«Мы хотели, чтобы люди после посещения смотрели кино». Куратор Татьяна Гетман об экспозиции «Балабанов»

ВЕРНИСАЖ

Автор: Даниил Токарев

Фото: Мария Павловская

15 November, 2022

13 октября в пространстве «Севкабель порта» в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная жизни и творчеству Алексея Балабанова. Мы поговорили с автором идеи и куратором проекта Татьяной Гетман и выяснили, как работать на стыке нескольких медиумов, почему «Цех» на территории порта стал идеальным местом для экспозиции и как поиск архивных предметов из жизни режиссера стал детективной историей.

Татьяна Гетман, куратор и автор идеи: «Площадка "Севкабеля" была осознанно выбрана под эту выставку. Во-первых, очевидна связь пространства и принадлежность месту: на Васильевском острове Балабанов находился большую часть жизни, снимал многие из своих фильмов, а похоронили его на Смоленском кладбище. Эта связь, а также близость воды и индустриальные пейзажи, которые Алексей Октябринович ценил и любил, тоже повлияли на наше решение.

Взаимодействие с существующим ландшафтом для нас сыграло очень важную роль: создавая архитектуру с Агнией Стерлиговой, естественно вписывали ее в существующий ландшафт и фактуру, в которых находится "Цех", поэтому многие элементы были инспирированы в том числе самой средой "Севкабеля" и всем, что находится вокруг и внутри него.

Для меня было очень важно, чтобы архивные и оригинальные объекты существовали в прямом диалоге, органично вписывались в ландшафт и сбалансированно взаимодействовали с другими жанрами, поэтому на выставке можно увидеть и музей классического восприятия — витрины, в которых мы выделяем акценты экспозиции, архивные и оригинальные артефакты. Это документы, фотографии, предметы, которые остались со съемок, личные вещи семьи и Алексея Октябриновича. Вокруг этих энергетически заряженных объектов, представленных в более понятном для классического музея формате, выстраивается нарратив каждого из пространств. Поэтому они представлены в более понятном для классического музея формате. Нам было очень важно сохранить живую фактуру и энергию места, потому что Балабанов и его кино создают открытое и предельно честное пространство.

Работая над этой выставкой мы поняли, что играть в застывший музей было просто невозможно. Нам нужно было провести тонкую грань между живой органикой и классическим ощущением выставки. В поисках этого баланса, как раз строилась история в экспозиции и работа с объектами. Также мы работали над хронологией экспозиции, стараясь не создавать слишком понятную и прозрачную логику повествования, хоть и выстраивали выставку по ключевым моментам жизни и творчества режиссера.

Работа с архивными материалами была невероятно интересной детективной историей о поиске разных предметов и артефактов. Мы начали это расследование примерно за год и закончили незадолго до открытия выставки, потому что некоторые вещи нашлись в тот момент, когда мы уже отчаялись их ждать. Эта работа оказалась весьма полезной: нам удалось упорядочить архив материальных ценностей, собравшийся вокруг Алексея Октябриновича. В шкафах и в кладовках семьи Балабанова мы провели немало времени, те же артефакты, которые мы не находили, стали искать в других местах: вспоминали, кому те или иные объекты могли быть подарены. Несколько эскизов мы везли из Оксфорда, что-то забирали у друзей, а что-то мы нашли на "Ленфильме", где никто не вспоминал про вещи со съемок много лет. Так были найдены, например, туфли из "Груза 200", камера Сергея Астахова для фильма "Трофим", которую он сам собирал, стульчик, на котором сидел главный герой "Кочегара", шкатулка из "Счастливых дней". Можно сказать, что вещи ждали своего часа, и он наступил сейчас. Удивительное ощущение! Оказалось, что все где-то хранится и можно найти людей, которые об этом помнят.

С самого начала выставка планировалась сразу на самую широкую целевую аудиторию. Балабанов — абсолютно народный режиссер. Он снимал для обычных людей, и мы, конечно, поддерживаем эту ценность. Этим и хороши междисциплинарные выставки: каждая аудитория найдет что-то для себя.

Единого высказывания в этом проекте нет. Путешествие по выставке мы придумали как очень личное, и предлагаем пройти его в одиночестве, в наушниках под рассказы сыновей Балабанова, самого Алексея Октябриновича о фильмах и своей жизни, а также его ближайшего круга. В этом пути посетитель проходит дорогу типичного героя фильма Балабанова, довольно одинокого.

Главное, чего нам хотелось добиться, чтобы люди, после посещения выставки, отправились смотреть кино. Алексей Октябринович в своих фильмах сказал больше, чем мы могли про него рассказать. Поэтому задача нашего проекта состояла не только в том, чтобы аудитория поняла, кто такой Алексей Октябринович Балабанов, но прежде всего получила импульс и желание пересмотреть его фильмы. В них он все сказал».

Выставка открыта: со вторника по пятницу с 12:00 до 22:00; в субботу по воскресенье с 11:00 до 22:00.
Стоимость билета: от 400 рублей.

ВЕРНИСАЖ

Автор: Даниил Токарев

Фото: Мария Павловская

15 November, 2022