Кто собирает искусство: коллекция Натальи Коренченко
Новой героиней рубрики «Коллекционеры» стала Наталья Коренченко, директор по развитию студии «Тихая» в Нижнем Новгороде и основатель концепт-стора «Твой бывший».
Поговорили о том, как она прививает любовь к искусству у своих детей, почему хорошая коллекция по ее мнению приносит радость и как искусство меняет жизнь.
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША КОЛЛЕКЦИЯ? ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ПЕРВОЕ КУПЛЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА?
Первыми работами, которые я купила самостоятельно, были офорты в 2015 году Александра Дашевского «Мужской кабинет». В то же время я приобрела шелкографию Дмитрия Аске. Но спустя 3 года я продала ее другому коллекционеру. В его руках были все шелкографии Димы, кроме той, что была у меня. Пока это единственная проданная работа из моей коллекции. Потом мой будущий муж подарил мне одну из первых книг художника Андрея Оленева. Дальше мы начали собирать коллекцию уже вместе.
А КАК ВЫ ВМЕСТЕ С МУЖЕМ РЕШАЕТЕ, ЧТО БУДЕТЕ ПОКУПАТЬ В КОЛЛЕКЦИЮ? БЫВАЮТ ЛИ У ВАС СПОРЫ?
Надо признаться, моя любовь к современному искусству получила новый виток благодаря моему мужу. После переезда из Москвы в Нижний Новгород мы начали собирать совместную коллекцию. Надо отдать должное Рустаму, у нас практически никогда не бывает споров на тему покупки работ. В большинстве случаев он доверяет мне и моему выбору.
СКОЛЬКО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА У ВАС СЕЙЧАС В КОЛЛЕКЦИИ?
Мне не хотелось бы заострять внимание на количестве произведений. На мой взгляд, это не так важно. Хочется, чтобы количество переходило в качество. На мой взгляд, этот критерий определяет коллекцию.
А КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЕСТЬ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИИ? ЧТО ОТЛИЧАЕТ ХОРОШУЮ КОЛЛЕКЦИЮ ОТ ПЛОХОЙ?
Я скажу так, под критерием качества я подразумеваю удовлетворение и получение удовольствия от собственной коллекции, исходя из знаний и опыта, которые уже есть. Соответствие внешнего и внутреннего. Наличие диалога между соседствующими в коллекции авторами и произведениями.
Плохая коллекция — это коллекция, обладание которой не приносит тебе радости.
ЕСТЬ ЛИ В ВАШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ КАКАЯ-ТО ОДНА ТЕМА ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТЬ?
Наша коллекция полностью отражает наш с мужем дух. Покупкой работ мне нравится поддерживать еще совсем начинающих художников из разных городов России. В связи с тем, что моя жизнь теперь неразрывно связана с Нижним Новгородом, я очень много внимания уделяю покупке нижегородских молодых авторов. Для нас коллекционирование — это больше не про инвестиции, а про нашу жизнь в целом, про общие ценности и дух времени, в котором мы живем.
Отдельно мы покупаем искусство в коллекцию дочери, надеясь, что еще через год или два (а Тамаре сейчас 5 лет) она сама будет выбирать работы, которые ей отзываются. А пока она зарабатывает свои первые деньги, продавая рисунки в домашней галерее. И в этот процесс вовлечены все члены семьи и друзья. Чем больше будет коллекций разной направленности и уровня, тем интересней и разнообразнее будет диалог, тем быстрее то самое количество будет переходить в качество.
ИНТЕРЕСНО, А ДОЧЬ УЖЕ КАК-ТО ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ВЫБОРЕ ИСКУССТВА В СВОЮ БУДУЩУЮ КОЛЛЕКЦИЮ? ИЛИ ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЕЁ КОЛЛЕКЦИИ ОТ ТОГО, ЧТО ВЫ ПОКУПАЕТЕ ОБЫЧНО?
Я не форсирую события. Пока мы с дочкой и сыном ходим в музеи и на выставки. Я всегда спрашиваю, что им понравилось и почему, что запомнилось. Надо признаться, что ей в пять лет пока больше интересны танцы и математика. А сын в три года собирает коллекцию трансформеров. Но искусство так органично вписано в нашу повседневную жизнь, что и у детей не остается шанса не интересоваться им.
А если посмотреть на те работы, которые мы покупаем для дочери, то будет заметно, как они выделяются среди других работ своими насыщенными и яркими цветами. Часто, глядя на работы, мы с дочкой придумываем и зашифровываем тайные смыслы, понятные только нам. В общем, превращаем процесс коллекционирования в увлекательную и нескучную игру.
