Кто это придумал и как это работает: команда ярмарки современного искусства |catalog|

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Евгения Баранова

11 April, 2024

Ярмарка современного искусства |catalog| была инициирована Ассоциацией галерей, поддерживает идеи солидарности на рынке искусства и организована с горизонтальным подходом. В весеннем выпуске ярмарки участвуют 54 галереи со всей России — это почти в два раза больше, чем в дебютном зимнем сезоне.

Разбираемся, как устроена работа команды |catalog| и каким образом для нее проходит отбор участников.

Софья Троценко

инициатор ярмарки, основатель ЦСИ Винзавод

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Как одновременная игра на четырех роялях.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Ярмарка |catalog| инициирована Ассоциацией галерей, которая создана как горизонтальная организация для объединения галерей и поддержки арт-индустрий. Если буквально — это самоорганизованная институция, у которой есть инициаторы. Нет никакого дяди, который придумал и руководит проектом по своим правилам, а вы как хотите. Все правила придумывают сами галеристы и работают по ним. Являясь главными агрегаторами и двигателями арт-рынка, логично, что галеристы организовали свою ярмарку.

КАКОЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СЕЙЧАС НУЖЕН?

Открытость и взаимная поддержка. Это необходимо всегда, и сегодня наиболее актуально на институциональном уровне, не только как частные инициативы.

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЮТСЯ РАБОТЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА FRESH TALENTS?

В рамках специального проекта Fresh Talents в этот раз студенты Свободных мастерских ММОМА под кураторством Дарьи Камышниковой покажут работы-размышления, собранные вокруг темы пейзажа. Художников всегда отбирает куратор.

Алина Крюкова

инициатор и учредитель ярмарки, галерист

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Постоянно находить решения. Я знаю множество ответов на слово «невозможно». Через пару лет, наверное, смогу издать пособие.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Я не устану повторять, что время агрессивной конкуренции прошло и необходимо переходить в модус партнерства. В солидарных жестах заложен огромный потенциал созидательной энергии, которая может любую отрасль или сферы изменить в короткие сроки. Именно поэтому ярмарка, как результат кооперации галеристов на базе Ассоциации, может стать показательным примером не только успешного институционального проекта, но и механизмом реализации и интеграции новых правил и стандартов.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

Конечно! Всегда с большим любопытством что-то для себя открываю у коллег и пополняю свою коллекцию. В Anna Nova и Futuro что-то уже присмотрела, обязательно изучу стенд Е.К.Арт.Бюро и Iragui.

ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ?

Сложный и простой вопрос одновременно. Рынок современного искусства состоит из отдельных игроков, реализующих свою политику, опирающихся на свои правила или представления о том, как должно быть. Когда же появляется объединение и происходит опыление друг друга опытом, многие процессы начинают обретать характер упорядоченной системы, обычаи и разрозненная практика ложатся в основание стандартов и дорожных карт. Результатом этого становится прозрачность и открытость для новых игроков и тех, кто напитывает рынок деньгами.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ |CATALOG| ОТ ДРУГИХ ЯРМАРОК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Мы еще одна профессиональная ярмарка современного искусства, которых теперь в России пять. Все игроки оказываются в ситуации равенства (стенды равных размеров и место определяется жеребьевкой) и изначального доверия к профессиональной биографии галереи. У нас нет ограничений по количеству художников, но в весеннем выпуске мы просим показывать хедлайнеров галереи, а в декабрьском выводить на рынок хотя бы одно новое имя. Также у ярмарки есть музыкальный куратор — музыкант и композитор Глеб Андрианов, который собрал не только ежедневное звучание ярмарки, но и выступит с концертом 13 апреля. Завершится ярмарка в воскресенье сольным выступлением Владимира Мартынова с этюдом «На пришествие героя».

Татьяна Немировская

основатель PR-bureau vesnaskoro, которое отвечает за PR ярмарки

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Большое вдохновение и круглосуточные чаты. Сотни художников, галеристов, журналистов, профессионалов и публики. Большое счастье соединять всех и быть причастным к созданию чего-то нового. Четыре дня бесконечного общения и получения огромного объема информации — о новых работах, рынке, подходах, портфолио, интересах.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Потому что именно это — самая прочная основа любого рынка. И уверена — любого бизнеса. Прозрачность в договоренностях и озвучиваемых правилах игры, в составлении портфолио и провенанса. В случае ярмарки был придуман важный ход — с жеребьевкой по выбору стенда. Все решает случай. С этого выпуска ярмарка запускает аккредитацию для дилеров. Еще один принцип системности и прозрачности. Счастлива наблюдать, как эти процессы развиваются на наших глазах. Успех первого |catalog| это показал и сегодня мы видим потрясающий результат — в ярмарке приняли участие почти в два раза больше галерей, чем прошлой зимой.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

