Fat, felt, and hare: Joseph Beuys’ mythology

news

Author: Oxana Lebedeva

Photos: artnews.com; artsy.net; tate.org

12 May, 2023

Today marks the birthday of a renowned artist Joseph Beuys, who is famous for his provocative performances. In this article you’re going to find out why he chose art to science, what significance for him possesses shamanism, and how he fought anthropocentrism.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

1.

Бойс родился в 1921 году в немецком городе Клеве. Его отец торговал овощами и сельскохозяйственной продукцией. Родители ни к чему не принуждали Бойса, но надеялись, что он пойдет работать на местный солеваренный завод — самый крупный и престижный в городе. Но его тянуло к науке — он начал изучать биологию и математику.

2.

Художник участвовал во Второй мировой войне в качестве летчика-истребителя. С этим периодом связана легенда, придуманная самим Бойсом: после падения самолета его спасли крымские татары, окутав раны жиром и войлоком. В дальнейшем Бойс будет использовать эти материалы во многих произведениях. Например, жир есть в работе «Толстый стул» (1964), которая, по мнению автора, была не просто скульптурой, а энергетическим центром и процессом, ведь жир постепенно таял.

3.

Война стала для художника переломным моментом: он решил, что после ее окончания надо выбрать между искусством и наукой. В последней он разочаровался: на одной из лекций, когда профессор в подробностях рассказывал про амебу, Бойс решил, что не хочет изучать всю жизнь один лишь образ, не углубляясь в смыслы. Хотя ему нравилась научная терминология, его пугал рационализм ученых. Чистый академизм в живописи он тоже не любил, видя в нем ограниченность искусства.

4.

Бойс считал, что в человеке есть творческий импульс, который нужно раскрыть, черпая энергию из своих переживай — только так можно почувствовать себя живым. Он говорил, что «каждый человек — художник», нужно лишь стать достаточно свободным. Сама жизнь подпитывает искусство.

5.

Через свои работы он надеялся вызвать эмоции у зрителей — как позитивные, так и негативные. В художнике он видел провокатора, который способен самостоятельно интерпретировать историю и ставить под сомнение господствующую культуру. Бойс отмечал, что подобные принципы есть и у современных ему авторов — композитора Джона Кейджа, известного своей музыкальной пьесой 4′33″, и Нам Джун Пайка, основателя видеоарта. Именно они предложили радикально новое искусство.

6.

В 1950-60-е годы Бойс становится известным. Он активно продвигает «искусство действия» и становится частью движения Fluxus. Художник делает акцент на перформансах с ритуальным подтекстом. Его интересует образ шамана, который соединяет в себе духовное начало и культурные артефакты. В одном из самых известных его перформансах, «Как объяснять картинки мертвому зайцу» (1965), Бойс в шаманской атрибутике ходил по галерее с зайцем в руках, объясняя ему искусство. Образ этого животного появлялся и в дальнейшем: в 1982 году для выставки documenta он слепил зайца и солнце из переплавленной копии короны Ивана Грозного.

7.

Как можно увидеть на примере зайца, Бойс часто разрушал идею антропоцентризма, фокусируясь на животных:

«Да, я говорю за зайцев, которые не могут говорить сами за себя»

Он считал, что именно животная сила способна противостоять рациональному мышлению современности. Еще одним перформансом, связанным с этой идеей, стал «Я люблю Америку, Америка любит меня» (1974). Во время его проведения художник не ступил на американскую землю — из аэропорта его несли на носилках. Неделю он жил в изолированном пространстве вместе с койотом, который сначала относился к нему враждебно, а потом привык. Бойс создал ситуацию, в которой исчезла иерархия между человеком и животным.

8.

С 1960-х годов художник преподавал в Дюссельдорфе. Профессия учителя для него была искусством, где нужно уметь представлять себя и объяснять свои принципы. Его целью было побудить учеников к свободному мышлению. Он не требовал, чтобы они следовали за ним — важно было создать живую форму. Часто он защищал студентов и выступал с ними против администрации, из-за чего его уволили.

9.

Бойс редко ходил на выставки и мало читал об искусстве. Он считал, что визуальное не так важно, как мысль. Участвовать в выставках он тоже не любил, потому что это противоречило его взглядам:

«Для меня выставка — это уже мертвое. Это то, к чему я себя принуждаю. Я буду делать выставку только тогда, когда выхода совсем нет»

10.

В 1967 году коллекционер Карл Стрехер купил 300 работ Бойса. Позднее он получил право одним из первых покупать произведения художника и выставлять их на публику. Сейчас большая часть этой коллекции хранится в Музее земли Гессена.

11.

Бойс создавал «социальные скульптуры», связанные с экологической повесткой. В 1982 году он и все желающие начали сажать дубы вместе с базальтовые блоками — их количество должно было достигнуть 7000, простираясь от Германии до России. Последнее дерево посадили уже после смерти художника.

12.

В 2020 году группа активистов Frankfurter Hauptschule украла одну из работ художника — «Батарею Капри» (1985), передав ее музею Танзании. Акцию, названную “Bad Beuys go Africa”, провели с целью привлечь внимание к истории Германии: в прошлом страна забирала культурные артефакты у колоний.

13.

Интерес к творчеству Бойса не угасает: в 2016 году на аукционе Christie’s работу Бойса «Момент времени: мюнхенская бойня» (1972) купили за £854,5 тыс., что является рекордной ценой для художника. А в 2021 году по случаю его 100-летнего юбилея прошли выставки, спектакли и различные мероприятия. Десятки немецких музеев приняли в этом участие, отдав должное наследию Бойса.

news

Author: Oxana Lebedeva

Photos: artnews.com; artsy.net; tate.org

12 May, 2023