Кто это придумал и как это работает: команда «Выкса-фестиваля»

ИНТЕРВЬЮ

Фото: Валерий Белобеев

18 October, 2024

С 2011 года город Выкса меняется благодаря «Выкса-фестивалю», основанному благотворительным фондом «ОМК-Участие»: здесь появились культурный центр «Волна», пространство Ex Libris, круглогодичная арт-резиденция «Выкса». Не остаются в стороне и давно существующие институции: за последние годы в Музее истории «ВМЗ» случились выставки с Арсеналом и Политехом, а 15 октября открылась масштабная выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в партнерстве с ГМИИ им. А. С. Пушкина. Более чем 100 произведений искусства, многие из которых — оригиналы, не выставлявшиеся в городе ранее, были подобраны для проекта из собраний крупных государственных музеев, архивов, библиотек и частных коллекций.

Мы встретились с командой, работающей над культурными проектами в городе, и поговорили о влиянии искусства на урбанистическую среду.

Ирина Седых

председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», основатель «Выкса-фестиваля»

РАССКАЖИТЕ, КАК БЫЛ ОСНОВАН «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЬ»? С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С НИМ?

Изначально фестиваль задумывался как проект, который позволил бы нам — благотворительному фонду «ОМК-Участие» — заинтересовать молодежь и привлечь ее внимание к созидательному времяпрепровождению. Наш фонд занимается семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а потому мы и задумались о том, что можем предложить подросткам. Разговор с художниками привел к идее сделать фестиваль, где появлялась бы возможность творческой самореализации. Первый фестиваль, который мы провели в Выксе, был сосредоточен на спортивных увлечениях местных подростков и на их интересе к рэпу и хип-хопу. Пока фестиваль проходил, мы внимательно следили за аудиторией: что вызывает интерес, что откликается. И увидели, что первый блин был не комом: подростки приходили, смотрели, участвовали и общались. Мы решили, что на второй год попробуем расширить программу.


Так, наблюдая за реакцией подростков и вовлекая их в участие, мы поняли, что фестиваль может жить и развиваться дальше. Кроме того, мы поняли, что фестиваль может решать гораздо большее количество задач, нежели казалось раньше. В результате фестиваль приобрел свой масштаб: он проходит ежегодно, а участвуют в нем не только подростки и дети, но и взрослые.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

Сложно назвать одно любимое место в городе, который преображается на твоих глазах. Пусть будет набережная Верхневыксунского пруда — огромная гладь пруда, на другом берегу которого видны песчаные пляжи и сосновый бор. Эта красота, особенно летом, не перестает восхищать. Мне кажется, водная гладь дает какое-то ощущение свободы. Кажется, что это море, потому что наш пруд огромный. Когда-то он был частью гидросистемы, построенной братьями Баташёвыми для металлургических заводов. Раньше здесь, на берегу, стояло достаточно уродливое здание и перекрывало вид. Когда его снесли и я впервые оказалась у пруда и увидела этот простор, то почувствовала правильную соразмерность.

ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, САМОЕ ВАЖНОЕ ДЕЛАЕТ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЬ» ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА И ЕГО ГОСТЕЙ?

Трудно ответить односложно, потому что эффектов очень много. Один из них — череда грантов, которые город стал получать. Городская среда меняется, становится более комфортной. Молодежь задумывается о том, чтобы остаться здесь.

Дети, которые пятилетними приходили к нам на фестиваль, стали взрослыми людьми и делают жизненный выбор. Надеюсь, что те мастер-классы, события и спектакли, что они посещали, прошли не зря. Думаю, важный эффект — это расширение взгляда на мир, возможность прикоснуться или, более того, поучаствовать.

Помимо этого, люди находят единомышленников. Фестиваль стал крупным связующим событием, где можно найти тех, кто любит то же, что и ты. Опросы, которые мы проводим, чтобы проанализировать результаты фестиваля, показывают, что в городе формируются сообщества по интересам. Мне кажется, это очень значимый эффект.

ФОНД «ОМК-УЧАСТИЕ» НЕ ТОЛЬКО ЗАНИМАЕТСЯ ПОДДЕРЖКОЙ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ, НО ТАКЖЕ РАЗВИВАЕТ ИНКЛЮЗИЮ И ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. РАЗВИВАЮТСЯ ЛИ ЭТИ НАПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ» И НАД ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ЕЩЕ РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ЕГО ПРОГРАММЫ СТАЛИ БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМИ?