Очень люблю работы Лизы Бобковой и всегда за ними слежу. На прошлой ярмарке влюбилась в работы Паши Бумажного на стенде галереи Futuro, точно обращу внимание на работы Артема Филатова и Дениса Патракеева, всегда с удовольствием наблюдаю за стендами pop/off/art и галереей Марины Гисич. И очень надеюсь увидеть на ярмарке новые имена, которых не знала раньше! Ну и надеюсь, что collectors preview даст возможность купить одной из первых что-то интересное.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ БИЗНЕС И ПОСРЕДНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ АРТ-СРЕДЫ?

Бизнес — большой катализатор. Во все времена, лучше всего мы это помним по эпохе Возрождения: покровители искусств и их заказы становились точкой отсчета создания шедевров. Сегодня бизнес хорошо умеет поддерживать музеи и отдельно художников, инвестирует в создание резиденций, продвигает свой бренд с помощью коллабораций с искусством, а кто-то формирует коллекции. Все это создает импульс, расширяет конкурентное поле, открывает новые имена. Сегодня можно легко назвать пять городов, где усилиями меценатов созданы арт-резиденции — а все это поддержка художников, места для мастерских и создание новых работ.

ДЛЯ КОГО СОЗДАН ПРОЕКТ |CATALOG|?

Для всех, кто хочет следить за рынком, кто умеет выстраивать стратегию коллекции и для тех, кто хочет купить первую работу, но не знает, с чего начать.

Марго Макарова и Уля Савич

команда newnow, разработали концепцию и визуальный код ярмарки

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Создавать новую вселенную. Не Marvel, но супер-герои в таком деле проявляются особенно.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Пока траектория движения в нашей среде напоминает американские горки — весело, местами опасно и никогда не знаешь, что ждет за поворотом. Прозрачность — звучит как утопия, но ассоциация прилагает достаточно много усилий, чтоб сформировать свод принципов для ориентира. А в рамках ярмарки все интереснее наблюдать за сюжетом, когда на старте у всех участников одинаковое количество фишек, никаких привилегий. Игра становится интереснее!

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

В силу своей деятельности, мы натуры увлекающиеся, очаровывающиеся, но удивительно похожи тем, что обе никогда не планируем покупки. Мэтч с произведением искусства может быть спонтанным, но чаще при живом контакте. Мы ярмарку воспринимаем во всем ее многообразии и выделяем для себя не только объекты, представленные галереями, но и специальные проекты |catalog| — благотворительный проект limeted edition с тиражными работами Валерия Чтака и Гоши Острецова, музыкальная программа, курируемая командой Cinematica. Предпочитаем знакомиться и доверять своему внутреннему отклику.

КАКИМ БЫЛ ЗАПРОС СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАТОРОВ, КОГДА ВЫ НАЧИНАЛИ ОБСУЖДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОДА?

Визуальный код ярмарки — это далеко не начальный этап нашей работы, он формируется из общей идеи, которая определяет метод коммуникации. |catalog| как издание, каждый выпуск которого начинается с чистого листа, был рожден из запроса на многосерийность, профессиональный опыт, экспертность и горизонтальный подход.

В ЧЕМ КЛЮЧ К КОНЦЕПЦИИ И ЧТО, ИСХОДЯ ИЗ НЕЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ СДЕЛАТЬ?

Первый |catalog| был выпущен в стенах исторического здания Первой образцовой типографии. Новая ярмарка — это новый слой в истории, архивация момента во времени. Каждый выпуск — это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава — галерея, страница — художник, а словом является произведение искусства. |catalog| — это краткое содержание времени, выраженное в форме.

P.S.: Услышали сегодня от коллеги комментарий: кнопка catalog на сайте вашего проекта очень напоминает ярмарку, давайте переименуем? Да, мы про тот catalog, который в прямом смысле «каталог» — подборка работ с фото и описанием, каталог, который подразумевает предложение. Получается, за что боролись, на то и напоролись?

