ФОТОГРАФ МАКС БЕДОВ

мастерская

18 January, 2020

Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы. Макс Бедов – фотограф в самом классическом, американском понимании, его специализация – ручная печать. Для рубрики «мастерские» мы сняли его даркрум и узнали о процессе формирования пространства и его творческом пути 📸

Форматная камера Arca-Swiss

Сколько лет ты уже занимаешься фотографией?
Если не считать детских воспоминаний о печати фотографий с родителями, то на настоящий момент порядка 20 лет.

Как все началось?
Начиналось как у всех советских детей: одеяло на окно, увеличитель «Юность».
Потом был институт по специальности «Реставрация», появилась постоянная необходимость в фотофиксации всех процессов. Затем стало понятно, что дело это интересное, в особенности если делать его от начала и до конца самостоятельно.
А в глобальном плане все началось с первого художественного училища, куда я попал вольнослушателем в 13 лет, а дальше все понеслось, закрутилось – и с каждым годом становится все интереснее и интереснее.

Почему занялся сразу классической черно-белой фотографией?
По поводу цвета даже никогда и вопрос не стоял. Все лучшее, что я видел на тот момент, было снято только на чб. Мне сразу было ясно, что цвет – это мода, репортаж, спорт, а фотография как искусство – это только чб.
Да и сам по себе процесс черно-белой печати подразумевает сколь угодно глубокое вмешательство автора для достижения задуманного. В работе с печатью возможности по части трактовки изображения практически безграничны. Можно не только управлять контрастом и плотностью итогового изображения, но и посредством масок делать то, что в фотошопе называется «гнуть кривую», можно управлять краевыми эффектами – и все вышеперечисленное можно делать локально.
То есть само исходное изображение, негатив — это, можно сказать, «тема», а развивать эту тему можно уже на свое усмотрение.

  • «Сухая» часть даркрума
    «Сухая» часть даркрума
  • Проявочная машина от Heiland electronic
    Проявочная машина от Heiland electronic
  • Химия для платино-палладиевой печати
    Химия для платино-палладиевой печати
  • Химия, система вентиляции и электронный смеситель от Haas
    Химия, система вентиляции и электронный смеситель от Haas
  • Промывка для листовой плёнки собственной конструкции
    Промывка для листовой плёнки собственной конструкции

Что было для тебя удивительного в процессе проявки и фотографирования, чего ты не ожидал от своей работы?
Все удивительно, начиная со съемки и до монтажа готового отпечатка в раму. Каждый этап захватывает – без преувеличения! Рутины и обыденности нет ни в чем. А самое удивительное, пожалуй в том, что в какой-то момент стало понятно, что все гораздо сложнее и оттого интереснее, чем казалось на первых порах.

Кто были и есть твои учителя?
Мне посчастливилось изначально получить серьезное художественное образование: два училища, потом Строгановский университет. Все, что касается компоновки, композиции, общего подхода к построению картинки идет из этого периода жизни. Что же касается именно учителей в области фотографии, то тут лучше любого учителя для меня внимание к классикам и их почитание, и, что самое важное, классиков в оригинальных отпечатках.
Единственный человек, кого я могу называть учителем в области фотографии – это богоподобный Джон Секстон, у которого мне посчастливилось пройти продвинутый курс обучения. Это было в 2016 году, и это то, о чем можно будет рассказывать внукам. Джон является прямым и непосредственным участником той истории классической фотографии, которая уже сейчас для большинства современников выглядит практически как легенда – как взятие Трои или падение Вавилонской башни.
И в целом мне близка традиция Американской классической фотографии, поэтому эталоном являются представители именно этого круга, их имена и так всем известны: Ансель Адамс, Эдвард и Бретт Вестоны, Рут Бернард, Джон Уимберли, Джон Секстон, конечно.

Как появился даркрум?
Даркрум появился после первого курса института в девятнадцать лет. Не то, чтобы именно даркрум: фотоувеличитель в той же комнате съемной квартиры, в которой спал и жил.
Сейчас этот даркрум уже пятый по счету. Предыдущие четыре были на разных съемных квартирах. Первый прямо в спальне, второй был самый экзотичный – размещался в просторном встроенном шкафу в прихожей, только химию пришлось размещать на кухне, а промывку в ванне, и потому затемнять приходилось сразу всю квартиру. К счастью, квартира была невелика, но тем не менее это было tricky. Кстати, для тонирования, чтобы не задохнуться, приходилось удаляться на пожарную лестницу.
Третий был уже в отдельной комнате и выглядел вполне достойно. Четвертый пришлось устраивать в тесной кладовке, и вот только сейчас, пятый вариант, смог приблизиться к идеалу.