Мне кажется, в таких проектах не бывает окончательной точки, по которой можно сказать, что все сделано. Этим летом у нас прошел спектакль «Сочинение будущего» Бориса Павловича, в котором одной из актрис была девушка с инвалидностью, передвигающаяся на коляске. Когда она пришла на кастинг, то первым, что она сказала, было: «Вы, наверное, меня не возьмете». Естественно, Борис Павлович ответил, что мы возьмем ее, у нас есть для нее роль! Я смотрела ту часть спектакля, в которой она участвовала, и это было удивительно трогательно — как актриса она прекрасно сыграла. Для нас большая радость, когда такие проекты получаются и благодаря им находятся новые таланты.

РАССКАЖИТЕ, ЧЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ, КОГДА КАЖДЫЙ ГОД ПРИДУМЫВАЕТЕ НОВУЮ ПРОГРАММУ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

Меня всегда вдохновляют люди и сам город. У Выксы очень интересная история, там есть, чем вдохновиться.

Ксения Полетаева

руководитель культурных проектов фонда «ОМК-Участие»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Моя личная история с фестивалем началась в 2021 году, когда я приехала в Выксу как турист. Несколько лет хотела увидеть фестиваль, но всегда что-то мешало. И вот в 2021 села в машину и приехала… и сразу влюбилась в Выксу, а фестиваль и вовсе ошарашил своей глубиной и масштабом. Я совершенно не ожидала увидеть в маленьком городе в Нижегородской области всего этого искусства, сотворчества, духа творческой свободы.

С 2021 я мечтала попасть в команду, которая занимается фестивалем, и вот в 2023 стала частью команды фонда «ОМК-Участие». Теперь я занимаюсь не только фестивалем, но и другими культурными проектами фонда.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

В рамках «Выкса-фестиваля» наравне со всей командой я работаю над тем, чтобы он придумался и случился.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

Конечно, есть большой соблазн ответить — инсталляция «Все это не сон» Тимофея Ради в Посадке, но, пожалуй, мое любимое место — лавочка на крутом берегу Оки в Шиморском, вблизи Выксы. Там тихо, открывается обзор на реку, леса, просторы. В этом месте особенно хорошо думается.

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ВОЛНА» ОТКРЫЛСЯ В 2022 ГОДУ, И ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ПРИ ЕГО ОТКРЫТИИ БЫЛА — СТАТЬ «ТРЕТЬИМ МЕСТОМ» ДЛЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ. СПУСТЯ ДВА ГОДА РАБОТЫ КАК ЛИЧНО ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ — ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ ДОСТИЧЬ ЭТОЙ ЦЕЛИ ИЛИ ЦЕНТР ПОКА ЕЩЕ ТОЛЬКО НА ПУТИ К НЕЙ?

Считаю, что получилось: в «Волне» сегодня настоящая жизнь, это место «присвоили» себе и дети, и подростки, и взрослые. Мы там даже кота завели! Но впереди точно большой путь, ведь нет предела совершенству и глубине диалога с местными жителями, для которых, в первую очередь, работает «Волна». У нас масштабные планы: хотим открыть читальню, развивать детские и подростковые лаборатории, запустить проект для старшего поколения, студию аналоговой фотографии и многое другое! Самое главное — не делать ничего без выксунцев, учитывать особенности и культурный код территории.

В ВАШЕЙ КОМАНДЕ РАБОТАЮТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ В ВЫКСЕ. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ВСПОМНИТЬ ИСТОРИЮ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ ФЕСТИВАЛЬ СМОГ НАЙТИ СЕБЯ В НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ?

Я расскажу не просто историю человека, а историю сообщества. С прошлого года в Выксе появился локальный продюсерский центр «Выксадром», в котором учатся, профессионально развиваются молодые люди из Выксы. Это целая команда культурных менеджеров и продюсеров, все они пришли из разных сфер, но сегодня занимаются проектами в креативной среде. Это местная инициатива, настоящее наследие, даже артефакт фестиваля.

