Новые лица: знакомьтесь, резиденты 12 сезона Открытых студий Винзавода

ИНТЕРВЬЮ

Фото: Варвара Орлова, Кирилл Рогожкин

18 June, 2025

С 12 марта в Открытых студиях Винзавода под наставничеством Алексея Масляева работают 10 молодых художников. Сезон обещает стать лабораторией, где пересекутся исследования памяти и реальности, «бытовая лирика», критика объективизации и мягкие скульптуры.

Об экспериментах, влиянии привычек на художественную практику и планах на новый сезон — мы поговорили с резидентами и ментором Алексеем Масляевым.

Алексей Масляев

ментор 12 сезона Открытых студий Винзавода, куратор

С ЧЕГО НАЧНЕТЕ НОВЫЙ СЕЗОН?

Новый сезон Открытых студий начинается со знакомства и желания прояснить возможности, которыми обладают резиденты. Как может быть организован рабочий процесс? С кем и как они могут взаимодействовать? Какую событийную форму может принимать их пребывание в Студиях? Понимание этих возможностей — основание для разнообразного опыта, который, уверен, резиденты приобретут.

РАССКАЖИТЕ ПРО КОНЦЕПЦИЮ ЭТОГО СЕЗОНА.

С моей точки зрения, не столько концептуальным оформлением, сколько заглавным мотивом любого сезона Открытых студий выступают отношения, которые устанавливаются между разными акторами системы искусства: между художниками, между художниками и ментором, между резидентами и зрителями, координаторами Студий, кураторами, галеристами и т.д. Нужно ли эти отношения тематизировать? Ответ на этот вопрос не может быть сведен к моему единоличному мнению и должен быть сформулирован только совместно, в обсуждениях резидентов.

ЧЕМ ЭТОТ СЕЗОН ДЛЯ ВАС БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО?

Ментором и составом резидентов.

ПОМЕНЯЛИСЬ ЛИ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ МЕНТОРА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ СПУСТЯ 3 ГОДА?

Три года — значительный период, который позволяет говорить о различиях в социополитическом и культурном контекстах тогда и сейчас. Если мы связываем фигуру ментора с чувствительностью к подобным изменениям, то, конечно, мои представления о менторстве были приведены в соответствие с сегодняшними обстоятельствами жизни. На фундаментальном уровне мое понимание роли ментора в Студиях не претерпело изменений.

Полина Рукавичкина

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Друзьям.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Это сложный вопрос.

Привычка пытаться «всё понять», особенно прежде чем начать и закончить работу, может тормозить и ограничивать меня, но также помогает сделать практику более осмысленной, позволяет более последовательно двигаться в её развитии. Привычка сомневаться тоже влияет двояко. Сомнение рождает неудовлетворенность, а неудовлетворенность заставляет погружаться глубже, искать, задавать много вопросов.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Думаю, что отсутствие плана в привычном смысле можно расценивать как риск, хотя я ощущаю это как что-то менее драматичное. Неопределенность создает напряжение, и отказ от контроля может быть непростым, но для меня знать наперед, что я делаю, обедняет процесс как опыт, делает его менее живым. Отказ от плана дает мне возможность пустить в процесс обстоятельства и других людей, и я верю, что от таких вмешательств у практики больше шансов стать сложнее и многослойнее.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Вокруг размышлений о природе реальности, восприятия, свойств памяти. Вокруг психических феноменов и явлений, возникающих внутри человека и в отношениях между людьми. Вокруг того, чем может и не может быть фотография.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Чтобы подключиться к другой оптике восприятия, покритиковать, заскучать, что-то вспомнить, уйти в неудовлетворенности, потребовать большего, влюбиться, остаться безразличным, задать вопрос, ощутить способность сделать лучше, ощутить невозможность сделать так же, любоваться, использовать как повод для разговора, купить, продать и так далее. Искусство нужно людям, чтобы что-то проживать и понимать.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Я пробую вывести фотографию из плоскости в объем, работаю над фотокнигой и готовлю выставку.