Клим Колосов

генеральный директор ярмарки

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Держать фокус на долгосрочных целях, ярмарка — это только шаг, ступень, веха, не больше, но и не меньше. Беречь консенсус и взаимное доверие: когда яркие люди с яркими идеями собираются вместе, необходима качественная модерация, и нельзя оставлять неучтенных интересов. Искать и находить баланс между ослепительным шоу и бытовой гигиеной — и в целом между желаемым и технически выполнимым.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Пусть это останется загадкой.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

Вот на что смотрю — Батынков у Крокина, Флоренские у Тотибадзе, объекты Одинцова в лаунже BKSQ, и что-то небольшое у Елены Куприной-Ляхович.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЯРМАРКУ |CATALOG| ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ И ЕСЛИ ДА, ТО ПО КАКИМ КАЧЕСТВАМ?

По формальным признакам это скорее анти-институциональное начинание, компания-устроитель не имеет связи с государством, учредители — частные лица плюс Ассоциация АГА, которая создана и управляется независимыми галеристами.

КАКИЕ ЗАДАЧИ СЕЙЧАС СТОЯТ ПЕРЕД ТЕМИ, КТО УЧАСТВУЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА?

Если смотреть на художественный процесс как совокупность жизненных циклов отдельных артефактов от первого авторского озарения и до финального места на скрижалях, то позитивная задача — способствовать свободе создания, рыночного оборота, медийного распространения произведений, защищать права создателей и хранителей, а также просвещать публику и взращивать таланты. А негативная задача — не стать посмешищем, изобретая велосипед на квадратных колесах и копируя практики карго-культа. Но это высоко в горах, не в нашем районе.

Есфирь Панек

директор Ассоциации галерей (АГА)

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Создавать пространство для обмена опытом, вдохновением и двигать развитие современного искусства здесь и сейчас.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Арт-рынок развивается довольно стихийно, как его не пытается обуздать аналитика и инструменты фондового рынка. Для качественного и устойчивого развития доверительные отношения и открытое сотрудничество просто необходимы. Равные права, понятные правила игры и доступный вход в коллекционирование — хороший фундамент для развития современного искусства.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

Ярмарка — настоящая лавка чудес, глаза разбегаются от выбора. Но как часть коллекции для меня особенно выделяется тиражная графика Валерия Чтака lcatalog| limited edition в рамках благотворительной инициативы ярмарки. Не просто пополнение коллекции, но и возможность поддержать художника и разделить с ним его ситуацию. От этого работа становится только ценнее историей, где есть место простым и понятным человеческим чувствам.

КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД АССОЦИАЦИЕЙ ГАЛЕРЕЙ?

Ассоциация галерей как главный навигатор по российскому арт-рынку сосредотачивает свое внимание на проблемных зонах сферы, где решение можно найти, объединив опыт и знания разных экспертов. Сейчас наши основные стратегические направления это систематизация ценообразования, создание прозрачности арт-рынка и формирование профессиональной этики между его участниками. Так как над решением этих задач работают непосредственные участники арт-рынка, то все выпускаемые Ассоциацией документы выходят прикладными и рабочими в ежедневной галерейной рутине.

КАК НАЧИНАЮЩИМ КАРЬЕРУ ХУДОЖНИКАМ НАЙТИ СВОЮ ГАЛЕРЕЮ?

Для начинающих художников поиск своей первой галереи может быть захватывающим и важным шагом в их карьере. Единого совета здесь нет. У каждого художника своя история становления. Но я глубоко убеждена, что долгосрочный и продуктивный союз художника и галереи — как брак по любви: одни ценности, цели и доверие. Нелишним будет познакомится с галереей, изучить ее Gallery Statement, направления работы, стиль и каких художников уже представляют. Всегда проще работать и добиваться высот с тем, кто говорит с тобой на одном «языке». Но в основе любого сотрудничества — ценность отношений. Тут новичку подспорьем станет «Кодекс профессиональной этики участников арт-рынка», выпущенный Ассоциацией галерей. Эти рекомендации дадут понимание принципа работы арт-рынка и залога здорового сотрудничества.

Александр Шаров

инициатор и учредитель ярмарки, галерист

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Сложно и интересно одновременно. От ярмарки к ярмарке появляются новые задачи и идеи, которые интересно реализовывать в этом формате, но не без сложностей и проблем.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Прозрачность и горизонтальность уже стали нашим фирменным стилем. По опыту первого выпуска мы видим, что задекларированные нами принципы стали практическим и действенным инструментом для сообщества.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

Всегда хожу по всем стендам и иногда что-то приобретаю, кстати, обычно это молодые имена.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ В РОССИЙСКОМ СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ ПОЯВЛЯЛИСЬ НОВЫЕ ИМЕНА И НОВЫЕ ИДЕИ?