Юлия Мишина

генеральный директор фонда «ОМК-Участие»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Моя личная история с фестивалем началась в 2011 году, когда он только запустился и назывался «Арт-Овраг». Тогда я работала не в фонде, а в Объединенной металлургической компании и смотрела за организацией процессов, можно сказать, из первого ряда. Кроме того, я — уроженка Выксы. И хоть я и уехала оттуда в 16 лет, все, что происходило и происходит в городе, всегда было для меня важно и интересно. В 2011 году я была в декрете со своим первым ребенком и проводила время летом у родителей в Выксе. Сразу было видно, как внешне преображается город, как отличаются люди, приезжающие организовывать фестиваль. Муралы — наследие, оставленное первыми фестивалями, — сильно изменили город. Сегодня ими никого не удивишь, даже в маленьком городе, но для Выксы в 2011 году это было что-то революционное.

КАК ИЗМЕНИЛСЯ ГОРОД ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЯ БЛАГОДАРЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ?

Мы довольно часто говорим, что фестиваль послужил толчковым механизмом для многих изменений в городе. По-моему, здесь мы нисколько не лукавим и не приукрашиваем, потому что изменения очень заметны. Например, если мы планируем паблик-арт объекты в рамках фестиваля, то у нас не возникает и мысли, что вандалы могут их разрушить. Десять лет назад вопрос сохранности работ был самым первым: у нас сжигали скульптуры, разрушали земляничные поляны… Сегодня этот вопрос не стоит, что, я думаю, является самым главным изменением — изменением в головах людей, в менталитете местных.

Конечно, это не значит, что все поголовно стали понимать и ценить современное искусство, но общий уровень культуры, отношение к миру и городу вокруг себя сильно у выксунцев изменились. Перемены в городе — количество арт-объектов приближается уже к 200 — воспринимаются местными как естественные.

А КАКОЕ СОБЫТИЕ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЯ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ САМЫМ ЛЮБИМЫМ, САМЫМ ВАЖНЫМ?

Да, у меня есть ответ на этот вопрос: концерт группы Shortparis в 2022 году, состоявшийся на территории пассажирского автопредприятия. Концерт был ожидаемо классным: прекрасные песни, гениальный вокал Комягина. И самое главное — музыкантам удалось передать уважительное отношение к людям, работающим на автопредприятии, бережно и красиво показав их труд во время концерта. Работники стали полноправными участниками концерта. Все было сделано тонко, деликатно и ярко, чувствовалось единение. До сих пор вспоминаю это — и мурашки бегут по коже. Это мое любимое событие последних лет — яркое, эффектное и прекрасное во всех отношениях.

КАКИЕ У ВАС ЛЮБИМЫЕ МЕСТА В ВЫКСЕ?

Конечно же, дом моих родителей, а из общедоступных мест назову набережную Выксунского пруда. Всегда гуляю там, приезжая в город, приглашаю друзей и гостей. Пространство преображается: настолько оно отличается от того, что я помню по своему детству, а скоро здесь еще будет достроен Шухов парк. Сегодня это точно мое любимое место и любимое место моей семьи.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ПОМОГАЕТ СОБРАТЬ ХОРОШУЮ КОМАНДУ ДЛЯ БОЛЬШОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ТАКОГО КАК «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЬ», И ДРУГИХ ШИРОКИХ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ В ГОРОДЕ?

То, что первым приходит мне на ум, — людей, имеющих отношение к нашему проекту, нельзя назвать равнодушными. Это важное для нас качество, которым обладают все члены команды. Другой значимый момент — доверие к тем, с кем мы работаем.

Артём Калашьян

генеральный продюсер «Выкса-фестиваля» и центра «Выксадром»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Моя личная история началась со статьи Григория Туманова, где он сравнивает Выксу с Твин Пиксом. С тех пор и сам город, и проекты, которые мы в нем делаем, во многом проникнуты мифологией, мистификацией и шармом знаменитого сериала Дэвида Линча.

Второе соприкосновение — это уже исследовательская поездка и прогулка по дворам Выксы, которые были буквально «усеяны» вальяжными пушистыми котами и кошками. Поэтому Выкса для меня — это еще и город котов.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

Я, по сути, архитектор системы, объединяющей организаторов и творческих участников фестиваля для осуществления всех художественных интервенций, которыми знаменита Выкса.

Моя работа заключается в том, чтобы найти и пригласить самых интересных, талантливых и необходимых Выксе именно в этот момент людей: художников, музыкантов, режиссеров, драматургов, продюсеров, кураторов. Погрузить их в контекст города, рассказать о запросе города и его жителей, часто не сформулированном, о целях и задачах заказчиков: компании ОМК и благотворительного фонда «ОМК-Участие» — и обеспечить условия для их совместной работы.