Слева: работы Тамары Сердцевой; справа: работы Полины Рукавичкиной

Павел Гришин

художник

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛ, ЧТО ПРОШЕЛ ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Своей девушке.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Особо не влияют. Во всяком случае, не то чтобы я много думал над этим.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Глобально я не рискую, оставаясь на территории традиционных визуальных искусств, таких как скульптура и живопись. У меня скорее есть какие-то личные риски и эксперименты, на которые я периодически решаюсь, чтобы скорректировать свой метод. Так, например, сейчас я планирую перестать всецело полагаться на подробный подготовительный эскиз и начать больше руководствоваться интуитивным подходом в принятии художественных и композиционных решений.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Моя практика — коллаж из найденных цифровых изображений, скорректированных и составленных определенным образом в соответствии с темой, над которой я работаю в той или иной серии.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

На мой взгляд, у искусства нет какой-то определенной цели.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

В Открытых студиях буду работать над серией крупноформатных холстов C’est Trop, посвященной Декабристскому восстанию 1825 года. Эта тема давно волнует мое воображение, заставляя вновь и вновь возвращаться к этому эпизоду истории. Так, недавно мое внимание привлекла книга Александра Дюма «Учитель фехтования». Помимо всего прочего, в ней описываются события декабря 1825 года (включая казнь пяти декабристов) от лица француза, приехавшего в Петербург на заработки. Книга Дюма ясно передает ощущение идеологического раскола и катастрофы, ставших поворотным моментом и повлиявших на судьбы множества людей и всю дальнейшую историю русской мысли. Я намереваюсь использовать декабрьские события двухсотлетней давности как своеобразную точку входа в локальный социокультурный контекст, а фигуру романтически настроенного, мятежного дворянина — в качестве лирического героя серии. В рамках серии я не планирую иллюстрировать конкретные факты и события. Визуальная составляющая серии будет больше напоминать затянувшееся, вновь и вновь повторяющееся сновидение, полное скрытых метафор и иносказаний, в которых конкретные события и место действия персонажей могут принимать неожиданный образ или даже радикально менять свою изначальную природу и хронологию.

Катя Жилина

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Чуть больше дня привыкала к мысли, потом сообщила подругам.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Процесс создания работ для меня — попытка передать энергию или эмоцию, а не выверенное аналитическое высказывание из серии: «я хорошо подумала над этим вопросом и вот мой ответ». Поэтому, как мне кажется, во всех моих работах есть элемент незавершенности, который большую часть этой энергии несет как незакрытый гештальт.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Я с переменным успехом подступаюсь к видеоарту. Реальность для меня — постоянный источник странности и удивления, и мне хотелось бы приблизиться к этому источнику — двигаясь в сторону видеофиксации, например, — но чем ближе к реальности, тем меньше контроль и сложнее принимать решения о своей работе: получилось ли что-то уловить, довольна ли я результатом.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Думаю, мной движет любопытство и удивление от явлений, которые кажутся обыденными.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Мне бы хотелось вовлечь зрителя в свой мир, создать опыт выхода за пределы привычного, контакта со странным.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

В целом, как художник, хочу работать с пространством, создавать среду. В рамках студий планирую работать с холстами большого формата.

Слева: работы Павла Гришина; справа: работы Кати Жилиной

Алина Золотых

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Я рассказала своему парню. Он всегда все узнает первым.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Мне кажется, они его формируют: привычки влияют на дисциплину и подход, а обыденность становится генератором идей и вдохновения.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

В керамике любой аспект сам по себе экспериментален и рискован. Я никогда не знаю, как всё получится и получится ли вообще. В любой момент всё может пойти не так, но в этом и заключается магия — отлично прокачиваешь навык всеобщего принятия.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Вокруг «бытовой лирики». С самого детства я обожаю придумывать и рассказывать разные истории, часто обращаясь к метафорам. Они помогают проще говорить о сложном, проиллюстрировать то, что трудно объяснить. Через трансформацию повседневных предметов я создаю керамические объекты, а через них — ситуации, в которых обнажается спекулятивная природа человеческой памяти, сознания и восприятия. Мои работы не только о прошлом, но и о настоящем. А настоящее — это, по сути, придумывание историй, которые могут произойти с этими предметами и человеком, взаимодействующим с ними.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Пожалуй, это проявление определенного эгоизма — я занимаюсь искусством в первую очередь для себя, потому что не могу иначе. Что касается зрителя, правильнее было бы спросить у него самого. Но мне хочется верить, что мои работы помогают зрителю найти в них что-то свое, пробудить давно забытые воспоминания или просто поднять настроение.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Пока точно не могу ответить. Мне хочется найти что-то новое, сменить оптику. Возможно, Студии и коллеги неосознанно повлияют на меня и на мое искусство тоже.

