«Мы хотели, чтобы люди после посещения смотрели кино». Куратор Татьяна Гетман об экспозиции «Балабанов»
13 октября в пространстве «Севкабель порта» в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная жизни и творчеству Алексея Балабанова. Мы поговорили с автором идеи и куратором проекта Татьяной Гетман и выяснили, как работать на стыке нескольких медиумов, почему «Цех» на территории порта стал идеальным местом для экспозиции и как поиск архивных предметов из жизни режиссера стал детективной историей.
Татьяна Гетман, куратор и автор идеи: «Площадка "Севкабеля" была осознанно выбрана под эту выставку. Во-первых, очевидна связь пространства и принадлежность героя месту: на Васильевском острове Балабанов находился большую часть жизни, снимал многие из своих фильмов и похоронили его на Смоленском кладбище. Эта связь, а также близость воды и индустриальные пейзажи, которые Алексей Октябринович ценил и любил, тоже повлияли на решение.
Взаимодействие с существующим ландшафтом сыграло для нас очень важную роль: создавая архитектуру с художником Агнией Стерлиговой, мы естественно вписывали ее в фактуры пространства, в которых находится "Цех", поэтому многие элементы были инспирированы в том числе самой средой "Севкабеля" и всем, что находится вокруг и внутри него.
Для меня было очень важно, чтобы архивные и оригинальные объекты существовали в прямом диалоге со сценографией, органично вписывались в ландшафт и сбалансированно взаимодействовали с другими жанрами, поэтому на выставке можно увидеть и витрины, в которых мы выделяем акценты экспозиции, архивные и оригинальные артефакты, и видеоинсталляции, интерактивные объекты и многое другое. Это документы, фотографии, предметы, которые остались со съемок, личные вещи Алексея Октябриновича и его семьи. Вокруг этих энергетически заряженных объектов, представленных в более понятном для классического музея формате, выстраивается нарратив каждого из разделов.
В выставке, посвященной кино — самому эмоциональному виду искусства и творчеству выдающегося кинорежиссера, создавать застывший музей предметов, на мой взгляд, совершенно невозможно. Поэтому хотелось, чтобы все путешествие и следование по экспозиции было очень живым, наполненным всем, что есть в кино: выразительной, объемной картинкой, звуком, светом, драматургией и немного игрой. Работая над топографией экспозиции, также не было желания выстроить все по прямой, прозрачной хронологии, поэтому некоторые фильмы объединены по темам (например "Река" и "Кочегар"), хотя в целом повествование построено по ключевым моментам жизни и творчества режиссера.
Работа с архивными материалами была невероятно интересной и захватывающей детективной историей. Мы начали это расследование примерно за год и закончили незадолго до открытия выставки, потому что некоторые артефакты нашлись в тот момент, когда мы уже отчаялись их ждать. Эта работа оказалась весьма полезной: нам удалось упорядочить (хотя бы начать этот процесс) архив материальных ценностей, собравшийся вокруг Алексея Октябриновича. В шкафах и в кладовках семьи Балабанова я провела немало времени, о местонахождении каких-то вещей вспоминали уже в процессе поисков. Например, несколько эскизов к фильмам мы везли из Оксфорда, что-то из подаренного забирали у друзей семьи, а что-то нашли на "Ленфильме", где никто не вспоминал про вещи со съемок много лет. Так были найдены, например, туфли из "Груза 200", камера Сергея Астахова для фильма "Трофим", которую он сам собирал, стульчик, на котором сидел главный герой "Кочегара", шкатулка из "Счастливых дней". Можно сказать, вещи ждали своего часа, и он наступил сейчас. Удивительное ощущение! Оказалось, что все где-то хранилось и можно найти людей, которые об этом помнят.
С самого начала выставка планировалась и создавалась для самой широкой целевой аудитории. Балабанов — абсолютно народный режиссер. Он снимал для обычных людей и выставка непременно должна была стать такой же. Этим и хороши междисциплинарные выставки: каждая аудитория найдет что-то для себя.
Главный смысловой и концептуальный акцент для меня — донести до зрителя идею о том, что Балабанов — очень разносторонний режиссер, художник, но все его творчество — про одно. Про любовь и глубокое понимание своей страны, про людей и их разную природу, про дружбу, братство и неизбежное одиночество каждого человека и еще очень про разное. А еще показать его, как человека — очень чувствительного, трогательного, глубокого, любящего семью и детей.
Путешествие по выставке мы придумали как очень личное, и предлагаем пройти его в одиночестве, в наушниках под рассказы сыновей Балабанова, самого Алексея Октябриновича о фильмах и своей жизни, а также его ближайшего круга. В этом пути посетитель проходит дорогу типичного героя фильма Балабанова, довольно одинокого и аутентичного.
Главное, чего безусловно хотелось добиться, — чтобы люди после посещения выставки шли и смотрели кино. Алексей Октябринович в своих фильмах сказал больше, чем мы могли про него рассказать. Поэтому основная миссия нашего проекта состояла не только в том, чтобы аудитория поняла, кто такой Алексей Октябринович Балабанов, но прежде всего получила импульс и желание пересмотреть его фильмы. В них он все сказал».
Выставка открыта: со вторника по пятницу с 12:00 до 22:00; в субботу по воскресенье с 11:00 до 22:00.
Стоимость билета: от 400 рублей.