Между звуком, текстом и изображением: кто оформляет буклеты musicAeterna

ПОДБОРКИ

Автор: Саша Шапиро

Фото: предоставлены musicAeterna

11 December, 2024

C 2021 года musicAeterna — оркестр и хор Теодора Курентзиса — сотрудничает с современными художниками. «Буклеты-артефакты», созданные в коллаборациях, содержат как авторские эссе музыковедов, так и работы в разных медиумах, вдохновленные исполняемой музыкой.

Поговорили с Ольгой Комок, редактором musicAeterna, и художниками — Евой Хелки, Владимиром Чернышёвым, Александрой Гарт и Владиславом Кульковым — о поисках связей между музыкой и визуальностью.

Работа Александры Гарт для musicAeterna

Ольга Комок

редактор musicAeterna

РАССКАЖИТЕ, КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ДЕЛАТЬ КОЛЛАБОРАЦИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ХУДОЖНИКАМИ?

В 2021 году мы решили отказаться от привычного способа формирования буклетов к концертным программам и фестивалям и попытаться создавать буклеты-артефакты, имеющие собственную ценность — буклеты, которые хочется хранить в книжном шкафу после того, как информационная нужда в них исчерпана. Ценность нашим «маленьким книгам» придают полные либретто-билингвы исполняемых произведений (часто в специально заказанных новых переводах на русский язык), авторские эссе о музыке, которые для нас пишут ведущие современные музыковеды и композиторы, а также, конечно, визуальный ряд. Кроссдицсиплинарность — одна из основ всей деятельности musicAeterna; передавать смысл исполняемой музыки не только словами, но и невербальными способами для нас очень естественная идея, так что сотрудничество с актуальными художниками «затеялось» как бы само собой.

Для нас особенно важно не иллюстрировать содержание буклетов, а представлять самостоятельные и самоценные графические и фотосерии, которые «рассказывают» параллельную историю (часто — не нарративную) и трактуют темы, затронутые в музыкальных произведениях, так, как они видятся современным авторам. Зазор между звуком, текстом и изображением — это пространство свободы, в котором наш адресат, посетитель концерта musicAeterna, не просто может, но вынужден по-своему интерпретировать то, что он услышал, прочел и увидел. Этот эффект — наша основная цель.

Этого эффекта, думаю, достигают абстрактные бумажные скульптуры Ильи Гришаева в буклете о Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, фотографии Оксаны Броневицкой и Дмитрия Жукова — петербургский стрит-арт с птицами и ангелами — вместе с Симфонией псалмов Игоря Стравинского, «топорная ксилография» Нестора Энгельке рядом с «Петрушкой» того же Стравинского, смутные фотопейзажи Сергея Щербакова в «книжках» о Густаве Малере и Антоне Брукнере и так далее. Не упоминаю поразительно интересные «параллельные линии», созданные художниками, которые отвечают на вопросы «Объединения»: иллюстрации к материалу, надеюсь, будут говорить сами за себя.

КАК ВЫ ВЫБИРАЛИ ХУДОЖНИКОВ ДЛЯ КОЛЛАБОРАЦИЙ?

Благодаря сотрудничеству с художницей Марией Батуриной, которая создала особый стиль новой серии буклетов, мы познакомились с множеством прекрасных графиков и фотографов. Все они очень разные, как и музыка, к которой мы «прикладываем» их работы. Но все — большие художники. Не знаю, как точнее определить сочетание самостоятельного взгляда на мир, уверенной техники (у каждого — своя) и присутствия «весомого сообщения» в каждой работе.

Есть и ограничения, которые продиктованы нам и художникам полиграфическими задачами. Восхищают, вызывают благодарность и глубочайшее уважение совместные рабочие процессы, поиск общих решений и то, как артисты, к которым мы обращаемся, идут навстречу.

Работа Владислава Кулькова для musicAeterna

РАССКАЖИТЕ, КАК ШЛА РАБОТА В СЛУЧАЯХ, КОГДА ХУДОЖНИКИ СОЗДАВАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС, НАПРИМЕР, ПОСЕЩАЯ РЕПЕТИЦИИ ОРКЕСТРА И ХОРА.