Каролина Росляк

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Лучшей подруге — художнице Кате Афониной, которая также была резидентом Открытых студий несколько сезонов назад.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

И напрямую, и опосредованно — начиная с самого подхода к работе. Чтобы всё шло как надо, мне нужно сначала освободить голову. Это применимо как к жизни, так и к работе, потому как большую часть времени я нахожусь в размышлениях и легкой тревоге.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Рискованным считаю тотальное внутреннее обнажение, которое делает уязвимой. Вспомнился сон, в котором ты посреди толпы стоишь совсем голый или когда оказался босым там, где не положено.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Вокруг споров о пользе красоты, женской объективации и самоидентификации, зачастую используя постиронию как метод.

Я стремлюсь обратить внимание на то, как общественные стереотипы и ожидания формируют восприятие женщины самой собой и окружающими. В каждой работе я использую образ, который отражает как внутренний, так и внешний конфликт, возникающий на пересечении феминистской теории и повседневной реальности.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Пока что — для разнообразия.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

В ИСИ я начала работу над проектом «Объективизация», главной темой которого являются вопросы современной красоты: болезненное следование за потребностью в привлекательности. В Открытых студиях хочу продолжить работу, вовлекая зрителя в актуальный контент своей практики. Делаю упор на объекты, работая с разными материалами — папье-маше, воск, масло, керамика, силикон, ткань и другими.

Слева: работа Алины Золотых; справа: работа Каролины Росляк

Тамара Сердцева

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Первое, что я сделала, — даже не прочитав сообщение, но увидев «Поздравляем...», — стала снимать кружок своему партнеру, как раз читая сообщение через экран телефона.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Моя привычка — делать искусство. Я проводить время интересно стараюсь, все говорят — получается, возражать лень, да я особо и не парюсь.

Это просто строчки из рэпа, но можете спросить у кого угодно.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Мое убеждение в безопасности.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Витальное. Мое и кого-то еще.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Развлечься.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Мне хотелось бы приблизиться к более цельному представлению своей разнокалиберной практики, но если говорить предметно — я хочу сделать несколько акварельных серий, связанных нарративом, что-то вроде живописных комиксов или раскадровок со стенд-форматом.

Варвара Силантьева

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Мужу — он в таких моментах всегда первый свидетель. Потом уже рассказала ближайшим друзьям-художникам.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Мое внимание сфокусировано на визуальных образах — порой самых незаметных на первый взгляд. Я часто фиксирую мелочи: странный жест, обрывок разговора, какой цвет преобладает в разных пространствах. Смотрю на всё как будто с полуоткрытым объективом, и всё впитывается.

Много хожу на барахолки — люблю находить странные предметы с историей, которую можно придумать заново. Не обязательно редкие, скорее те, в которых что-то застряло: образ, запах, дух времени. Это как визуальный шум, в котором иногда проступает структура.

Я наблюдаю за тем, как складывается день, обращаю внимание на ритуалы повседневности: как ведет себя свет в мастерской, как предметы и материалы соотносятся друг с другом. Из этих наблюдений складывается визуальный язык — через накопление, повтор, случайность.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Наверное, внедрение вымысла в документальное. Я собираю реальные материалы — архивные фото, тексты, сканы — и помещаю их в искаженную, иногда отталкивающую форму. Это риск, потому что легко скатиться в декоративность или излишнюю нарративность. Я всегда на грани, где фикция может рассыпаться или, наоборот, стать слишком убедительной.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Вокруг границы между настоящим и вымыслом, где время и реальность становятся подвижными, и я иногда примеряю на себя образ «очевидца».

Я работаю с образами, которые вроде бы узнаваемы, но в них что-то сдвинуто — как если бы мы уже где-то это видели, но не можем точно вспомнить где. Меня интересует, как работает фикция, как она становится носителем смысла. Моя практика — работа между объектом, текстом, реконструкцией и инсценировкой. Меня также тянет к темам, которые сложно объяснить словами — к ощущениям, которые находятся где-то рядом с иррациональным, потусторонним. Не в мистическом смысле, а как способ почувствовать, что реальность не такая однозначная, как кажется.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Чтобы почувствовать разрыв между формой и содержанием. Чтобы на секунду поверить, а потом усомниться. Чтобы побыть внутри конструкции, которая похожа на документацию, на музейный экспонат или восстановленный архив — но каждый раз ускользает от определения.