Ну и разные другие организационные вопросы, которые нужно решить, чтобы фестиваль состоялся, вроде пиара, логистики, инфоцентров, волонтеров.

Таким образом, я занимаюсь и формированием художественной повестки, и руководством всей большой командой, которая делает «Выкса-фестиваль».

Также я курирую работу местного продюсерского центра — бюро идей и воплощений «Выксадром». Его задача в том, чтобы продолжать проекты фестиваля круглый год и развивать выксунскую команду продюсеров социокультурных событий.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

Железнодорожный вокзал (которого пока нет) — я хочу, чтобы в Выксе появилось красивое здание вокзала, созданное талантливым архитектором, и на него приходили скоростные поезда со всей России… А если поезда в ближайшее время не запустят — пусть оно пока будет музеем и культурным центром, как исторический вокзал в Касселе или Hamburger Bahnhof в Берлине.

ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТЛИЧАЕТ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЬ» ОТ ДРУГИХ ЛЕТНИХ ФЕСТИВАЛЕЙ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Примерно все. Это и очень разнообразная культурная программа, включающая все аспекты городской жизни: от экстремального спорта, гастрономии и современных ремесленников до театра, оперы и сложных музыкальных коллабораций (как, например, в этом году: рэперов и академических музыкантов), авторами которых выступают выдающиеся деятели искусства и вовлекают в творческий процесс горожан.

И внимание к содержанию каждого элемента программы. И глубокая работа с локальным контекстом.

Благодаря этому практически каждое событие фестиваля становится премьерным — таким, которое не могло случится нигде, кроме Выксы, но впоследствии может выйти далеко за ее пределы.

Я надеюсь, что в будущем «Выкса-фестиваль» продолжит задавать тренды в культуре и искусстве и станет в один ряд со знаменитыми мировыми фестивалями.

Ну и то, что фестиваль делается каждым его участником с большой любовью к городу, — это обязательное условие, другие просто не приживаются в команде.

КАКОЙ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ ВЫКСУ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ?

Моим идеальным городом детства — городом, в котором весело, интересно и безопасно жить каждому. Экономически и творчески процветающим, где много самых разных возможностей для детей и подростков, богатая культурная жизнь, где гармонично живут вместе люди разных взглядов, любящие свой город и уважающие друг друга.

Думаю, что такой локальный патриотизм, любовь к родному городу, чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение к окружающим могут быть сильной объединяющей платформой для самых разных аудиторий. Это общий знаменатель, под которым сойдутся даже самые непримиримые интересы.

Татьяна Остроглазова

локальный PR-менеджер культурных проектов в Выксе, в том числе «Выкса-фестиваля»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Я живу в Выксе, для меня фестиваль — это настоящий источник вдохновения и творческой энергии, место, где сосредоточены искусство и креативные люди. Летом 2017 года я задумалась о том, чтобы стать частью команды организаторов, и спустя несколько месяцев получила предложение занять должность логиста. На следующий год я перешла в PR-отдел и вот уже семь лет с удовольствием продолжаю работать здесь.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

Я пиар-менеджер, и моя задача — сделать так, чтобы о нас знали все! Пишу пресс-релизы, общаюсь с журналистами, устраиваю пресс-туры для блогеров и СМИ. Хочу, чтобы они своими глазами увидели, как это круто, и рассказали об этом своим подписчикам. В общем, я стараюсь сделать так, чтобы наш фестиваль запомнился всем и каждый год сюда приезжало все больше людей. Хочу, чтобы люди знали, что здесь происходит, и чувствовали атмосферу. Даже если они не смогут приехать в этом году, то в следующем точно захотят.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

У меня есть одно особенное место в Выксе, куда я всегда тянусь, когда хочу отдохнуть и поразмышлять. Это набережная Межонского пруда. Ты сидишь на берегу, а солнце медленно прячется за заводскими трубами. Как будто природа и технологии встречаются и создают что-то совершенно уникальное. Когда мне нужно немного побыть наедине с собой или просто подумать о жизни, я отправляюсь именно туда.

ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОМОГЛО СДЕЛАТЬ ВЫКСУ НАСТОЛЬКО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА? ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ ОПЫТОМ — КАК КУЛЬТУРНЫМ ПРОЕКТАМ В НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ РАССКАЗЫВАТЬ О СВОИХ МЕРОПРИЯТИЯХ?

