Преодолевая травму: арт-терапия Луиз Буржуа

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: moma.org; artspace.com; garagemca.org; artsy.net; artguide.com

31 May, 2023

Луиз Буржуа умерла 31 мая 2010 года. Ей было 98 лет — она застала почти весь XX век и начало XXI. В своих работах художница обращалась к детским травмам и страхам, анализируя их через творчество. В память о ней рассказываем о ее биографии и главных произведениях.

1.

Буржуа родилась в семье, которая занималась реставрацией старинных гобеленов. У них была своя мастерская и галерея в Париже. С 12 лет художница помогала с реставрацией элементов на полотнах. На художницу сильно повлияла детская травма: она знала о том, что отец изменяет матери с гувернанткой, а ее мама делала вид, что ничего не происходит, при этом тяжело болея. Буржуа хотелось бунтовать против отца, поэтому в 1934 году она поехала в Россию на свои деньги — посмотреть метро и написать про него статью.

2.

В 1932 году художница поступила в университет Сорбонны и стала изучать различные дисциплины, в том числе философию и математику. Но через несколько лет ее заинтересовало искусство, и она начинала учиться в Академии де ла Гранд Шомьер. Там преподавал известный живописец Фернан Леже, который отметил ее талант и посоветовал обратить внимание на создание скульптур.

3.

Буржуа была включена в феминистское движение. В 1966 году она экспонировала свои работы на выставке «Эксцентричная абстракция», организованной художницей и феминисткой Люси Липпард и посвященной антиформному искусству. Буржуа была и политически активной: в 1973 году она участвовала в забастовке в защиту прав сотрудников Музея современного искусства Нью-Йорка.

4.

Художница сознательно не причисляла себя ни к сюрреализму, ни к абстрактному экспрессионизму, хотя ее работы вписывались в эти направления. Она считала себя экзистенциалисткой и любила книги Альбера Камю. В своем творчество Буржуа искала сокрытое, чтобы сделать его явным. Для этого художница разработала свой особый язык чувственности, сильно связанный с телесностью. Как отмечал ее ассистент, Джерри Горовым, «творчество Луиз колеблется между двумя полярными чувствами — любовью и ненавистью».

5.

Буржуа была адептом психоанализа, которым она заинтересовалась в 1950-е годы. Создание работ стало для художницы арт-терапией — искусство помогало ей справиться с невыносимыми эмоциями, тревогой и страхом. Она создала несколько работ, посвященных родителям, и одна из них — инсталляция «Разрушение отца» (1974), в которой стол с трапезой символически стал расчлененным телом родителя.

6.

Еще одна известная серия работ — бронзовые скульптуры «Мама». Одна из них находится около Музея Гуггенхайма в Бильбао, а в 2015 году музей современного искусства «Гараж» провел персональную выставку Буржуа — такую же скульптуру установили около здания. Образ матери как паука ассоциировался у художницы с силой, защитой, спасением. Скульптуры отсылают к мифу об Арахне — девушке, которую боги превратили в паука за то, что соткала их слабости на полотне. Эта история стала для Буржуа автобиографической.

7.

В 1980 у художницы появилась своя студия в Бруклине. Раньше она жила в более узкой комнате, поэтому с новым пространством ее работы увеличились в размерах. Однако Буржуа все равно любила замкнутость, которая создала необходимые границы.

8.

В 1990-е художница создала работы, сделавшие ее еще более заметной в мире искусства. Инсталляции из серии «Клетка» продолжили тему прозрачности, чувства вины и проработки травм. В каждой из конструкций находился предмет, связанный с воспоминаниями и органами чувств — например, в одной из «Клеток» был флакон с духами. Буржуа считала прошлое продуктивным для анализа и старалась представить через личную историю универсальные ощущения. Раскрытие себя приносило облегчение:

«Творить — это акт освобождения, и каждый день эта потребность в освобождении возвращается ко мне. Если говорить об искусстве, что вы предпочитаете: кричать или молчать? Это зависит от того, что вы хотите. Хотите внимания — кричите»

9.

За свою долгую жизнь Буржуа получила множество наград и титулов. В 1983 году она стала членом Ордена искусств и литературы Франции, в 1997 получила Национальную медаль искусств от президента Билла Клинтона, а в 1999 ей присудили Золотого льва на Венецианской биеннале. В 2008 домой к художнице пришел президент Франции, Николя Саркози, чтобы вручить ей медаль Почетного легиона.

10.

В 90 лет у Буржуа сильно ухудшилось зрение, но она не отказалась от гравюр и просто увеличила их размеры. В последний год своей жизни художница создавала работы, поддерживающие ЛГБТК+ сообщество и обнажающие проблемы патриархальных отношений.

11.

Уже после смерти Буржуа, в 2015 году, ее «Паук» (1997) был продан на аукционе за $28,2 млн, что стало рекордной ценой для ее работ и произведений, созданных женщинами в послевоенное время. В 2019 году еще одного «Паука» (1996) купили за $32,055 млн, а в 2022 рекорд снова был побит: на ярмарке Art Basel скульптуру продали за $40 млн. Совсем недавно, 18 мая, «Паук» из той же серии ушел за $32,8 млн на аукционе Sotheby's.

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: moma.org; artspace.com; garagemca.org; artsy.net; artguide.com

31 May, 2023