Мне хочется, чтобы зритель оказался в ситуации, когда привычные системы распознавания дают сбой.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Я продолжу работу с воском — натюрморты, отсылающие к голландской живописи и эстетике ванитас. Меня интересует не просто визуальная цитата, а возможность создать через материал эффект замершего времени, зыбкого момента между жизнью и распадом.

Параллельно продолжу серию мозаик, в которых переосмысляю образы прошлого — через деконструкцию канонического, ускользающие детали, ошибки в передаче. Для меня это способ собрать из фрагментов новые нарративы.

Слева: работы Марии Стадник; справа: работа Варвары Силантьевой

Лена С​оловьева

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Семье. Очень признательна им за поддержку.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Привычка наблюдать и погружаться в размышления в попытке понять другого, другое захватывает меня, что приводит к формированию целого проекта, расширяет его.

А вот перфекционизм является временным ограничителем в попытке быстро остановиться и двигаться дальше. Всё это приводит к длинным рабочим процессам. И в то же время обнаружение случайностей, которые я не упускаю и охотно ими пользуюсь в своей практике, вглядываясь в повседневность.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Выход в инсталляцию и большие объекты — то что будоражит, но вызывает большое напряжение. Трудность перейти из концепции, проекта к реализации в силу пока неопределенности места, которое как мне кажется крайне важно в моей практике. Работа с пространством, пожалуй, самая постоянная и неотъемлемая часть моей жизни.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Я всматриваюсь в культуру повседневности через формирование пространств, через ремонты, стройки, чтобы проявить или позволить заметить те скрытые невидимые процессы, которые остаются в поле невидимости. Меня интересует тема границ — социальных, экологических, политических и след, который они оставляют.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Для размышлений, взаимодействий, диалогов и дискурсов, которые нас делают более внимательными к тому, что есть рядом с нами.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Над проектом, который включает в себя видео, инсталляцию, объекты и фотографию.

Андрей Soul

художник

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛ, ЧТО ПРОШЕЛ ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Я был на работе, занимался росписью 150 метров грубой бязи для Масленицы в Культурном центре, когда открыл почту и увидел письмо с приглашением. Был небольшой перерыв, и я, немного уставший, с температурой, в краске с головы до ног, решил проверить сообщения. Увидел в теме «Приглашение…» — сначала подумал, что это очередной спам. Но потом перечитал письмо несколько раз, понял, что это по-настоящему, и побежал к коллегам в офис делиться новостью. Ощущения от письма можно сравнить с эйфорией.

Первыми узнали почти все на работе. Потом я записал кружки в телеграм друзьям, с которыми мы вместе обсуждали подачу заявки. Коллегам из арт-сообщества не рассказывал о прохождении до самого превью — устроил сюрприз.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Думаю, сейчас в моем искусстве прослеживается дисциплина. Чуть больше года назад я отказался от курения и с тех пор стал браться за масштабные проекты, требующие много внимания и усидчивости. Я просто знаю, что мне всё по силам, несмотря на объем, тяжесть, трудоемкость.

Раньше работы были импульсные, на одном дыхании. Сегодня я подробно погружаюсь в процесс от эскиза до реализации, переделываю, если нужно, по нескольку раз те моменты, которые меня не устраивают.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Я работаю с найденными материалами, и почти в каждой работе элемент случайности — ключевой момент. В этом плане сложнее планировать проект, потому что результат зависит от наличия того или иного материала, который я встраиваю методом условной примерки. Эта непредсказуемость меня привлекает, поэтому у меня есть целая «коробочка» всяких штук: металлические детали, грубые полотна ПВХ разной жесткости, бижутерия, плафон от уличного фонаря и чем дальше список, тем страннее вещи в нем.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Вокруг поисков лояльных условий внешней среды для проявления идентичности вопреки гендерным стереотипам. Обычно эти поиски происходят в постсоветском пространстве, где сталкиваются два разных поколения: одни хотят свободы, другие в нее не верят.

Примерами для работ служат личные истории, истории круга близких мне людей и многое происходящее в поле моих интересов. Я нашел отклик в субкультуре, потому что сам прошел через подобные культурные феномены, выражая свою суть.