Выкса стала такой привлекательной для культурного туризма благодаря своей уникальной атмосфере и интересным проектам. Тут и природа, и история, и современное искусство — все в одном месте! А промышленный туризм, появившийся на выксунском заводе ОМК, привлекает людей, которые ищут что-то необычное.

Что касается культурных проектов в небольших городах, то им стоит делать акцент на локальных особенностях. Рассказывать о своих мероприятиях через соцсети — это просто мастхэв! Картинки, видео, истории — все это привлекает внимание. И не забывайте про сотрудничество с местными блогерами и журналистами. Они могут помочь донести информацию до широкой аудитории.

Еще важно проводить интерактивные мероприятия, где люди не только смотрят, но и участвуют. Так создается атмосфера вовлеченности — и событие запоминается. И, конечно, надо учитывать отзывы и пожелания местных жителей.

В Выксе и регионе сейчас активно развивается сотрудничество с блогерами. И благодаря нам кто-то даже осознал себя как блогер — такая синергия тоже очень нас вдохновляет!

ВЫ РОДИЛИСЬ В ВЫКСЕ И ЖИВЕТЕ В НЕЙ ПОЧТИ ВСЮ ЖИЗНЬ. КАК ФЕСТИВАЛЬ ПОВЛИЯЛ ЛИЧНО НА ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ?

Фестиваль изменил многое в моей жизни и жизни моих близких. Это стало не просто событием, а настоящим праздником для всей Выксы. Мы начали больше общаться, знакомиться с новыми людьми и обмениваться идеями, и это создало такое классное чувство единства и гордости за наш родной город.

К тому же, фестиваль вдохновил жителей Выксы стать более активными в культурной жизни. Люди начали чаще ходить на разные мероприятия, записываться на мастер-классы и даже участвовать в волонтерской деятельности. Это здорово, потому что мы стали более вовлеченными в жизнь нашего города.

Фестиваль открыл для нас новые горизонты. Выксунцы стали больше интересоваться искусством, историей и культурой, и это очень радует. В общем, фестиваль стал настоящим катализатором изменений в нашем восприятии Выксы и помог укрепить нашу связь с городом.

Дарья Епишкова

продюсер проектов «Выкса-фестиваля» и сооснователь локального продюсерского центра «Выксадром»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Несмотря на то, что я коренная выксунка, близкого контакта с фестивалем у меня не было до 2020 года — я много лет жила в других городах (и странах). Но пандемия мягко вернула меня на родину, а жизненный и профессиональный опыт не дали обойти самое крупное культурное событие города стороной.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ» И ОТДЕЛЬНО — РАССКАЖИТЕ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР «ВЫКСАДРОМ»?

На «Выкса-фестивале» я из года в год принимаю разные роли: была линейным, креативным, исполнительным продюсером. Мне нравится — это помогает посмотреть на развитие фестиваля с разных сторон. А еще я считаю себя одним из главных амбассадоров фестиваля, так как постоянно выступаю c рассказами о Выксе на форумах, конференциях и паблик-токах в других городах.

«Выксадром» — это проект, который родился, когда мы поняли, что Выкса готова. Готова не только принимать участие в фестивале, но делать его на праве основного организатора, а также вести самые достойные проекты круглогодично. В привычном смысле нас можно назвать локальным продюсерским центром. Мы называем себя чуть более романтично — бюро идей и воплощений «Выксадром». Мы — команда выксунцев, которые развивают профессиональные навыки продюсирования в своем городе и стремятся делать проекты столичного и, возможно, мирового уровня.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

Наверное, Верхневыксунский пруд — родительский дом находится недалеко от него, мои детские и подростковые маршурты часто проходили мимо этого места, да и сейчас около него всегда спокойно и вдохновенно.

А КАКОЕ СОБЫТИЕ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЯ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ САМЫМ ЛЮБИМЫМ, САМЫМ ВАЖНЫМ?

Если нужно назвать одно, то пусть это будет ПАП-АП — музыкально-цирковой перформанс, который мы делали с Упсала-Цирком в 2021 году. Он стал для меня знаковым, потому что объединил в себе все те новые ценности и подходы, которые мы тогда привносили: проект не был гастрольным, а создавался с нуля усилиями местных жителей (прим. ред. выксунизация — главный принцип фестиваля, нацеленный на максимальное вовлечение жителей города). В нем принимали участие совершенно разные социальные группы: хор ветеранов, местные рэп-исполнители, кузнецы, стритрейсеры и другие. А также он значительно расширил географию фестиваля, так как реализовывался на неконвенциональной площадке — выксунском пассажирском автотранспортном предприятии.