Нет однозначного решения, это должен быть комплексный ответ. Чем больше будет институций и таких событий (ярмарок), тем больше шансов, что галереи будут вводить в состав новые имена.

ВИДИТЕ ЛИ ВЫ У РОССИЙСКОГО АРТ-РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ?

Однозначно не сейчас. В будущем такое возможно, если мы сохраним статус ярмарок и весомость участников и искусства. Сейчас же стоит задача сохранить это и не растерять.

Дмитрий Ханкин

инициатор и учредитель ярмарки, галерист

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Это специфическое удовольствие. Я очень люблю все, что связано с производством. Для меня это всегда определяющее. Производство этой ярмарки сложное, сам дом интересный, поэтому и удовольствия мы получаем от этого поболее, чем от любой другой площадки. У нас есть разный опыт, поэтому мне есть, с чем сравнивать.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Не может быть по-другому, с этого все должно начинаться. К сожалению, мы наблюдаем, например, как на других ярмарках отдельно уважаемая галерея становится жертвой чьих-то интриг. Для каталога этот подход неприемлем. Все те, кто занимается этим делом, — группа единомышленников. Странно что-то скрывать от людей, которые прекрасно осведомлены о том, как устроен мир вокруг. Все станет явным всегда.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

Да кто ж сейчас может сказать, это же ярмарка. Вдруг я увижу что-нибудь, без чего я жить не смогу, и, конечно, постараюсь купить, а лучше выменять или выпросить.

НА ЧЕМ СТРОИТСЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД |CATALOG|?

На том, о чем мы говорили. Это очень прозрачная история, очень ясная, но в сущности, это история труда энтузиастов, работающих на общее дело. Этим объясняется все остальное. Основой организационного подхода, наверное, является некое общее согласие и общее мнение, которое затем становится обязательным. Оно достигается простым большинством.

Можно говорить, что |catalog| — это ярмарка для галерей и галеристов. Мы очень стараемся, чтобы людям нашей профессии с каталогом было удобно и уютно. Это второй, наверное, основной принцип.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ФОРМИРУЕТСЯ ВНУТРИЦЕХОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ?

Цеховая солидарность, как и любая другая солидарность, с одной стороны, нарабатывается. И каталог это один из инструментов выработки цеховой солидарности. Но, в сущности, достаточно руководствоваться здравым смыслом и некой бизнес-логикой, специфической для нашего цеха, для того, чтобы оставаться солидаристами и быть внимательным к просьбам и нуждам себе подобных: нас слишком мало, чтоб позволить себе настоящую серьезную вендетту и глубинную неприязнь.

Алиса Ершова

менеджер галерей

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »

Большая ответственность. В первую очередь, перед участниками. |catalog| — индустриальная ярмарка, она создается галеристами для галеристов. Учредители, как никто другой, знают боли коллег по цеху во время ярмарок и других выставочных мероприятий, поэтому комфорт галерей-участников на площадке — одна из главных задач нашей команды.

В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

|catalog| — это, по сути, продукт работы Ассоциации галерей, чьи инициативы направлены на укрепление сотрудничества между участниками арт-рынка. Равенство между галереями, художниками, и, что важно, между зрителями, обеспечено единым дизайном. Принцип конкуренции нивелируется, главных ролей нет. Мы призываем зрителя путешествовать взглядом не по уже знакомым именам и названиям, но по самим объектам искусства.

ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?

В весеннем выпуске ярмарки принимает участие почти в два раза больше галерей, чем в декабре 2023 года. А значит, в два раза увеличился выбор! К своей первой покупке хочу отнестись ответственно. В этом выпуске смотрю (и уже мысленно забираю домой) молодых художников HSE ART GALLERY — Софию Чичкину и Ивана Клековкина, печатное искусство у ПиранезиLAB и фотографию на стенде PENNLAB Gallery.

КАК ГАЛЕРЕИ МОГЛИ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЯРМАРКЕ?

Экспертный совет из учредителей определил список галерей для приглашения к участию, исходя из возможностей площадки и количества стендов. После отбора участники были приглашены на жеребьевку, где в режиме реального времени происходило распределение стендов. May the odds be ever in your favor!

КАК ОРГАНИЗОВАНО ЭКСПОНИРОВАНИЕ НА ЯРМАРКЕ |CATALOG|?

У всех участников единый размер стенда, унифицированный дизайн и полная свобода в выборе объектов для экспонирования. Галереи распределены по этажам — не по секциям и не по статусу, лишь только в соответствие с номером, выпавшем им на жеребьевке.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Евгения Баранова

11 April, 2024