Сейчас меня интересует рейв-эстетика, поскольку это и есть, по сути, территория свободы — свободы идей, мнений, самовыражения, чувств.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Затем, чтобы освобождаться от предрассудков, растабуироваться, быть добрее и раскрепощеннее (с последним работаю и сам).

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Я подался с проектом «Твердые предметы» — моя центральная серия работ, в которой я смягчаю жесткие материалы путем апсайклинга и сшивания их с мягким наполнителем.

В Открытых студиях планирую развивать эту тему, продолжать шить и масштабировать объекты. Сейчас много смотрю на потолки студий и хочу переместиться с объектами туда — или на улицу, в формате паблик-арта. Хочу задействовать нематериальные медиумы, добавить в выставочные проекты хэппенинги.

Работы Андрея Soul

Мария Стадник

художница

КОМУ ПЕРВОМУ ТЫ РАССКАЗАЛА, ЧТО ПРОШЛА ОТБОР В ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ?

Первой я рассказала маме. Потом сразу написала подруге Ане Дёминой — я очень надеялась, что она тоже прошла отбор и мы будем работать вместе.

КАК ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТВОЯ ОБЫДЕННОСТЬ ВЛИЯЮТ НА ТВОЕ ИСКУССТВО?

Эти области моей жизни так взаимосвязаны, что уже сложно понять, что из чего проистекает. Мне важно бывать на природе — это место, где я могу побыть наедине с собой в тишине и привести мысли в порядок. И в целом любой выход из дома или поездка становятся случайным сбором материала для будущих работ. Я не ищу сюжеты, когда «оптика» настроена нужным образом, они сами меня находят, можно увидеть что-то интересное повсюду.

КАКОЙ АСПЕКТ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИЛИ РИСКОВАННЫМ, И ПОЧЕМУ?

Я люблю сочетать разные техники в одной работе. Какие-то приемы я заимствую из печатной графики. Большую роль в моих работах играет случайность, хотя на первый взгляд так не скажешь. Например, у меня есть работы в технике трафарета, я ее адаптировала под себя. Полосками бумаги я обрамляю нужную мне форму и заполняю ее масляной краской с помощью валика.

Когда я переношу рисунок с кальки на бумагу, у меня иногда остаются углубления от карандаша, в которые потом не попадает краска. Первый раз это получилось случайно — можно было отнестись к этому как к ошибке, но я решила построить на этом приеме целую работу.

ВОКРУГ ЧЕГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА?

Мне интересно фиксировать образы, моменты и делиться ими со зрителем. В своей художественной практике я работаю с пространством. Многие пейзажи имеют описательный характер, я называю их «портретами местности». Важная часть работы — путешествие и опыт дороги. Сюжеты я нахожу и снимаю из окна машины или поезда. Так мои произведения становятся следами перемещения по стране.

Характерная черта моих работ — безлюдные пространства, но они не лишены человека. Через архитектуру я создаю эхо его присутствия. Часто главными героями картин становятся индустриальные и сельские здания — это своеобразные следы, по которым можно составить психологический портрет их авторов и обитателей.

Когда создаю произведения, то использую принцип, похожий на то, как устроены наши воспоминания. Они сначала яркие, со временем тускнеют, теряют детали. От реального сюжета остаются только очертания, ощущения. Я говорю не о событийном воспоминании, а о визуальном. Объекты превращаются в архетипичные образы, которые знакомы каждому. Изображение больше не обладает признаками времени и места, как следствие становится вневременным — вечным.

КАК ДУМАЕШЬ, ЗАЧЕМ ЗРИТЕЛЮ ТВОЕ ИСКУССТВО?

Многие погружаются в пространство, которое я изображаю. Они видят знакомые образы. Зрители испытывают чувство ностальгии и умиротворения. Они узнают в моих работах важные для себя места из прошлого, родные края.

НАД ЧЕМ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?

Я сделаю упор на серию с архитектурой. Что важно — впервые попробую работать с крупными форматами. Очень рада, что Открытые студии позволяют это сделать.

Пока сложно делиться конкретными планами, но чувствую, что буду больше обобщать формы, хочется поэкспериментировать с ними. Посмотрим, куда меня приведет этот поиск, — самой очень интересно.

ИНТЕРВЬЮ

Фото: Варвара Орлова, Кирилл Рогожкин

18 June, 2025