НА САЙТЕ ВАШЕГО ПРОЕКТА СКАЗАНО, ЧТО «“ВЫКСАДРОМ” — ЭТО ПРИМЕР ТОГО, КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПРОГРЕССИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАЙТИ СЕБЕ МЕСТО В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДЕ И ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕСТИ ТАМ ПОЛНОЦЕННУЮ АКТИВНУЮ ЖИЗНЬ». ПОДЕЛИТЕСЬ ОДНОЙ ИСТОРИЕЙ О ТОМ, КАК ВЫКСУНЕЦ С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО ПРОЕКТА СМОГ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В РОДНОМ ГОРОДЕ И РЕАЛИЗОВАЛСЯ?

Тут пойду против правил и поделюсь двумя историями, но кратко. Первый пример — участники нашей команды. Все продюсеры проекта «Выксадром» до его запуска продюсерами не были. У каждого была своя жизнь и другая сфера деятельности в Выксе, но хотелось чего-то большего. За год (а кто-то и меньше) эти люди выросли в уверенных линейных продюсеров, способных реализовать достаточно сложные проекты. Более того, они уже многократно выигрывали гранты на свои личные идеи с нашей поддержкой.

Второй пример — это скейт-школа, которую мы открыли в 2022 году. Ребята-скейтеры, искренне любящие свое дело, долгое время страдали от имиджа бездельников (потому что не хотели заниматься ничем, кроме скейтбординга). Когда наш проект дал им шанс заниматься любимым делом профессионально и получать за это деньги, у многих жизнь повернулась на 180 градусов: их стали принимать в семье, уважать в социуме, они поверили в себя и даже сильно изменились личностно в лучшую сторону.

Анастасия Харабиберова

исполнительный продюсер «Выкса-фестиваля»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Мои друзья и коллеги рассказывали мне про фестиваль, ездили на него в разные годы, а мне никак это не удавалось из-за загруженности, но всегда было интересно. В 2022 году мне написали с предложением поработать на «Выкса-фестивале», притом в абсолютно незнакомой команде, что бывает редко в нашей среде. В тот момент собирался полностью новый продюсерский состав, и в этом была своя прелесть, поскольку и с Выксой мы тогда впервые знакомились все вместе. Тем летом, несмотря на все очевидные трудности, случилось два очень теплых и поддерживающих уикенда, а с ними и взаимная любовь к людям, месту и делу.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

Сделать так, чтобы все и всё, что должно работать, работало. На самом деле, обязанности исполнительного продюсера на подобном фестивале — это масштабированная работа, связанная с менеджментом и надзором, которая есть в любом другом комплексном проекте. Ты должен понимать, как функционирует каждая из его составляющих: творческие участники, технические специалисты, производство — какие задачи входят в создание проектов и сколько времени необходимо на выполнение каждой из них, чтó важно предусмотреть и не упустить. Кроме того, необходимо понемногу уметь делать все, а также хорошо ориентироваться в ведении документации и смет. А дальше, как в «Особом мнении», ты расставляешь все элементы в нужном порядке, прогнозируя сразу несколько вариантов будущего, и следишь за тем, чтобы все развивалось по самому благоприятному сценарию. Ну и софт скиллз в сочетании с индивидуальным подходом к каждому становятся основными инструментами для достижения желаемого результата.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

Очень люблю сосны вокруг Верхневыксунского пруда, особенно гулять вдоль берега со стороны пляжа Максима Горького.

А КАКОЕ СОБЫТИЕ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЯ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ САМЫМ ЛЮБИМЫМ, САМЫМ ВАЖНЫМ?

Не могу выбрать, честно говоря. Когда участвуешь в создании, все проекты для тебя становятся самыми-самыми, каждый по-своему. Для меня это парадокс в духе «кого из детей вы любите больше?».

РАССКАЖИТЕ ОДНУ ИСТОРИЮ, КОГДА ВСЕ ПОШЛО НЕ ПО ПЛАНУ ВО ВРЕМЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ.