КАК Я ЗНАЮ, ВЫ НЕДАВНО ЗАКОНЧИЛИ РЕМОНТ И ПЕРЕЕХАЛИ В НОВУЮ КВАРТИРУ. ПРОДУМЫВАЛИ ЛИ ВЫ ЗАРАНЕЕ, ЧТО И ГДЕ ИЗ ВАШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ БУДЕТ ВИСЕТЬ ИЛИ СТОЯТЬ? ИЛИ ЭТО ПОКА ЕЩЁ В ПРОЦЕССЕ?
Действительно, мы уже больше месяца живем в новой квартире, но она еще требует кое-каких доработок. Пока мы перевезли только процентов 40 из всего того, что в ней должно быть.
Заказывая проект у архитектора, моим первым и главным требованием были белые стены. Много белых стен. Все время пока шел ремонт, я мысленно выбирала места в квартире для той или иной работы, получая от этого невероятное удовольствие. Я четкий визуал, и мне нравится жить с искусством. Это моя ежедневная подпитка энергией и пониманием того, что наше будущее мы формируем здесь и сейчас.
Вообще искусство в этой квартире появилось еще до появления в ней стен. До ремонта мы делали в этой квартире выставку: по эскизам наших друзей-художников, Яков Хорев прямо на бетонных стенах делал работы.
А ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ СВОИ ПОКУПКИ? ИЛИ ЭТО ПРОИСХОДИТ СТИХИЙНО?
Чем больше знаний и опыта ты приобретаешь, тем более обдуманными становятся покупки. Но я точно скажу, что я не на том уровне, когда ты четко знаешь, сколько и каких работ тебе нужно. И элемент стихийности все-таки присутствует. Я не пытаюсь прыгнуть выше своей головы, и считаю, что процесс коллекционирования созвучен моему внутреннему мироощущению.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ В АРТ-СФЕРЕ ФИГУРА КОЛЛЕКЦИОНЕРА?
Я восхищаюсь коллекционерами-визионерами. Такие люди не просто включены в процесс товарно-денежных отношений, они наравне с крупными музеями, институциями и галереями формируют облик будущего, в котором нам с вами жить.
А НАЗЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ?
Стоит признаться, что про себя я думаю, что я пока еще начинающий коллекционер современного искусства. Но мой путь будет красив и интересен.
ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ КАК-ТО ВАША ЖИЗНЬ С ПОЯВЛЕНИЕМ В НЕЙ ИСКУССТВА?
Искусство в той или иной мере всегда присутствовало в моей жизни. А вот встреча с актуальным искусством кардинально изменила вектор моей жизни. Благодаря любви и интересу к современному искусству я переехала в другой город и нахожусь среди тех людей, которые мне дороги.
МОГЛИ БЫ ВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ИСТОРИЕЙ О СВОЕЙ САМОЙ УДАЧНОЙ ПОКУПКЕ? И О ТОМ, ЧТО НЕ ПРИОБРЕЛИ, А ТЕПЕРЬ ЖАЛЕЕТЕ?
Практически с каждой работой из коллекции связана история. И это добавляет ценность работе лично для меня. Покупка работы, которую хотели купить еще 3-4 человека, а ты была первой и забронировала работу раньше, увеличивает азарт и интерес. С той же силой мотивирует и момент, когда ты упускаешь важную и ключевую для твоей коллекции работу.
Например, мы с мужем были первыми, кто купил видео Павла Отдельнова. Я счастлива, что успела забронировать кинетическую скульптуру Вани Серого «Счеты», которая была сделана для выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в музее «Гараж».
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ СДЕЛАТЬ ИЗ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ АРХИВ ИЛИ МУЗЕЙ?
Время показало, что не все планы могут быть легко реализуемы, и иногда приходится их корректировать уже в процессе. Оставлю себе еще некоторое время на пополнение и качественную пересборку коллекции.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ВИШЛИСТ?
Я была бы не коллекционером, если бы у меня не было списка из 10-20 желанных работ. Раскрывать все карты здесь и сейчас не стану. В этом списке много работ, которые финансово пока не тяну. Лучше вы снова возьмете у меня интервью через год или полтора, и я вам честно расскажу, чем пополнилась моя коллекция за это время, какие позиции из моего вишлиста попали в руки, а какие я упустила.
КАКОЙ СОВЕТ ВЫ БЫ МОГЛИ ДАТЬ НАЧИНАЮЩИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ?
Читать;
Смотреть;
Слушать;
Думать;
Покупать;
Документировать;
Любить.