Пространство развивается так же, как и человек: Илья Гульянц рассказывает про новую школу Masters

АНОНС

Автор: Даниил Токарев

Фото: Полина Варнер

28 November, 2022

В октябре этого года прошло открытие образовательного проекта Masters, приехавшего в Москву из Санкт-Петербурга. Пространство открылось в Малом Патриаршем переулке и совмещает в себе лекторий, кофейню и книжный магазин. Мы поговорили с архитектором, Ильей Гульянцем, и обсудили его видение комплексного образовательного проекта, какие тренды в строительстве нас ждут в будущем, и почему пространство книжного невозможно проектировать без учета самих книг.

О современном образовательном пространстве

Максимально дружелюбным — с учетом глобализации и текущей ситуации. Если мы говорим о лектории, то его помещение должно быть чистым, чтобы креативные мысли могли рождаться без отвлечения на общие рефлексы. В современном мире все чаще используются приемы, связанные с минимализмом, — воздушное пространство, в котором размещался бы не только лекторий, но и что-то сопутствующее, — например, кафе и книжный магазин. Когда есть такой симбиоз разных структур, это делает помещение максимально удобным и комфортным для гостей.

Поэтому перед нами стояла задача — освободить пространство и сделать его максимально свободным. Нужно было также учитывать то, что это постройка прошлого века с деревянными перекрытиями и большим количеством элементов декорирования, от которых надо было частично избавиться, — ведь красота, в том числе, и в простоте.

Как устроена школа Masters

Мы разделили пространство на несколько частей: лекционный зал на нижнем и цокольном этажах, зона ожидания, кафе и книжный — расположены около окон. Там же мы расположили деревянные банкетки и столы, чтобы гости могли присесть, почитать, поработать за ноутбуком или что-то освежить в своей памяти к занятию. В общем, это пространство мультифункциональное и объединяющее людей, которые заряжены общей идеей познания искусства. Центральный элемент этого зала — стол, который сделан из травертина. Он является доминантой, вокруг которого разворачивается вся история, и размещаются люди, с которыми можно познакомиться, почувствовать себя вовлеченным в образовательный процесс, поделиться своими мыслями.

Основным источником вдохновения для создания всего проекта был человек, который горит идеей: в данном случае — Полина Бондарева, основатель Masters. Также большим вдохновением было само помещение и то, как в нем располагаются окна, какой там свет, как расположены комнаты. Даже книги в магазине были источником вдохновения. Обложки, которые разработали дизайнеры и художники, — это произведение искусства, которые становятся главными героями интерьера.

По моему опыту, общественное пространство начинает жить только с первыми гостями, до этого момента оно остается оболочкой. С гостями сразу понимаешь, что бумажный чертеж претворился в жизнь, и на этом моменте понимать возможные корректировки, потому что пространство — это живой организм: где-то необходимо добавить стульев, убавить количество небольших столов, нужно что-то переставить, переформатировать, подвинуть или подвесить выше.

Что интересного сейчас происходит с архитектурой?

С каждым годом и десятилетием процессы создания новых материалов и их имплементация в архитектуру растет, но за один-два года так глобально новые технологии не внедряются, нужно как минимум пять-десять лет.

В прошлом году на архитектурной биеннале в Венеции победили Арабские Эмираты, представив проект с переработанным цементом, полученным от разрушенных зданий и использующийся в постройке новых зданий. Также заметен тренд на сокращение теплопотери здания. Для этого используется вторичная энергия, вырабатываемая не только солнцем, но и получаемая от того же отопления здания.
Так что, основной тренд – максимальное совмещение функциональности, эстетики, экономии, энергетической эффективности.

А еще время, конечно, меняет структуру самих пространств. Например, сейчас какие-то функциональным зонам уделяется меньше внимания, так как люди перестают готовить или даже собираться дома. Происходит упрощение: за последние 10 лет я вижу, что ручной труд максимально сокращается и все, что с ним связано, становится дороже.

АНОНС

Автор: Даниил Токарев

Фото: Полина Варнер

28 November, 2022