Тут, скорее, надо было бы попросить рассказать историю, когда все пошло по плану. Ретроспективно ни к одной из ситуаций уже нельзя применить «пошло не по плану», поскольку запланированный результат всегда достигался, а про все произошедшее в процессе всегда можно сказать, что таким и был план. У нас была ситуация, когда у одного из подрядчиков сгорел склад с оборудованием близко к датам проведения фестиваля и мы достаточно быстро перезаказали все у других, поскольку держали несколько броней на случай форс-мажора. Вот и получается, что даже такая ситуация — это часть плана!

Екатерина Голотвина

художница, участница творческих проектов «Выкса-фестиваля»

РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЕМ»?

Впервые я участвовала в 2019 году в параллельной программе фестиваля, которую делал Володя Селезнёв. Выставка выксунских художников называлась «То, чего не может быть». В тот год я вместе со своими студентами сделала конструктор вымышленных существ «Бестиарий». Мы привезли его в Выксу и на мастер-классе вместе с детьми создавали вымышленных животных, которые могли бы населять Выксу. Дети наделяли их разными особенностями, силами, придумывали животным окрас и звуки, которые те издают. Животных заселили в музей — и дети нарисовали карту, по которой на выставке можно было их найти. Одни прятались, кто за углом, кто под потолком, а другие были на виду.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА В РАМКАХ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

Я участник фестиваля — он сделан как будто специально для меня. Я могу создавать в рамках фестиваля свои художественные проекты, а могу быть частью абсолютно нетипичных для меня проектов. Например, в этом году я приняла участие в создании спектакля «Сочинение будущего» и полгода вела театральную лабораторию.

КАКОЕ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО В ВЫКСЕ?

Мое любимое место в Выксе — середина Верхнего пруда. Туда можно добраться на сапе летом или на коньках зимой (когда везет с погодой и весь пруд превращается в каток). Люблю приплыть туда, спрыгнуть в воду, искупаться и полежать, посмотреть в небо. Смотреть на сосны, на город. Для меня это чистое впечатление от Выксы.

А КАКОЕ СОБЫТИЕ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЯ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ САМЫМ ЛЮБИМЫМ, САМЫМ ВАЖНЫМ?

У меня есть два фаворита в этом рейтинге. Первый — спектакль уличного театра АХЕ по произведению Бориса Виана «Пена дней». Было какое-то феерическое действие, где из вымышленного вспоротого живота главной героини герой достает связку сарделек, а сверху на них смотрит полуголый саксофонист, их заливают пеной, потом затягивают пленкой, а затем всю театральную сцену-куб несут в пруд — и там топят. В общем, неподвластное здравому смыслу событие, которое притягивало и увлекало. Но самое важное для меня случилось после. За спектаклем наблюдала пара — отец с сыном. И папа был эталоном всех стереотипных представлений о человеке, далеком от искусства. У него была кепка, брюки в три полоски, остроносые туфли, барсетка. Его сын лет восьми долго стоял и в какой-то момент сказал: «Вот это да, ничего себе!». Они развернулись и пошли. Мне кажется, это то, ради чего создается фестиваль, ради такого внезапного столкновения с необъяснимым. С искусством.

Второе — открытие мурала Эрика Булатова «Стой — иди». Чувство исторического события, встреча с великим. Гостей на завод привозили на пазиках, на которых ездят рабочие, — это хореография маршруток. Прибытие Эрика Булатова к муралу на поезде. Сопровождение события музыкой трубы большого диаметра. И вдруг включается свет и мы наконец видим впечатляющую работу на стене цеха. Да, это было столкновение с чем-то очень важным.

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЕКТ «ВЫКСУНСКАЯ МАЙОЛИКА» МЕНЯЕТ ГОРОД, ЕГО ОБЛИК И, ГЛАВНОЕ, — ОЩУЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ В НЕМ?

Мне кажется, что ребята, которые учатся в Ближнепесоченской школе, все чаще сталкиваются с тем, что они важны. Эта школа — не самая популярная школа города и района. И для ребят каждый раз было удивительно, что к ним приезжает кто-то большой, важный или популярный. А из-за проекта их школу посещают и замечают. Горизонт проекта — ближайшие лет 10-20, когда дети, которые рассказывали, что же они хотели бы изменить в нашем мире, приступят к реализации задуманного. Видимо, нужно чуть больше времени, чтобы осознать, повлияет ли этот проект на город и его облик.

ИНТЕРВЬЮ

Фото: Валерий Белобеев

18 October, 2024