Мы не диктуем содержание и манеру работ авторам, с которыми сотрудничаем. Прекрасно помню некоторую оторопь при первом взгляде на рисунки Леонида Цхэ, сделанные им на репетициях оркестра и хора. С третьего взгляда я влюбилась в них навсегда: они дивно отражают природу оркестровой игры и хорового пения. С Александрой Гарт дело пошло немного иначе — в диалоге, за возможность которого я бесконечно признательна. С Александрой мы договорились делать буклеты на весь сезон 2024\2025 годов, и этот процесс получился не «повторением пройденного», а настоящим путешествием. Манера художницы меняется от репетиции к репетиции, от буклета к буклету, оркестр, солисты и дирижер предстают каждый раз как новые «явления» и «сущности».

ПОЛУЧАЛИ ЛИ ВЫ ЗА ЭТО ВРЕМЯ ФИДБЕК ОТ ВАШИХ СЛУШАТЕЛЕЙ, ПОСЕТИТЕЛЕЙ КОНЦЕРТОВ, ФЕСТИВАЛЯ?

Да, и мы, и художники получали «положительное подкрепление» от Теодора Курентзиса, артистов musicAeterna и аудитории. Видимо, процесс поиска неявных, часто парадоксальных соответствий между изобразительными и музыкальными произведениями и наблюдение за тем, как большие художники видят musicAeterna, увлекает не только нас самих.

Ева Хелки

художница

КАКУЮ МУЗЫКУ ВЫ СЛУШАЕТЕ?

Я слушаю очень разнообразную музыку, но только когда хочу погрузиться в нее полностью, никогда фоном.

РАССКАЖИТЕ О РАБОТЕ НАД КОЛЛАБОРАЦИЯМИ С MUSICAETERNA. ПОНРАВИЛСЯ ЛИ ВАМ ПРОЦЕСС?

Работа с musicAeterna стала для меня веселым, интересным и ценным опытом. Для меня важно было не просто создать «красивые картинки» для буклета об увертюрах Вагнера, а передать через визуальные образы их масштаб. Пришлось подбирать стилистику, искать ходы. Ключом к серии стал прием: вплетение символов вагнеровских опер в современность. Я много экспериментировала с техниками и стилями, в итоге, остановилась на коллаже. Каждая «картинка» складывалась как паззл, и только находя финальную конфигурацию, я обнаруживала — что же именно сложилось в этом паззле. Процесс работы был очень кайфовым, хотя и не без бессонных ночей, но оно того стоило. Мне кажется, вещи, сделанные для этого буклета, передают атмосферу и энергетику музыки Вагнера, показывают непреходящую актуальность его образов.

БЫЛ ЛИ СО СТОРОНЫ MUSICAETERNA КОНКРЕТНЫЙ ЗАПРОС ДЛЯ ВАС, ИЛИ ВАМ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА?

Мы начали с поисков. Взаимодействие было комфортным и творческим.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВАШИ РАБОТЫ СКОРЕЕ ДОПОЛНЯЮТ МУЗЫКУ ИЛИ РАССКАЗЫВАЮТ СВОЮ, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ИСТОРИЮ?

Для меня это диалог.

  • Работа Евы Хелки для musicAeterna
    Работа Евы Хелки для musicAeterna
  • Работа Евы Хелки для musicAeterna
    Работа Евы Хелки для musicAeterna
  • Работа Евы Хелки для musicAeterna
    Работа Евы Хелки для musicAeterna
  • Работа Евы Хелки для musicAeterna
    Работа Евы Хелки для musicAeterna

Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna

Владимир Чернышёв

художник

КАКУЮ МУЗЫКУ ВЫ СЛУШАЕТЕ?

Если коротко, то всю. Мне близка и авангардная музыка начала XX века, например, Арнольд Шёнберг или Иван Вышнеградский, и современная экспериментальная музыка, совмещающая академический подход, современное искусство и перформанс, например Kali Malone или Lucy Railton.

