут я уже не экономлю просто так. Что касается стоимости, наверное, мне было бы сложно заплатить за что-то сумму большую чем мой ежемесячный доход, но, к счастью, я и не встречаю такого дорогого искусства каждый день.

На «Объединении» был наш текст про то, что нужно тратить, даже когда это кажется нерациональным поведением, чтобы то, что тебе дорого — сохранялось. Я говорила об этом искренне и верила в это: специально покупала цветы в магазинах, где делала это раньше, во время пандемии. Понимала, что если сейчас я могу себе это позволить, то надо это делать. Иначе потом этих мест не будет, ведь им нужны покупатели. Я помню, как мы с тобой это обсуждали где-то в апреле-мае.

Сейчас я могу сказать, что дойти до той степени отчаяния, когда все желания и удовольствия пропадают, — тоже можно. Это особенно страшно для меня, ведь я считаю, что жизнь — для счастья. В этом году я столкнулась с новым для себя опытом, когда мне не хотелось ничего — и искусства тоже. Надеюсь, это скоро пройдет.

У ТЕБЯ ЕСТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, КОТОРЫЕ ТЕБЕ НРАВИТСЯ, ЗА КОТОРЫМИ СЛЕДИШЬ?

Помню, ты мне подарила прекрасную книжку про коллекционера Эрлинга Кагге «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться», которую я прочитала за один вечер. Одна из главных мыслей в ней заключалась в том, что коллекционирование — это просто и доступно каждому, а еще очень весело. Мне кажется, одни люди играют, создавая что-то, а другие — становятся частью игры, приобретая эти объекты. Играть вообще очень приятно. Это нечто естественное.

Помню, я случайно, будучи в Белграде, сходила на выставку Эрвина Вурма и испытала большой прилив счастья. Тогда я еще раз подумала, что люди ходят на выставки за эмоциями. У меня было ощущение, что я во взрослом Диснейленде.

ТЫ ВЕДЕШЬ КАКОЙ-ТО УЧЕТ КОЛЛЕКЦИИ? ТАБЛИЧКУ С ТЕМ, СКОЛЬКО ТЫ ТРАТИШЬ?

Аня, ведь ты ее ведешь! Зачем двойная работа? Все под контролем у тебя!

ЭТО ТАК. ПРАВИЛЬНО ЛИ Я ПОНИМАЮ, ЧТО ДО НАШЕГО ЗНАКОМСТВА, ТЫ НЕ ПОКУПАЛА ИСКУССТВО?

Нет, и даже не думала! У нас с тобой есть смешная версия этой истории: помню, ты мне сказала, что искусство — это еще и инвестиция, а я на тот момент интересовалась возможной годовой доходностью чего бы то ни было. Ты назвала неплохие проценты, на которые искусство может подорожать за год. Я помню свою реакцию: «Вау. Надо об этом подумать!».
Я человек прагматичный, если слышу что-то подобное, то потом пробую. Но это, конечно, смешная версия истории.

ПОТОМ ТЫ БЫСТРО ПОНЯЛА, ЧТО ВЕРИТЬ МНЕ НЕЛЬЗЯ — В ЦИФРАХ Я НЕ ОЧЕНЬ.

Нет, потом я поняла, что не хочу кому-то отдавать свое искусство! Я почти не могу представить, что беру и продаю свои любимые вещи. Хотя я много с чем готова расстаться, но только не с искусством.

ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО ЕСТЬ СМЕШНАЯ ВЕРСИЯ, А КАКАЯ ДРУГАЯ?

Конечно, все было не так просто. Было несколько разговоров с тобой, которые сфокусировали меня. Потом была ваша студия рядом с Лялиным переулком. Там я первый раз увидела вживую ваших художников. Помню работу Миши Никитина «Лед». У меня тогда не было никаких устремлений собирать живопись. Но с того момента я постоянно про нее думала, пока не купила, а прошло ведь несколько месяцев. Эта картина мне очень дорога, она что-то рассказывает про меня, и я чувствую, что у нас с ней есть связь.

collector stories

By: Anna Merman

Photos: Darina Belonogova

12 December, 2022