Жир, войлок и заяц: мифология Йозефа Бойса

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: artnews.com; artsy.net; tate.org

12 May, 2023

Сегодня родился художник Йозеф Бойс, известный своими провокационными перфомансами. В статье вы узнаете о том, почему он предпочел искусство науке, что для него значит шаманизм и как он боролся с антропоцентризмом.

1.

Бойс родился в 1921 году в немецком городе Клеве. Его отец торговал овощами и сельскохозяйственной продукцией. Родители ни к чему не принуждали Бойса, но надеялись, что он пойдет работать на местный солеваренный завод — самый крупный и престижный в городе. Но его тянуло к науке — он начал изучать биологию и математику.

2.

Художник участвовал во Второй мировой войне в качестве летчика-истребителя. С этим периодом связана легенда, придуманная самим Бойсом: после падения самолета его спасли крымские татары, окутав раны жиром и войлоком. В дальнейшем Бойс будет использовать эти материалы во многих произведениях. Например, жир есть в работе «Толстый стул» (1964), которая, по мнению автора, была не просто скульптурой, а энергетическим центром и процессом, ведь жир постепенно таял.

3.

Война стала для художника переломным моментом: он решил, что после ее окончания надо выбрать между искусством и наукой. В последней он разочаровался: на одной из лекций, когда профессор в подробностях рассказывал про амебу, Бойс решил, что не хочет изучать всю жизнь один лишь образ, не углубляясь в смыслы. Хотя ему нравилась научная терминология, его пугал рационализм ученых. Чистый академизм в живописи он тоже не любил, видя в нем ограниченность искусства.

4.

Бойс считал, что в человеке есть творческий импульс, который нужно раскрыть, черпая энергию из своих переживай — только так можно почувствовать себя живым. Он говорил, что «каждый человек — художник», нужно лишь стать достаточно свободным. Сама жизнь подпитывает искусство.

5.

Через свои работы он надеялся вызвать эмоции у зрителей — как позитивные, так и негативные. В художнике он видел провокатора, который способен самостоятельно интерпретировать историю и ставить под сомнение господствующую культуру. Бойс отмечал, что подобные принципы есть и у современных ему авторов — композитора Джона Кейджа, известного своей музыкальной пьесой 4′33″, и Нам Джун Пайка, основателя видеоарта. Именно они предложили радикально новое искусство.

6.

В 1950-60-е годы Бойс становится известным. Он активно продвигает «искусство действия» и становится частью движения Fluxus. Художник делает акцент на перформансах с ритуальным подтекстом. Его интересует образ шамана, который соединяет в себе духовное начало и культурные артефакты. В одном из самых известных его перформансах, «Как объяснять картинки мертвому зайцу» (1965), Бойс в шаманской атрибутике ходил по галерее с зайцем в руках, объясняя ему искусство. Образ этого животного появлялся и в дальнейшем: в 1982 году для выставки documenta он слепил зайца и солнце из переплавленной копии короны Ивана Грозного.

7.

Как можно увидеть на примере зайца, Бойс часто разрушал идею антропоцентризма, фокусируясь на животных:

«Да, я говорю за зайцев, которые не могут говорить сами за себя»

Он считал, что именно животная сила способна противостоять рациональному мышлению современности. Еще одним перформансом, связанным с этой идеей, стал «Я люблю Америку, Америка любит меня» (1974). Во время его проведения художник не ступил на американскую землю — из аэропорта его несли на носилках. Неделю он жил в изолированном пространстве вместе с койотом, который сначала относился к нему враждебно, а потом привык. Бойс создал ситуацию, в которой исчезла иерархия между человеком и животным.

8.

С 1960-х годов художник преподавал в Дюссельдорфе. Профессия учителя для него была искусством, где нужно уметь представлять себя и объяснять свои принципы. Его целью было побудить учеников к свободному мышлению. Он не требовал, чтобы они следовали за ним — важно было создать живую форму. Часто он защищал студентов и выступал с ними против администрации, из-за чего его уволили.

9.

Бойс редко ходил на выставки и мало читал об искусстве. Он считал, что визуальное не так важно, как мысль. Участвовать в выставках он тоже не любил, потому что это противоречило его взглядам:

«Для меня выставка — это уже мертвое. Это то, к чему я себя принуждаю. Я буду делать выставку только тогда, когда выхода совсем нет»

10.

В 1967 году коллекционер Карл Стрехер купил 300 работ Бойса. Позднее он получил право одним из первых покупать произведения художника и выставлять их на публику. Сейчас большая часть этой коллекции хранится в Музее земли Гессена.

11.

Бойс создавал «социальные скульптуры», связанные с экологической повесткой. В 1982 году он и все желающие начали сажать дубы вместе с базальтовые блоками — их количество должно было достигнуть 7000, простираясь от Германии до России. Последнее дерево посадили уже после смерти художника.

12.

В 2020 году группа активистов Frankfurter Hauptschule украла одну из работ художника — «Батарею Капри» (1985), передав ее музею Танзании. Акцию, названную “Bad Beuys go Africa”, провели с целью привлечь внимание к истории Германии: в прошлом страна забирала культурные артефакты у колоний.

13.

Интерес к творчеству Бойса не угасает: в 2016 году на аукционе Christie’s работу Бойса «Момент времени: мюнхенская бойня» (1972) купили за £854,5 тыс., что является рекордной ценой для художника. А в 2021 году по случаю его 100-летнего юбилея прошли выставки, спектакли и различные мероприятия. Десятки немецких музеев приняли в этом участие, отдав должное наследию Бойса.

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: artnews.com; artsy.net; tate.org

12 May, 2023