КАКОЕ МЕСТО МУЗЫКА ЗАНИМАЕТ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

Музыка занимает важнейшее место в моей жизни, я постоянно слушаю музыку, слежу за многими композиторами, музыкантами и некоторыми лейблами, такими как Sacred Bones, Ideologic Organ, ГОСТ Звук и другими.

РАССКАЖИТЕ О РАБОТЕ НАД КОЛЛАБОРАЦИЕЙ С ФЕСТИВАЛЕМ ДЯГИЛЕВ+ 2023 ГОДА, ПОНРАВИЛСЯ ЛИ ВАМ ПРОЦЕСС?

Некоторое время мы пытались нащупать возможный формат паблик-арт объектов для фестиваля, но затем переключились на иллюстрации для буклета Дягилев+. Мне кажется, получилось отлично.

РАССКАЖИТЕ О РАБОТАХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В БУКЛЕТЫ ФЕСТИВАЛЕЙ. БЫЛ ЛИ СО СТОРОНЫ ФЕСТИВАЛЯ КОНКРЕТНЫЙ ЗАПРОС ДЛЯ ВАС ИЛИ ВАМ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА?

Я думаю, мы совпали в желании поработать друг с другом. Несмотря на то, что я безумно люблю музыку, я практически никогда не связывал свои проекты с музыкантами, институциями, занимающимися музыкой, или музыкой как таковой за некоторыми исключениями. Таким исключением как раз и является серия офортов «Камень», которую мы решили использовать в качестве визуального ряда в буклетах фестиваля. В этих офортах я обращаюсь к схематическому изображению звуковых волн, напоминающих природный ландшафт, с источником звука, находящемся внутри камня.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВАШИ РАБОТЫ СКОРЕЕ ДОПОЛНЯЮТ МУЗЫКУ ИЛИ РАССКАЗЫВАЮТ СВОЮ, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ИСТОРИЮ?

Думаю ни то и ни другое. Мне кажется, это самодостаточные изображения, которые существуют в себе и для себя. Они не рассказывают историю, это не нарративные вещи. А если в них можно увидеть нарратив, то скорее фрагментарный, как пометки на полях. В целом мне близок такой подход, при котором произведение не раскрывает контекст, а, наоборот, поглощает его. При этом я не исключаю любые альтернативные интерпретации.

  • Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
    Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
  • Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
    Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
  • Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
    Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
  • Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna
    Работа Владимира Чернышёва для musicAeterna

Александра Гарт

художница

КАКУЮ МУЗЫКУ ВЫ СЛУШАЕТЕ?

У меня не очень разборчивый и взыскательный музыкальный вкус. Я слушаю много чего, назвала это винегретом из всяких странных вещей, где вперемешку идут Radiohead, саундтреки к разным фильмам (от «Фарго» до «Суини Тодда»), Shortparis, народные песни, русский рэп, немножко постсоветской эстрады, техно, Леонид Утесов, СБПЧ, опенинги из аниме, Игорь Стравинский, Эдвард Григ — это то, что у меня в плейлисте сейчас. Но я ничего не слушаю последовательно: это просто какие-то вспышки внезапного интереса, которые выливаются в бесконечное прослушивание одного и того же альбома или одной и той же песни. Я заслушиваю их до дыр, потом совершенно забываю, а спустя несколько лет могу вспомнить и опять начать слушать. Я практически не воспринимаю информацию на слух, ненавижу говорить по телефону, поэтому послушать какую-то новую музыку — это максимально сложная задача для меня. Все новинки, «то, что из каждого утюга», проходят мимо: я просто не воспринимаю их, пока не найду в себе силы. Вот, например, АИГЕL послушала только этим летом — понравилось!

РАССКАЖИТЕ О РАБОТАХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОПУБЛИКОВАНЫ В РАМКАХ КОЛЛАБОРАЦИИ — СЕРИЯ О «СУМЕРЕЧНОМ ЛЕСЕ» — И О ТЕХ, ЧТО БЫЛИ СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ MUSICAETERNA.

Это новый и интересный для меня опыт. Я обычно избегаю фигуративности и реалистичности, а тут как раз была задача рисовать реальных людей. В целом, есть движение от достаточно «красивых» и реалистичных рисунков в первом буклете к более условным, грубым и экспрессивным в четвертом (они мне нравятся больше!).