Как долго ты его организовывал?
Думаю, я шел к этому все 20 лет, и не могу сказать, что процесс завершен. Да, все отлично, удобно, но все еще есть как недоделки, так и идеи, как сделать лучше.

Можешь назвать главные компоненты идеального даркрума?
Сложный вопрос. Все части важны, но при этом без многого можно обойтись, поступившись удобством. Главные элементы: темнота, вода, вентиляция и хорошее техническое оснащение, которое позволит реализовать все задумки.

Важен ли порядок или у тебя случаются творческие завалы вещей?
Порядок – дело, конечно, очень индивидуальное, но я считаю, что он категорически необходим, иначе ничего не получится. Сама технология обязывает: если не будет порядка, не будет стабильного, прогнозируемого и воспроизводимого результата.

  • «Франкинштейн» Фотоувеличитель на базе LPL для проекционной печати платины-палладия
    «Франкинштейн» Фотоувеличитель на базе LPL для проекционной печати платины-палладия
  • Запас бумаги и перчаток
    Запас бумаги и перчаток
  • Фрезерный станок по металлу и прочее добро
    Фрезерный станок по металлу и прочее добро
  • Превый (третий) русский дагерротип XXI века
    Превый (третий) русский дагерротип XXI века
  • Работа Богоподобного Джона Секстона
    Работа Богоподобного Джона Секстона
  • Штемпели для благоукрашения оборотной стороны отпечатка
    Штемпели для благоукрашения оборотной стороны отпечатка

Ты уже долго занимаешься своим делом. Какая у тебя цель или желание, которое ты реализуешь в своем занятии?
У меня нет цели. Цель – это плохо, самое худшее – то, что ты рано или поздно ее достигнешь. Для меня фотография – это процесс, интересный, многогранный, приносящий позитивные эмоции, и этот процесс прекрасен тем, что не подразумевает никакого эндшпиля, это как шахматная партия, в которую можно играть вечно, и при этом игра не теряет своего накала.

Ты еще также занимаешься ремонтом и изобретением оборудования. Что последнее изобрел?
Техникой приходится заниматься в некоторой степени вынужденно, не все оборудование есть, что-то надо делать или совершенствовать самостоятельно. Что-то уже не выпускается, или выпускается не настолько хорошее, чтобы сразу можно было пользоваться. Короче, так исторически сложилось, что проще сделать самому с нуля, чем найти готовое решение.

Например, я изготавливаю комплекты «Pin registration system» – это система, которая позволяет очень тонко управлять изображением при печати, делать так называемые «маски». Раньше было несколько компаний, которые делали подобные вещи – Condit, Inglis, даже Durst делал подобные комплекты для своих увеличителей. А сейчас не осталось никого, плюс сами навыки работы с такими системами в значительной мере утрачены. В реальности же без подобного оборудования невозможно напечатать что-либо серьезное. Иногда люди обращаются и за обучением, в том числе и для обучения работе с этой системой.

Как твое занятие стало приносить деньги и начало работать на тебя?
Сложный вопрос, правильнее всего ответить никак. Или я не знаю как – очень медленно и постепенно.

"Он Бог, от него сияние исходит!..." (Ансель Адамс на открытии своей постоянной экспозиции в МОМА) Отпечаток Джона Секстона

С чего можно начать сейчас молодому фотографу, который хочет попробовать заниматься проявкой вручную?
Универсальный совет – смотреть как можно больше хороших классиков. По возможности, в оригинальных отпечатках. Если нет такой возможности, то хотя бы в хороших альбомах, чтобы потом анализировать увиденное. Стараться понять, почему шедевр воспринимается как шедевр, а посредственность остается посредственностью. Человек, глубоко понимающий, чего он хочет добиться в фотографии, в итоге сможет решить технические трудности на своем пути и создать уже свои шедевры.

Где брать химию в Москве?
Есть Photosale, там можно купить практически все, если надо. Того, что там нет, можно попробовать намешать самостоятельно, используя химию, которую можно купить в «Русхим». Бумагу можно заказыть из Англии – Silverprint оперативно доставляет. Если дело касается суровой альтернативы типа платины-палладия, то заказывается у Bostic-Sallivan из Штатов.

Творческие планы?
Продолжать в том же духе и никуда не сворачивать с намеченного пути.

  • Отпечатки стопкой
    Отпечатки стопкой
  • Щуп для замера плотностей при печати
    Щуп для замера плотностей при печати
  • Негатив и маски с которыми он печатается
    Негатив и маски с которыми он печатается
  • Ванночки разнокалиберные
    Ванночки разнокалиберные
мастерская

18 January, 2020