«Сумеречный лес» был создан в 2018, кажется, году, и всегда представлялся мне неким эскизом сценографии, так что все идеально совпало.

ВЫ ПРИСУТСТВОВАЛИ НА РЕПЕТИЦИЯХ ОРКЕСТРА — ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ.

Мне очень нравится рисовать на репетициях, хотя, вообще-то, я всегда говорю, что не люблю рисовать, и это правда. Мне непривычно рисование с натуры. Каждый раз поначалу это мучение и паника, что ничего не получается, а потом улавливаются какие-то паттерны, геометрия, нащупываются ходы, и паззл потихоньку начинает складываться — это классный момент в работе. Мне тяжело на концертах, я не могу долго сидеть на одном месте, и музыка слишком громкая, а на репетиции можно лежать и быть в наушниках — это еще один неоспоримый плюс.

  • Работа Александры Гарт для musicAeterna
    Работа Александры Гарт для musicAeterna
  • Работа Александры Гарт для musicAeterna
    Работа Александры Гарт для musicAeterna
  • Работа Александры Гарт для musicAeterna
    Работа Александры Гарт для musicAeterna
  • Работа Александры Гарт для musicAeterna
    Работа Александры Гарт для musicAeterna

Работа Владислава Кулькова для musicAeterna

Владислав Кульков

художник

КАКУЮ МУЗЫКУ ВЫ СЛУШАЕТЕ?

Действительно слушать удается редко, но выручает устройство нашей жизни. Моя дочь время от времени упражняется на гобое, и мое присутствие на уроках гарантирует соучастие и сочувствие в тех произведениях, что она исследует. Здесь я и слышу, и более того, порой взбалмошно вношу коррективы в интонации и фразы (намеренно и ожидаемо ли — другой вопрос). Произведения вот уже несколько месяцев одни и те же — композиторы Василий Грецкий, Томазо Альбинони, — но звучат они в разных средах и контекстах, где мы оказываемся ситуативно. Я именно «слышу» каждую модуляцию, всякую ноту и резонирую, движением внутренним вторю звучанию. В остальном, чаще сталкиваюсь с некими культурными явлениями, зашифрованными в аудиальную форму, но то не есть для меня музыка, просто некий опыт предстояния, наблюдения. Так что я, конечно, слышу музыку, но немного не успеваю развиваться в этом направлении.

РАССКАЖИТЕ О РАБОТЕ НАД КОЛЛАБОРАЦИЕЙ С MUSICAETERNA, ПОНРАВИЛСЯ ЛИ ВАМ ПРОЦЕСС? БЫЛ ЛИ СО СТОРОНЫ MUSICAETERNA КОНКРЕТНЫЙ ЗАПРОС ДЛЯ ВАС ИЛИ ВАМ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА?

Работы для буклета-альбома musicAeterna подобрались из моих тогдашних размышлений на бумаге. Мы не уславливались заранее. Качество графического движения, подобного большой нотации, позволило мне предположить листы из альбома «Раковина» как иллюстрации. А потом обнаружилось следующее: декоративность и остраненность такой изобразительности привели к любопытной встрече сквозь мембраны и покровы, отделяющие мои терзания от всего прочего мира, с творениями выбранных оркестром авторов, Николая Римского-Корсакова и Сергея Рахманинова. И я увидел, что мы ближе сквозь время, чем могли бы быть прямо сейчас.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВАШИ РАБОТЫ СКОРЕЕ ДОПОЛНЯЮТ МУЗЫКУ ИЛИ РАССКАЗЫВАЮТ СВОЮ, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ИСТОРИЮ?

Мои работы — всегда «альтернативная история» пауз, тишины и еле заметных движений. Я вижу, в основном, пустое и слышу, видимо, похоже. Посему, конечно, искать подобия — это часть моей работы, но я не гарантирую находки как таковые ни в коем случае.

  • Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
    Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
  • Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
    Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
  • Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
    Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
  • Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
    Работа Владислава Кулькова для musicAeterna
ПОДБОРКИ

Автор: Саша Шапиро

Фото: предоставлены musicAeterna

11 December, 2024